Организация труда детей в природе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе, способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети с убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда.1. Значение труда в уголке природы для развития личности ребенка

Содержание

Введение
2. Педагогические и гигиенические требования к организации труда детей в природе
3. Формы организации труда в уголке природы с детьми с отклонениями в развитии речи
4. Содержание и методика руководства в различных возрастных группах.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Организация труда в природе.docx

— 44.38 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Труд  в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей  формируют бережное, заботливое отношение  к природе, способствует воспитанию ответственного отношения к своим  обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети с убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие. Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом. Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

 

 

1. Значение труда в уголке природы для развития личности ребенка

 

Труд  как метод воспитательно-образовательной  работы в детском саду имеет важное значение.

Разнообразный труд в природе доставляет детям  много радости и соответствует  их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к  природе, бережное и заботливое отношение  к ней. У детей развивается  интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение  к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Труд в природе имеет большое  образовательное значение. Он расширяет  кругозор детей, создает благоприятные  условия для решения задач  сенсорного воспитания. Трудясь в  природе, дети  знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установление этих свойств. Воспитатель учит детей  ориентироваться на свойства объектов  природы для выполнения трудового  действия.  Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листа и стебля). В  результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояния объектов природы.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают  зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и  зависимостей способствует формированию отношения  детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда в природе у детей  формируются знания:

о растениях - свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания;

о животных - внешний вид, потребности, способы  передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения. Дети учатся устанавливать  связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ними в уголке природы.

Труд  в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес  к объектам природы, к труду человека, уважению к людям труда.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развивают интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы  и документы, намечать последовательность операции, распределять их по времени  и между участками труда, оценивать  результаты и т.д.

Труд  в природе создает благоприятные  условия для физического развития детей, так как в большинстве  случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка, способствует развитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательного.

В труде  удовлетворяются эстетические потребности  детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, с это - основа для воспитания в дальнейшем желании трудиться, устойчивого интереса к труду.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и  уголке природы повышает интерес  к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и  бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

В первой младшей группе за обитателями уголка природы ухаживает воспитатель  в присутствии детей, которые  по его предложению приносят лейку, поливают растения, кормят рыб и  т. д. Во второй младшей группе дети сами, но под наблюдением воспитателя ежедневно кормят рыб, поливают растения. В средней группе дети выполняют отдельные поручения воспитателя по уходу за растениями и животными, но при этом следует учитывать индивидуальные особенности детей. Некоторым из них нужно давать несложные поручения: нарезать морковь для кроликов, посмотреть, съеден ли животными корм, и т. д. Обычно дети охотно выполняют такие поручения, одновременно подмечая особенности и повадки животных.

В старшей  и подготовительной к школе группах практикуются дежурства детей небольшими группами (по 2—3 человека). Это наиболее распространенная и ценная форма применения труда, так как воспитывает ответственность за порученное дело. Дежурят все дети по очереди. С помощью воспитателя они осматривают и поливают растения в уголке природы, протирают листья, кормят рыб и других животных, чистят клетки, сеют овес для птиц. Передавая дежурство, дети должны рассказать, что они делали и что наблюдали. Это приучает их более внимательно относиться к своим обязанностям.

Время от времени в уголке природы воспитатель  проводит совместную работу детей всей группы, например, периодически организует мытье комнатных растений; при этом каждое растение поручают двоим детям. Воспитатель напоминает, как нужно это делать.

На протяжении года воспитатель следит за тем, чтобы  дети бережно относились к животным и растениям уголка природы, работали аккуратно, дружно, доводили начатое  дело до конца.

 

 

2. Педагогические и гигиенические требования к организации труда детей в природе

 

Труд  в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное  значение, если его организация и  содержание отвечают  определенным педагогическим и гигиеническим  требованиям.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: ухода за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание  растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в  плодовом саду). Только разнообразный  труд вызывает у детей интерес, желание  в нем участвовать.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта  в старшей  группе воспитатель закрепляет умение различать и правильно называть их (астра, георгина и т.д.). Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растения, формирует  навыки пересадки растения (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). При посадке  цветочных семян в подготовительной к школе группе следует их рассмотреть,  выделить цвет, величину, форму и  т.д. соотнести изображение цветущего  растения, припомнить процесс выращивания  этого растения до образования семян, а за тем начать посадку. При такой  организации труда ребенок приобретает  не только навыки, но и знания, необходимые  ему в дальнейшей трудовой деятельности.

Важным  педагогическим требованиям является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его  цели, результатов и способности  их достижения.

Трудовая  деятельность детей в природе  должна систематически усложняться. Усложняются  навыки  ухода за растениями животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

Трудовая  деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить  к ней каждого ребенка.

Труд  детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В  противном случае у него возникает  отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда  зависит от его характера и  возраста детей: В младшей группе в пределах 5 – 7 минут, в средней – от 10 до 15 минут, с небольшим отдыхом в  зависимости от характера труда,  в старшем дошкольном возрасте 20 - 25 минут, с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Летом рекомендуется  работать в нежаркие часы дня —  утром и вечером. Во время работы нужно следить, чтобы поза детей  была правильной. Так, при рыхлении гряд граблями следует держать тело выпрямленным; при переноске воды лейки или ведра должны быть в  обеих руках.. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудие труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовал росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. После работы в земле воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети мыли руки с мылом.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формы организации труда в уголке природы с детьми с отклонениями в развитии речи

 

Труд  детей в природе организуют в  форме индивидуальных поручений, коллективного  труда и дежурства.

Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей — оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.

Особое  значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс  труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю  научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь проконтролировать  выполнение трудовых операций, оценить  деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать  трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственность за порученное дело, настойчивость, аккуратность, привычки к трудовому усилию.

Дети  выполняют одно и то же поручение  в течение 2—3 дней. Труд подгруппами  имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять  разные трудовые операции (но не более  двух). Например, одна группа детей поливает растения на огороде, другая рыхлит междурядья. Навыки детей старшей группы еще  несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.

Дети  старшей группы в труде более  самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и  объясняет все задание, а затем  делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснение.

У детей  старшего дошкольного возраста с  необходимо формировать умение не только принять, но и поставить трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу  за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить  растение в подарок малышам, маме. 2—3 детям дают длительные поручения—ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т. д.

Характер  оценки меняется: воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут  же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учит ребят  понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо полить (подчеркивает — земля серая, сухая); напоминает, что в клетке у животного грязный песок, надо его сменить, в аквариуме мало воды — нужно долить.

Таким образом, в старшей группе усложняются  формы организации детей в  процессе труда и методика руководства  трудом в природе.

Коллективный труд в природе дает возможность формировать трудовые навыки и умение всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умение принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу.

По своей  структуре коллективный труд может  быть организован как труд общий (в труде участвуют несколько  детей или вся группа, каждый ребенок  при этом получает отдельное задание; результаты труда всех детей объединяются в один общий результат, например: каждый ребенок в уголке природы протирает листья у растений, в результате все вместе сделали растения чистыми) и труд совместный (в труде участвуют несколько детей; процесс труда разделен на насколько операций, каждую из которых осуществляет один из участников или группа детей; каждый участник труда делает свою операцию и передает объект дальше, например: одни дети перекапывают землю, другие ее разравнивают, третьи делают грядки).

Информация о работе Организация труда детей в природе