Организация трудовой деятельности в природе как фактор экологического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

В наше время стал более актуален вопрос экологического воспитания детей. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка и формирования его нравственных чувств.
Нужно показать, как прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Это важная задача и обязанность взрослых: родителей, педагогов.
Наиболее благоприятные условия для активного проявления качеств личности представляет труд. Он должен приносить каждому человеку моральное удовольствие.

Содержание

Введение
I. Теоретическая часть
1.1 Гигиенические и педагогические требования к организации труда в природе.
1.2 Формы организации трудовой деятельности детей в природе в старших группах
1.3 Руководство трудовой деятельностью детей дошкольного возраста в разных возрастных группах
II. Практическая часть
2.1 Практическая работа по организации трудовой деятельности в старшей группе ДОУ
2.2 Диагностика трудовых навыков и умений дошкольников
2.3 НОД по организации трудовой деятельности дошкольников в природе
III. Заключение
VI. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 91.79 Кб (Скачать файл)

3.Обсуждение результатов трудовой  деятельности.

По окончании работы воспитатель  обсуждает итоги. Его задача в  том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. При обсуждении итогов коллективного  труда воспитатель отличает такие  поступки, как стремление помочь товарищу. Воспитатель побуждает детей  к активному обсуждению поступков  своих товарищей. Наряду обсуждения положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к недостаткам, он указывает на них в мягкой, доброжелательной форме, выражая уверенность  в том, что дети поняли свои ошибки. Обсуждение занимает не более 8 – 10 минут, но оно имеет большое воспитательное значение.

 

1.3 Руководство трудовой деятельностью  детей дошкольного возраста в  разных возрастных группах

 

Во  второй младшей группе возможно организация труда всего коллектива детей. Работу организуют как «труд рядом» - дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Это дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе, что очень важно, когда он только овладевает навыками. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду.

Во второй младшей группе возможно организация  труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовою операцию: обтирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу.

При обучении навыкам труда в природе детям  младшей группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя  выполнение её всеми детьми. Воспитатель  сочетает показ с объяснением, и  дети поэтапно выполняют трудовые операции .

Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.

Средняя группа. Формы организации детей этого возраста в процессе труда те же, что и в младшей группе. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят теперь более длительный характер. Дети выполняют одно и то же поручение в течение 2-3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Навыки детей средней группы ещё несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.

Коллективные  формы труда воспитатель использует тогда, когда необходимо познакомить  детей с новыми трудовыми операциями.

Дети средней  группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет  все задания, а затем делит  его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следя за выполнением каждого  этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснения.

Характер  оценки меняется: воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут  же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учить ребят  понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой  по крупным листьям, выявляет, что  они запылились, нужно вымыть; указывает  растение, которое необходимо помыть.

Таким образом, в средней группе усложняются  формы организации детей в  процессе труда и методика руководства  труда в природе.

Старшие группы. У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение не только принять, но и поставить трудовую задачу, представить результат её выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2-3 детям дают длительные поручения – ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т.д.

В старшей  группе вводятся дежурства детей  в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит НОД, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-3 детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств должна быть не более 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость.

Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование необходимых навыков  и умений ухода за животными и  растениями, а также на развитие коллективных взаимоотношений детей  и правильного отношения к  труду. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали  за животными и растениями, что  нового и интересного заметили в  развитии растений, в поведении животных. Ребята оценивают работу, выполненную  дежурными, высказывают суждения о  её качестве.                                                            По сравнению с предшествующим возрастом значительно усложняется организация коллективного труда старших дошкольников. Имеет место наиболее сложный вид коллективного труда – труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде и цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает на них бороздки и сеет семена. При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри них. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает помощь, дает советы, указания.                           Особенность руководства трудом старших дошкольников состоит в том, что воспитатель обсуждает с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

 

 

 

 

 

 

II. Практическая часть

 

2.1  Практическая работа по организации трудовой деятельности в старшей группе ДОУ

Воспитанники  в старшей группе под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай.                                                                                                                       Овладение трудовой деятельностью в старших группах происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте необходимо сформировать умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат её выполнения, определить последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых.

В процессе руководства трудом детей становится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы  направляющие их внимание за результат  труда. Такой приём развивает  самоконтроль, умение соотносить свои действий с указаниями воспитателя.                                                                                                                      Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от количества труда: « поливал правильно, но немного пролил, надо вытереть». К оценке привлекаются и сами дети. Воспитатель предлагает одному ребенку оценить работу другого с точки зрения выполнения задания. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.

Особенностью  руководства трудом в старших группах является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только выполнять, но и планировать последовательность выполнения отдельных операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

2.2 Диагностика трудовых навыков  и умений дошкольников

Экспериментальная работа осуществлялась на базе ДОУ  №1 в старшей группе. В группе нет экологического центра, а есть экологический уголок. Условиями эксперимента была определена экспериментальная группа (5 человек) для выявления у них знаний о комнатных растений, трудовых навыков и умений по уходу за комнатными растениями.

Цель: выявить  уровень трудовых навыков и умений детей по уходу за комнатными растениями.

Методика:                                                                                                                       Создается проблемная ситуация: перед детьми стоят комнатные растения (фикус, фиалка узамбарская, бальзамин, китайский розан), детям предлагается внимательно посмотреть на растения и определить какие виды ухода нужны за растениями: протирание, удаление пыли кисточкой, опрыскивание, исходя из его состояния; выбрать инструменты: тряпочка, кисточка, пульверизатор, рыхлила, лейка и поухаживать.

 

Таблица 1 Выявление уровня трудовых навыков и умений детей по уходу за комнатными растениями

 

Ф.И ребенка

Общетрудовые навыки

Владение спец.навыками

Всего«»           «+»,«-»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Ветта Ч.

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+ 9

2

Сережа У.

+

+

-

+

+

-

-

+

-

+

-

+6

3

Катя Л.

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+ 9

4

Дима Б.

-

+

-

+

+

+

_

+

+

-

_

+6

5

Ксения В..

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+ 10

 

Всего +

-

4

1

5

0

3

2

5

0

3

2

4

1

3

2

5

0

3

2

2

3

3

2

 

 –  Цель                 4 – Способ                  7 – Тряпочка                  10 – Рыхлилка

2 – Мотив              5 – Результат              8 – Кисточка                  11 – Лейка

3 – Средства          6 – Рефлексия             9 - Пульверизатор

На основании  результатов, полученных из таблицы  1, нами оформлены круговые диаграммы уровня сформированности трудовых навыков и умений ухода за комнатными растениями.

 

Диаграмма №1 «Уровень навыков и умений ухода  за комнатными растениями»

Ф.И.ребенка

Диаграмма

Проценты

1

 

ВеттаЧ.

82%

2

 

Сережа У.

55%

3

 

Катя Л.

82%

4

 

Дима Б.

55%

5

 

Ксения В.

91%

 

 

Общий уровень сформированности

73%




 

2.3 НОД по организации трудовой деятельности дошкольников в природе

 

Цель: повысить уровень трудовых навыков и умений детей старшей группы по уходу  за комнатными растениями.

Данная цель решалась через следующие задачи:

  1. Формировать навыки владения сухой и влажной тряпочкой при уходе за растениями с крупными листьями.
  2. Формировать навыки пользования рыхлилкой двумя способами: прокапывая, разрыхлять поверхность корки земли; лейкой: поливать в край горшка до появления воды в поддоне; пульверизатором при опрыскивании мелколистных растений.
  3. Развивать общетрудовые навыки организации деятельности: самостоятельно ставить цель труда, подбирать необходимые средства, достигать положительного результата.
  4. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. В таблице 2 представлен перспективный план занятий с детьми.

 

 

 

Таблица 2                         Перспективный план

Задачи

Бытовая деятельность в уголке природы

Учебная деятельность

Игровая деятельность

Трудовая деятельность

1,4

1. Наблюдение за фикусом (внешний  вид, особенности листьев)

2. Наблюдение за китайским  розаном (внешний вид, особенности  листьев)

3. Составление модели  «фикус»

       

4. Составление модели  «Китайский розан»

       

5. Рассматривание иллюстраций  по уходу за комнатными растениями: рыхление, полив, протирание

1. Трудовое занятие «Ухаживаем  за фикусом, аспидистрой, монстерой» (подбор инструментов, обучение пользоваться сухой и влажной тряпочкой, моделирование)

2. Трудовое занятие «Ухаживаем  за китайским розаном, пеларгонией» (подбор инструментов, обучение пользоваться  сухой и влажной тряпочкой,  моделирование)

1. Дид. игра «Подбери инструмент по уходу за комнатными растениями»

2. Дид. игра «Напиши, мы отгадаем»

3. Дид. игра «Узнай растения на ощупь»

1. Трудовое поручение «Ухаживаем  за фикусом» (сухой и влажной  тряпочкой).

2. Трудовое поручение  «Ухаживаем за китайским роза-ном» (сухой и влажной тряпоч-кой)

3. Трудовое поручение  «Ухаживаем за аспидистрой» (су-хой и влажной тряпочкой)

4. Трудовое поручение  «Ухаживаем за монстерой» (сухой и влажной тряпочкой)

2,3,4

1. Наблюдение за бальзамином (внешний  вид, характер листьев, потребности  - влаголюбивые)

2. Наблюдение за ройциссусом (строение, особенности листьев, их пов-ти)

3. Наблюдение за фиалкой  (строение, особенности листьев,  потребности- не любят свет, полив умеренный)

4. Моделирование на тему  «Строение бальзамина»

5. Моделирование на тему  «Строение рой циссуса»

6. Моделирование на тему  «Строение фиалки узамбарской»

1.Трудовое занятие «Ухаживаем  за фиал-кой и бальзамином» (подбор инструментов, структура деятельности, модель деят-ти)

2. Трудовое занятие «Уход  за ройциссусом и пеларгонией» (подбор инструментов, модель деят-ти)

3.Занятие «Такие разные  растения» (внешний вид, особенности  листьев, способы ухода: тряпочка, пульверизатор, рыхлилка, полив)

4. Викторина «Растения- живые организмы» (внешний вид, растения живые, необх. Удовл-рения потребностей»

1. Дид .игра «Подбери правильно» (подобрать образцы поверхности соответствующее растению)

2. Дид. игра «Опиши поверхность листьев»

3. Дид. игра «Подбери инструмент по уходу за растениями»

4. Дид. игра с моделями «Составь правильно» (модель деятельности по уходу)

1. Трудовое поручение «Ухаживаем  за растениями с бархатистыми  листьями» (сухая тряпочка, сухая  кисточка)

2. . Трудовое поручение  «Ухаживаем за мелколистными  растениями» (пульверизатор)

3. Трудовое поручение  «Ухаживаем за крупнолистными  растениями» (сухая и влажная  тряпочка)

4. Трудовое поручение  «Поливаем комнатные растения»  (лейка)

Информация о работе Организация трудовой деятельности в природе как фактор экологического воспитания дошкольников