Организация трудовой деятельности в природе как фактор экологического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

В наше время стал более актуален вопрос экологического воспитания детей. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка и формирования его нравственных чувств.
Нужно показать, как прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Это важная задача и обязанность взрослых: родителей, педагогов.
Наиболее благоприятные условия для активного проявления качеств личности представляет труд. Он должен приносить каждому человеку моральное удовольствие.

Содержание

Введение
I. Теоретическая часть
1.1 Гигиенические и педагогические требования к организации труда в природе.
1.2 Формы организации трудовой деятельности детей в природе в старших группах
1.3 Руководство трудовой деятельностью детей дошкольного возраста в разных возрастных группах
II. Практическая часть
2.1 Практическая работа по организации трудовой деятельности в старшей группе ДОУ
2.2 Диагностика трудовых навыков и умений дошкольников
2.3 НОД по организации трудовой деятельности дошкольников в природе
III. Заключение
VI. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 91.79 Кб (Скачать файл)

 

Описание  работы с детьми:

На первом этапе были проведены трудовые занятия  по уходу за крупнолистными растениями. На этом этапе дети учились пользоваться сухой и влажной тряпочкой  при протирании пыли, подбирали необходимые  инструменты для ухода за комнатными растениями, составляли модели, выполняли  трудовые поручения, благодаря чему были сформированы навыки ухода за крупнолистными растениями.

На втором этапе проводились занятия по уходу за мелколистными растениями. Проводилось наблюдение за растениями, рассматривали их, определяли их потребности. Проводились трудовые занятия по уходу за мелколистными растениями, где были закреплены знания и умения по уходу за комнатными растениями.

В приложении к курсовой работе представлены планы-конспекты  занятий в старшей группе (Приложение 1).

III. Заключение

Для подтверждения  гипотезы исследования поставленной в  курсовой, мной были проведены констатирующий и контрольный эксперимент для  выявления уровня сформированности навыков и умений по уходу за комнатными растениями.

Проведя констатирующий эксперимент, мы увидели, что уровень сформированности экологических знаний, трудовых навыков и умений детей старшего дошкольного возраста находится на начальном этапе развития, и составлял 73% общего уровня сформированности знаний.

В дальнейшем, чтобы повысить этот уровень знаний, был разработан перспективный план работы по усовершенствованию знаний на основе содержания той программы, по которой работает детский сад №1.Перспективный план определил содержание знаний во всех основных направлениях, где были выделены и конкретизировались те знания, которые необходимо было сформировать и уточнить.

Именно  сюда входит организация труда по уходу за комнатными растениями, которая  была главной в нашем курсовом исследовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. - М: Инфра-М, 2008. – 126 с.
  2. Бухвалов В.А., Богданов Л.В., Купер Л.З. Экологическая экспедиция в ДОУ. – СПб.: Питер, 2010. – 212 с.
  3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М: Просвещение, 1980.
  4. Виноградова А.М. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: СПК, 2005. – 116 с.
  5. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 1983.
  6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – М., 1996.
  7. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина.- СПб.: Питер, 2004. – 328 с.
  8. Константинов В.М., Чемедзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, 2003.
  9. Кудакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника – М., 2005.
  10. Макарова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – Минск, 2009.
  11. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 1989.
  12. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 2008.
  13. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцовой и Саморуковой. – М., 2003.
  14. Наблюдение и труд детей в природе. Пособие для воспитателей детского сада. / Под ред. А.Ф. Мазуриной. – М.: Просвещение, 1976.
  15. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 2001.
  16. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условие её реализации в детском саду. – М., 1999.
  17. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – СПб., 2007.
  18. Теория и методика экологического образования детей. Учебное пособие для учащихся вузов / Под ред. С.Н. Николаевой. – М.: Академия, 2002.
  19. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Подъякова и Сохина. – М., 1984.
  20. Хрестоматия по педагогике. Составитель С.Н. Полянский. – М.: Инфра, 2009. – 410 с.
  21. Шиленок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников / Т. Шиленок // Дошкольное воспитание, № 7-8 /2003.
  22. Шинкаренко В.А. Трудовое обучение – понятие и сущность. – М.: Просвещение, 1999.

 

 

                       Приложение 1

 

План-конспект трудового занятия

«Ухаживаем  за Китайским розаном и Пеларгонией»

Цель:

1. закреплять  умение правильно подбирать инструменты  для каждого   растения.

2. развивать  умение пользоваться сухой и  влажной тряпочкой, кисточкой.

