Организация сенсорного воспитания с детьми младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: особенности использования игр с природным материалом в процессе сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Охарактеризовать задачи, содержание, методы и средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Выделить и описать особенности использования игр с природным материалом в процессе сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Подобрать игры с природным материалом для сенсорного воспитания дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

ЧЕРНОВИК последний.docx

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Основной целью программы "Детский сад - дом радости" (В.Т. Иванова, Н.М. Крылова, Пермь, 1990) является разработка целостного педагогического процесса содействия развитию каждого воспитанника как неповторимой личности, испытывающей потребность в коллективе, в обогащении себя через разные виды деятельности, направляемые педагогом по принципам "педагогики сотрудничества".

Специфика данной программы в новой форме организации труда. Ее план-сценарий детально расписан по неделям и дням. Ведущая форма самовоспитания - игра. Основная идея программы - "Никого ничему нельзя научить, можно только научиться!" [13, с. 142].

В программе большое внимание уделено наблюдениям в природе. Сенсорное воспитание осуществляется в дидактических играх, на прогулках, экскурсиях, при наблюдениях, в режимных моментах. Обращается внимание детей на сенсорные качества предметов. По нашему мнению, наряду с названными формами, в младшем дошкольном возрасте должно иметь место и специально организованное обучение по развитию сенсорных способностей.

Программа "Радуга" (1990 г.) разработана коллективом НИИ школ под руководством Т.Н. Дороновой, С.Г. Якобсон рассчитана для работы с детьми 2-7 лет. Решение задач сенсорного воспитания авторы видят в следующем: - создание развивающей предметной среды с использованием дидактических игрушек, природного материала и предметов "взрослого" быта; - побуждение ребенка к действиям с предметами, направленных на ознакомление с ними; - открытие новых сторон предметов через словесные комментарии; - знакомство с миром неживой природы, экспериментирование и исследование свойств и качеств предметов [13].

В процессе общественно-исторического развития человечество систематизировала все многообразие свойств предметов. Были выделены основные формы предметов (шар, круг, квадрат и др.), основные цвета и т.д. Овладение этими основными формами, цветами и т.д. и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире.» Столкнувшись, например, с предметом той или иной формы, ребенок может соотнести ее с известными ему основными формами, отметить сходство и различия: «Это как овал», «Это похоже на кубик» и т.д. Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы предметов, их цвет и воспроизводить затем в рисунках, и постройках. Эти основные формы, основные цвета выступают как эталоны, образцы, которые помогают детям разобраться во всем многообразии свойств предметов. Эталоны входят как составная часть в содержание сенсорного воспитания. Причем эта часть чрезвычайно существенна: овладение ею в значительной степени определяет общий успех в сенсорном воспитании детей. Поэтому одна из основных задач сенсорного воспитания детей - формирование у них представлений о такого рода эталонах [25].

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей в младшем дошкольном возрасте.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться - в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины [10].

 

 

 

    1. Методы и средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

 

 

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.

Развитие ощущений и восприятий происходит успешнее в условиях целенаправленной содержательной деятельности. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) не только создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками [3].

Прежде чем нарисовать какой-нибудь предмет, надо вычленить форму, установить ее сходство с определенной геометрической фигурой; при сооружении постройки по образцу приходится расчленить его на части, среди набора деталей найти необходимые.

Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов, с целью определения их свойств. 

Обследование – это специально организованное восприятие, направленное на определение детьми формы, величины предмета, его свойств. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков [17].

Например, на занятиях по музыке или в игровой деятельности воспитанникам предлагается внимательно рассмотреть предметы, с которыми они будут работать – строительный материал, шарики, мягкие игрушки, флажки и т. п. Все это дает возможность различать предметы по форме, цвету, качествам.

Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операции сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов [17].

Воспитатель обучает детей приемам обследования. Вначале ставит перед ними цель: чтобы нарисовать предмет, надо рассмотреть, из каких частей он состоит; чтобы соорудить постройку, надо проанализировать образец. Затем он знакомит детей с основными этапами обследования [3].

При обучении рисованию, конструированию процесс обследования состоит из следующих этапов:

- восприятие целостного  облика предмета;

- вычленение отдельных  его частей и определение их  свойств (форма, величина и т. д.);

- определение пространственных  взаимоотношений частей относительно  друг друга (выше, ниже, слева, справа);

- вычленение более мелких  частей предмета и установление  их расположения по отношению  к основным частям; повторное  целостное восприятие предметов [17].

При подготовке к другим видам деятельности, например к труду, отбираются и соответствующие способы обследования. Так, чтобы определить свойства бумаги и ткани, воспитатель предлагает детям послушать - что происходит, когда мнешь бумагу и ткань, попробовать разорвать лист бумаги и кусочек ткани, постирать в воде кукольное платье из бумаги и из ткани.

Обучение обследованию предметов проводится с учетом возрастных возможностей детей. Здесь воспитатель продвигается с детьми от простого к сложному.: младшим даются предметы более простые по форме (мячик, кубик, башенка), окрашенные в основные цвета, без излишних деталей; старшие могут рассматривать и анализировать все окружающие их предметы, выделять большее количество качеств (цвет, форму, вес, твердость или мягкость, фактуру материала и др.) [17].

Дети, с которыми последовательно проводится работа по обследованию, выделяют и называют большое количество признаков каждого предмета. Это и есть та аналитическая мыслительная деятельность ребенка, которая позволит ему в будущем глубже вглядываться в предметы и явления, замечать в них существенные и несущественные стороны, видоизменять их в нужном направлении.

Дети узнают при знакомстве с предметами и их словесное обозначение – шар, куб, пирамида, круг, квадрат. Словесное усвоение обозначения или названия предмета в дальнейшем помогает ребенку свободно ориентироваться в мире предметов и в окружающей действительности в целом [3].

Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.

Сенсорные эталоны - это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др.), различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах. Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном стане, плоскостные и объемные геометрические фигуры и др.

Если ребенок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он соотносит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей [17].

Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. Например, старших детей вовлекают в ремонт книг, коробок для настольно-печатных игр, при этом определяют, какую взять бумагу для подклейки страниц, ремонта обложки, коробки (тонкую, толстую, прозрачную), какой длины и ширины вырезать полоски [18].

Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагаются игрушки, развивающие их ощущения и восприятия. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и др.). В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красный коврик красные предметы, кладет в коробку игрушки круглой и овальной формы и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами [18]. 

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке малыши учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба - коричневого, у ивы - зеленовато-желтого, у осины -красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства [18].

Таким образом, основным методом сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста является обследование  предметов, с целью определения их свойств. Дети узнают при знакомстве с предметами и их словесное обозначение, используются словесные методы.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками.

 

 

 

    1. Особенности использования игр с природным материалом в процессе сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

 

 

Как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.

Игры с природным материалом — снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом и т. п. являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними.

В играх с природным материалом для младших дошкольников используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления [22].

В группе младших дошкольников есть природный материал (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки). Их применяют при проведении таких дидактических игр, как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев", и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение [9]. (Приложение А)

Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий. Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формочку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады. Действуя таким образом с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними. В ходе строительно — сюжетной игры с песком «Зоопарк» помимо загородок, забора, кассы дети строят дорогу для маленьких грузовых и легковых машин, гараж. На грузовиках они подвозят животным пищу, а на легковых машинах катают экскурсантов, это игра будет возникать вновь и вновь, если постепенно обновлять игрушки. И хотя постройки быстро разрушаются, дети строят новые клетки, вольеры, пруды и т.д. [22].  

Информация о работе Организация сенсорного воспитания с детьми младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом