Организация творческой деятельности в детских оздоровительных лагерях, как важное условие социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Чудесное время летних каникул, многотысячная детвора проводит в загородных пионерских лагерях, лагерях труда и отдыха, на летних площадках и др. Как помочь им использовать лето для укрепления здоровья, физических сил, обогащения знаниями, новыми впечатлениями? Что нужно, чтобы дети получили радость от общения с товарищами, взрослыми и чувствовали себя в социуме комфортно? Эти вопросы встают перед воспитателями, вожатыми

Содержание

Введение
2. Цели и задачи
3. Социализация личности
а) Понятие личности, личность и общество,
б) Личность и основные факторы ее развития
в) Этапы социализации
г) Групповой опыт
д) Уникальный индивидуальный опыт
е) Социальные роли
4. Работа в ДОЛ
5. Личный опыт работы в ДОЛ
6.Заключение
7. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломка.docx

— 44.87 Кб (Скачать файл)

д) Уникальный индивидуальный опыт

Почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они имеют сходный групповой опыт? Потому что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группам, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых. Психоаналитики утверждают, что некоторые инциденты, происшедшие в ходе личностного опыта, могут быть критическими, так как они придают определенную окраску всем последующим реакциям человека на окружающую среду. Известен, например, случай травматического значения маленького эпизода, когда у пятилетней девочки чужой дядя отнял и выкинул любимую куклу. Впоследствии этот эпизод повлиял на общение ставшей взрослой женщины с мужчинами. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей.

е) Социальные роли

Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе. Например, человек является членом семьи как малой группы, но он еще член и коллектива предприятия, и общественной организации, и спортивного общества. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Например, директор предприятия, занимающий в данном коллективе самое высокое положение, придя в спортивное общество, будет находиться там на правах новичка и неумехи, т.е. займет низкое положение. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли. Социальный статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе или группы, во взаимоотношениях с другими группами (некоторые социологи используют термин “социальная позиция” как синоним социального статуса). Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщины, отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. В этом смысле статус и роль – это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.

 

Процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я»-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой «Я»-образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа в детских  оздоровительных лагерях

 

Детский оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением для детей в возрасте от 6 до 17 лет. Лагерь существует для организации отдыха детей и их оздоровления. Согласно ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 21.12.04.№ 170 ФЗ. Отдых детей и их оздоровление – это " совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований". Данным законом определен статус детских оздоровительных учреждений – это "организация отдыха детей и их оздоровление - детские оздоровительные лагеря, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления".

Санаторные лагеря. Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. Здесь не планируются грандиозные развлекательные мероприятия, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.

Профильные лагеря. Здесь устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, конкурсных программ, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам.

Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.

Лагеря с дневным пребыванием детей. Подобные лагеря организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.

Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей, которые наиболее ярко выразились сегодня в создании региональных социально-педагогических программ: поддержка одаренных детей и подростков; организация активного отдыха детей с девиантным поведением; патриотическое воспитание. Также организуются семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов, лагеря детских общественных организаций (скаутов, пионеров); летние мастер – школы, профилактические летние лагеря и смены, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, детские площадки, летние центры детских общественных организаций. В настоящее время так же получила развитие форма лагеря при учреждениях социального обслуживания. Это лагеря с дневным пребыванием детей и подростков, профильные лагеря, лагеря с круглосуточным пребыванием детей, которые базируются при центрах социального обслуживания населения, центрах помощи семье и детям, различных реабилитационных центрах, целью деятельности, которых является не только организация отдыха детей, но и их социальная защита и реабилитация. Целями организации воспитательной деятельности с детьми в зависимости от условий (кадровых, наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) и типа лагеря могут быть:

- социально-педагогическая защита детей;

- предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных

отношений между людьми, развитие способностей и интересов личности, защита ее прав;

- формирование и развитие личностных качеств детей, необходимых для

позитивной жизнедеятельности;

- увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их

способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие проблемы;

- создание условий, в которых дети и подростки могут максимально

проявить свои потенциальные возможности;

- адаптация или реадаптация детей в обществе;

- компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;

- дополнительное образование, получаемое в соответствии с их

жизненными планами и интересами.