3. воспитывать  взаимопомощь; умение поддерживать  товарищей в процессе труда

Материал: инструменты, фартуки, тазик с водой

Ход занятия:

  1. Вступительная беседа:

«Посмотрите, ребята, на наши растения. Посмотрите какое у них настроение (грусть). Как вы думаете, почему? Что нужно сделать для этого»

  1. Вопросы:

- в каком  виде ухода нуждается герань, китайский розан?

- с помощью  чего мы будем это делать  и как?

- какие инструменты  понадобятся для ухода?

- кто что  будет делать?

3.Показ: «Чтобы  было довольные наши растения  нужно чисто и бережно удалять  пыль с листочков, осторожно  рыхлить землю, не повредив  корня, и аккуратно его поливать»

4.Помощь  детям:

Что-то тяжелое  убрать, перенести, совет

5.Подведение  итога:

«Наташа что  ты сегодня делала? А Миша чем  занимался? Как вы думаете, мы справились с работой? Почему?

6. Общее поощрение,  уборка инвентаря.

План-конспект трудового занятия «Такие разные растения»

Цель:

1. развивать  умение различать разные растения.

2. закреплять  умение пользоваться сухой и  влажной тряпочкой, кисточкой,  разные виды ухода за ними.

3. воспитывать  взаимопомощь; умение поддерживать  товарищей в процессе труда

Материал: инструменты, фартуки, тазик с водой

Ход занятия:

1. Вступительная  беседа:

«Посмотрите, ребята, на стол. К нам сегодня  в гости пришло много разных растений»

2. Вопросы:

- чем различаются  эти растения?

-какой корень, стебель, лист?

- какие виды  ухода нужны?

- что нужно  для этого?

- кто что  будет делать?

3. Составление  модели строения растения

 

       

 

4.Игровое  упражнение по моделям «Собери  правильно»

5. Составление  модели «Потребности растения»

 

         

 

6. Рассказ  детей по моделям

7. Подбор  инструментов для ухода за  растениями

8. Подведения  итога:

«Наташа что ты сегодня делала? А Миша чем занимался? Как вы думаете, мы справились с работой? Почему? Справились ли с поставленной нами задачей?»

Дидактическая игра

«Подбери  правильно»

Цель: Развивать умения различать разные по типу поверхности, и соотносить их с растениями

Материал: карточки с различными по типу поверхностями

Ход игры: на столе выкладываются карточки, ребенку завязывают глаза, подводят к столу и он тянет карточку, ощупывает её, соотносит с растением, к какому он предполагает.

6. Рассказ  детей по моделям

7. Подбор  инструментов для ухода за  растениями

8. Подведения  итога: «Наташа что ты сегодня  делала? А Миша чем занимался?  Как вы думаете, мы справились  с работой? Почему? Справились  ли с поставленной нами задачей?»

План-конспект трудового занятия «Фея цветов в  гостях у ребят»

Программное содержание:

  • закрепить знания детей об уходе за комнатными растениями
  • уточнить знания детей о том, что растения выращивают из семян
  • учить детей правильной посадке семян на рассаду
  • воспитывать у детей желание самим вырастить растение из семян
  • воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающей природе
  • воспитывать у детей аккуратность при выполнении работы
  • приучать приводить в порядок используемое оборудование после окончания работы

Предварительная работа:

  • Занятие по экологическому воспитанию на тему: "Помогите цветку"
  • Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми в уголке природы по формированию и закреплению навыков ухода за комнатными растениями.
  • Подготовка посевочных лотков с землей, приобретение семян цветущих растений.

Оборудование:

  • Карточки с изображением инвентаря для ухода за комнатными растениями
  • Контейнеры для посадки семян с землей, лейки с водой, палочки для рыхления земли, семена различных цветов, таблички с изображением цветов.

Ход занятия

Дети сидят  на ковре полукругом на стульчиках. На столе воспитателя стоит комнатное  растение "Березка".

Просмотр записи первого прихода  Феи цветов. Воспитатель комментирует    запись.

Звучит музыка, появляется Фея цветов.

Дети берут карточки с изображением инвентаря по уходу за комнатными растениями и рассказывают, как надо ухаживать за ними.

Физкультминутка.

Дети изображают садовников, показывают, как они копают землю, сажают цветы, поливают их.

Звучит музыка. Дети приступают к  работе. Воспитатель и Фея следят за работой детей, помогают им.

Звучит музыка. Фея забирает березку, уходит.

 


Информация о работе Организация трудовой деятельности в природе как фактор экологического воспитания дошкольников