Организация творческой деятельности в детских оздоровительных лагерях, как важное условие социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Чудесное время летних каникул, многотысячная детвора проводит в загородных пионерских лагерях, лагерях труда и отдыха, на летних площадках и др. Как помочь им использовать лето для укрепления здоровья, физических сил, обогащения знаниями, новыми впечатлениями? Что нужно, чтобы дети получили радость от общения с товарищами, взрослыми и чувствовали себя в социуме комфортно? Эти вопросы встают перед воспитателями, вожатыми

Содержание

Введение
2. Цели и задачи
3. Социализация личности
а) Понятие личности, личность и общество,
б) Личность и основные факторы ее развития
в) Этапы социализации
г) Групповой опыт
д) Уникальный индивидуальный опыт
е) Социальные роли
4. Работа в ДОЛ
5. Личный опыт работы в ДОЛ
6.Заключение
7. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломка.docx

— 44.87 Кб (Скачать файл)

- первый – у ребят  низкая культура общения. Это  проявляется в пренебрежительном, эгоистическом отношении, грубом  тоне, у детей нет опыта общественных, коллективных отношений;

- второй – стеснительность, неуверенность в себе затрудняют  общение. Ребята замкнуты, но тянутся  к общественной работе, хотят  работать сообща;

- третий – ребята обладают  высокими коммуникативными качествами, занимают активную общественную  позицию, ярко выражен интерес  к личности человека.

Моя основная задача, как студента-вожатого – поднять уровень общения в отряде, и в первую очередь – усилить обмен информацией, ускорить процесс включения детей в коллективную деятельность. Необходимо учить своих подопечных взаимопониманию, отзывчивости, требовательности.

Особое место в нравственном воспитании занимает учение умению общаться. Это помогает избежать конфликтов (мальчики-девочки, группа – группка, официальный актив и неофициальные лидеры и т.д.),  создаёт благоприятную обстановку в отряде, позволяет каждому его члену испытывать чувство комфортности и, конечно, способствует повышению общей культуры подростков. Умению общаться лучше всего учить в процессе организации  деятельности. Например, я учил детей умению оценивать своих товарищей, их достижения, понимать их настроения, вселять уверенность в свои силы. Целесообразно ставить при этом вопросы: «Какие мы есть?», «Чем владеем?», «Чего хотим достичь?», «Какими стать?».

Я предложил своим воспитанникам правила общения:

- прежде чем осудить  других, постарайся их понять  почему они поступают так, а  не иначе;

- научись видеть достоинства  в других ребятах, а не их  недостатки;

- проявляй уважение к  мнению другого;

- всегда в общении быть  открытым и искренним;

- быть благодарным во  всем;

- приветствуя людей - улыбайся  им.

Через короткое время дети втянулись и стали соблюдать эти правила, они перефразировали их и сделали правила — конкурсом, который длился на протяжении всей смены, в конце которой мы подвели итоги и выяснили что подавляющее количество детей изменили свое отношение к восприятию своих обязанностей и отношение к другим ребятам, как в отряде, так и во всем лагере.

Окончательный результат своей работы по сплочению коллектива я наблюдал при подготовке к конкурсу посвященный защите проекта «Мир в твоих руках». Дети нарисовали плакат, на котором они оставили следы своих рук. (приложение №1) Помимо плаката дети готовили вступительную речь, танец и несколько организационных коллективных моментов. Танец исполняли две девочки и один мальчик, девочки были в роли добрых рук, а мальчик в роли злых. Репетировали почти все свободное время которое у нас было, так как на подготовку было выделено всего два дня. (Приложение №2) Я боялся, что по причине некоторых разногласий между мальчиками и девочками мы не успеем, т. к. объем проекта был очень большой - написать речь, выучить ее, придумать танец, выучить его, нарисовать плакат, а главное все это отрепетировать. На моё удивление ребята сами проявили инициативу к репетициям, даже те, кто до этого полностью отказывался от участия в этом мероприятии. Текст писал я, т. к. дети в силу своего возраста не могли его сделать законченным. Текст выглядел так: «Мир, вселенная, галактика, солнечная система, земля, материк, страна, город, улица, дом, этаж, квартира, комната, кровать — все это в наших руках, но не всегда в хороших... голод, алкоголизм, наркомания, курение, спид — все это плохие руки, каждый день от этих ужасных вещей умирают тысячи людей и каждый день рождаются новые дети, а это новые руки. Кровать, комната, квартира, этаж, дом, улица, город, страна, материк, земля, солнечная система, галактика, вселенная, мир в наших руках».