 

 

 

        Перед  выездом в лагерь надо тщательно  продумать содержание работы  с учётом современных требований  и направлений.

  В период  летней  педагогической практики студенту  следует:

- ознакомиться со спецификой  воспитательной работы в летних  условиях;

- изучить особенности  детей временного коллектива, специфику  планирования воспитательной работы  в летних условиях;

- организовать самостоятельную  практическую деятельность в  качестве вожатых (воспитателей, методистов, руководителей кружков)

- принять участие в  научно-исследовательской работе  по психолого-педагогическим проблемам;

 Ознакомление со спецификой  воспитательной работы в летних  условиях включает в себя:

- знакомство с задачами, основными направлениями работы, структурой базы практики и  составление её характеристики (материальная  база, педагогический коллектив, контингент  детей, традиции, условия работы  и т.д.)

- изучение и анализ  опыта лучших вожатых, воспитателей, методистов, руководителей кружков (изучение плана работы, отчётов, дневников, проведение бесед и  т.д.)

- знакомство с режимными  моментами дня, едиными требованиями  к работе по охране жизни  и здоровья детей в условиях  лета, правила внутреннего распорядка.

 Специфика работы с  детьми в летний период обусловлена  особенностями временных коллективов  детей. Поэтому необходимо систематическое  и целенаправленное изучение  детей. Оно предусматривает:

- изучение медицинских  карт детей с целью выявления  особенностей их физического  развития.

 В процессе работы  необходимо постоянно:

- вести наблюдение за  детьми в различных видах деятельности

- составлять характеристики  воспитанников, коллектива;

 Отряд в лагере представляет  собой временное детское объединение  и является центром  жизни воспитанника. Здесь даётся поручение, здесь  он проявляет свои способности  организатора и исполнителя, перед  отрядом отвечает за свои дела, поступки и поведение. В отряде  ребята учатся коллективно действовать, подчинятся воле коллектива. Развитие  детского коллектива детского  оздоровительного лагеря представляет  собой, достаточно законченный цикл. Это период весьма заметных  изменений в системе взаимоотношений  детей, качественных преобразований  нравственных ценностей. Этапы (организационный, основной, заключительный), которые  проходит детский коллектив за  лагерную смену в своём развитии  и становлении, имеют свою специфику, свои особенности. Это обусловлено  динамичностью жизни отряда, высокой  интенсивностью общения, содержанием  и характером деятельности. Дух  и настрой всей смены определяют  первые дни.  Это так называемый  организационный период, или период  первоначального объединения. В  это время очень важно определить  возможности и способности ребят, круг их интересов, желаний и  ожиданий. Всё это требует от  вожатых умений поставить конкретные  задачи воспитания, продумать систему  дел в логике и последовательности. Организационный период лагерной  смены  охватывает 3-5 дней. Характерной  особенностью этого периода является  то, что нет ещё достаточной  организованности детей. Они или  незнакомы друг с другом, или  мало знакомы. Актив ещё не  определён, органы самоуправления  не созданы. Это период  адаптации  как детей, так и взрослых –  вожатых, воспитателей. Организационный  период, как правило, заканчивается  праздником открытия лагеря (на  второй, третий день смены). Но, это  весьма условно, т.к. понятие «конец  организационного периода» означает  готовность (дружины, отрядов, хозяйственных  служб) к работе. А этого сразу  достичь, как показывает практика, удаётся не всегда и не везде. В то же время резко отличаются  оргпериоды первой и второй  смен, во- вторую – он наиболее  чёткий, организованный, поскольку  снят целый ряд хозяйственных  проблем, много отлажено за первую  смену.Вожатому необходимо учитывать, что для него есть свой организационный  период, когда необходимо решить  целый ряд задач: приём детей, организация самообслуживания детей, режима распорядка дня. Но главная задача, на решение которой должны быть направлены усилия вожатого, -  организация детского коллектива, правильных взаимоотношений в нём, отрядной деятельности. Организация детского коллектива в условиях краткого времени смены может начаться с организации дел, создания ситуации, позволяющей воспитанникам скорее познакомиться друг с другом, а вожатому и воспитателю - определить интересы, склонности, желания детей, выявить детей, обладающих организационными способностями, оказывающее положительное влияние на остальных ребят. Перед приездом детей можно предложить приготовить творческие сюрпризы для других отрядов лагеря. Это может быть концерт, состоящий из нескольких номеров, массовая игра для малышей и многое другое. Но для этого вожатому необходим солидный багаж знаний, умений и навыков ( например, знать текст басни, которую легко инсценировать, знать песню, незнакомую ребятам, знать малые формы работы в пионерском лагере и т.п.). Малые формы работы – коллективные творческие дела, они предполагают деление отряда на группы. Вариации деления могут быть самые разнообразные, их выбор диктует содержание игр.  Можно предложить следующие:

- по жребию. Отряд выстраивается  в шеренгу и рассчитывается  на первый- пятый. Первые номера  образуют команду №1, вторые - №2 и т.д.

- выбери капитана. Вожатый  назначает нескольких пионеров  капитанами ( четыре-пять человек), они  потом возглавят группы. Затем  предлагает к каждому из капитанов  подойти по одной девочке, потом -  по одному мальчику, затем  – опять по одной девочке  и т.д., пока весь отряд не  разойдётся по группам;

- ТОТ – творческое  объединение тезок. Отряд делится  на пять – шесть групп по  именам: « Ани, Вани, Тани», «Коли, Оли, Саши» и т.д. Те, кто не попал  в «тезки», образуют «венигрет»;

- найти фигуру. Вожатый  заранее заготавливает из плотной  бумаги по семь-восемь разнообразных  геометрических фигур: квадрат, ромб, треугольник, трапеция и др. Эти  фигуры должны быть перемешаны. Каждый член отряда вытаскивает  по одной фигуре, затем «треугольники»  объединяют в одну группу, «квадраты» - в другую и т. д. В организационный  период следует практиковать  чередование групп, постоянно меняя  их состав. Этим можно добиться  того, что ребята приобретут опыт  общения с большинством членов  отряда, что позволит провести окончательное комплектование звеньев, с лучшим результатом организовать отрядные дела.

Таким образом, можно отметить, что цели организации воспитательной работы в лагере весьма разнообразны, мы можем отметить, что в настоящее время существует достаточно много типов детских оздоровительных лагерей, предоставляющих детям различные виды услуг. Важно отметить, что в современном мире функцию по летнему отдыху и оздоровлению детей выполняют не только учреждения образования, но и учреждения социальной сферы, деятельность которых направлена на реализацию социальной защиты населения. Сама обстановка жизни детских коллективов ДОЛ (открытая, непринуждённая, неформальная) создаёт весьма благоприятные условия для изучения личности детей, что, в свою очередь, способствует плодотворной работе педагогов по созданию и сплочению детского коллектива за короткий период времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Личный опыт работы  в ДОЛ

Летом 2011 года, я отправился в ДОЛ «Юный нефтяник» в пос. Новомихайловский, для прохождения педагогической практики в качестве вожатого. Я работал в дружине «Романтики», ее особенность это младший возраст, от 7-8 до 11-12 лет. Меня поставили на отряд №4, возраст входящих в него детей 9-10 лет. Дети приезжие из г. Сургута и его области. Материально семьи благополучные. По большей части семьи полные и с не одним ребенком. Культурно — социальный уровень очень низкий, но интелектуальный — на 4 из 5 баллов. Основная цель нахождения детей в этом санатории — оздоровление и отдых, а затем уже развлекательные мероприятия. Их было не много, но более менее крупные — поездка в ТРЦ «СБС», поездка в Пшаду на страусинное ранчо, посещение пасеки и экскурсия на дольмены, поездка в аквапарк, дельфинарий. В самом лагере было 3 посещения кинотеатра и приезжий цирк. По наблюдениям,  проведённым в ДОЛ «Юный нефтяник», уровни общения в каждый из периодов развития коллектива различны. Всего можно выделить три уровня:

Информация о работе Организация творческой деятельности в детских оздоровительных лагерях, как важное условие социализации личности