Благодаря общим усилиям на репетициях и непосредственно на самом конкурсе наш отряд получил первое место (Приложение №3), но для меня как для вожатого было главное то, что я увидел вполне сложившийся, дружный коллектив. (Приложение №4) Мы провели «Огонек» на нашем отряде по поводу победы в конкурсе, и  на мой вопрос о том изменились ли они за неделю прибытия в отряде или нет и как, они все отметили тот факт, что они стали дружнее, сплоченнее, общительнее и более уверенные в себе. Дальнейшая жизнь нашего отряда была просто «сказочной», по-другому сказать нельзя, ни каких замечаний, ни каких нарушений, в их жизни взаимовыгода поменялась на взаимопомощь, отношение к другим ребятам в лагере были теплые и открытые, дети сами придумывали конкурсы или какие либо занятия в которых участвовали все без исключения, если же кто то один не хотел играть в предложенное, они мобильно меняли на что - нибудь новенькое, что удовлетворило бы общие потребности и желания. (Приложение №5)

Основная моя задача, как студента-вожатого – поднять уровень общения в отряде, и в первую очередь – усилить обмен информацией, ускорить процесс включения детей в коллективную деятельность — была полностью выполненна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель: Определить, возможно ли посредством творческой деятельности успешно адаптировать личность в социуме быда раскрыта. Основной функцией, характеризующей вожатого, является воспитательное взаимодействие на основе учета возможностей и интересов, постоянном методическом самообразовании и совершенствовании педагогического мастерства. Не менее значима также реализация знаний на практике, что формирует умения и навыки взаимодействия с людьми, организация деятельности коллектива детей в направлении от управления к самоуправлению, стимулирование активной позиции ребенка от наблюдателя к организатору. При этом необходимо помнить, что каждый участник воспитательного процесса, и вожатый и дети, со всем многообразием человеческих качеств представляют собой активных участников собственного развития, осуществляемого в условиях саморазвивающегося временного коллектива. Поэтому работа вожатого с отрядом требует массу усилий по объединению общности интересов и целей по основным направлениям жизнедеятельности и отношений. Вожатый в своей воспитательной деятельности должен полноценно использовать возможности и условия оздоровительного лагеря, воспитательный потенциал окружающей среды, а также возможности самой личности. Все это невозможно без знаний о состоянии социокультурной и образовательной ситуации в ДОЛ. Важнейшие профессионально значимые качества вожатого – это присущие каждому педагогу: любовь к детям и интерес к работе с ними, желание и умение передавать свои знания другим, способность устанавливать доброжелательные взаимоотношения с детьми, социальная активность, стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию, четкая гражданская позиция, умение быть интересным для детей. Конечно, в любой работе встречаются свои трудности, которые условно можно объединить в четыре группы: Психолого-педагогические трудности – в учете индивидуальных особенностей детей, в выявлении подготовленности их к деятельности в лагере, степени развития их интересов; Трудности организации работы с мальчиками и девочками, создание ситуаций, требующих совместной работы, атмосферы взаимопомощи, сотрудничества, общественного мнения; Трудности в проведении смотров, конкурсов, соревнований по методикам, соответствующим возрасту детей; Трудности, связанные с анализом и оценкой собственной деятельности. А оценить свой труд вожатый может по следующим критериям: 1. Наличие положительной динамики включенности детей в различные виды и формы работы; 2. Изменения в уровне интересов развития детей (их широты и разнообразия), отношении их к жизни в лагере и к коллективу, положительной мотивации социально-культурных ценностях окружения; 3. Уровень эмоционально - психологического климата в ДОЛ; 4. Уровень самореализации каждого ребенка, вожатого и удовлетворенность полученными результатами.

Дети учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными.

М.М.Пришвин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. 1997г

2. Социология. Словарь-справочник. 1990г

3. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. 1999г

4. Фролов С. С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. 1998г

5. Курсовая работа студентки 4М курса КМПК Апресян Л. На тему «Несколько аспектов воспитптельной работы вожатого с детьми разного возраста в организационный период лагерной смены». 2009г

6. Курсовая работа студентки 4М курса КМПК Спис Л. На тему «Роль вожатого в организации летнего отдыха детей в детском оздоровительном лагере во время прохождения летней педагогической практики». 2010г

7. Кочергина Г.Д. Азбука коллективных творческих дел. 1998г

8. Паничева Э.В. Радина К.Д. Чубарова Г.П. И др. Методика воспитательной работы. 1994Г

9. Шмаков С.А. Ее величество — игра. 1992Г

10. Теория. История. Методика детского движения. Выпуск №4. 1998г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение


Информация о работе Организация творческой деятельности в детских оздоровительных лагерях, как важное условие социализации личности