Основные направления повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы: создать систему внутришкольного контроля, как одно из направлений повышения эффективности управления качеством образования.
Объект исследования: качество образования
Предмет исследования: система внутришкольного контроля как одно из из направлений повышения эффективности управления качеством образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат качество образования.doc

— 625.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица №4

 Классы

Предметы

Русский язык

4.3

4.0

4.2

3.6

4.0

4.0

4.2

3.8

4.1

3.9

Математика

4.0

4.3

4.0

3.6

4.2

3.8

3.9

4.2

3.8

3.9

Литература

4.3

4.2

3.9

3.8

3.9

3.9

4.3

4.3

3.8

3.8

Английский язык

4.1

4.3

3.6

4.0

3.9

4.2

3.8

4.2

3.8

4.2

Биология

4.0

4.5

3.8

3.6

3.7

4.2

4.3

3.7

3.9

3.9

История

4.1

4.2

3.9

4.2

3.7

3.9

3.9

4.1

4.2

3.9

Информатика

3.9

4.3

3.8

3.6

4.0

3.9

4.1

3.8

3.9

4.1


 

Диаграмма №3

 

Средний балл успеваемости - третья ступень обучения: с 10 по 11 классы представлен в таблице №5

 

Таблица №5

 Классы

Предметы

10а

11а

Руский язык

4.0

3.9

Математика

3.9

4.2

Литература

4.2

4.2

Английский язык

4.0

3.9

Биология

3.9

4.1

История

3.6

4.1

Информатика

3.8

3.9

Физика

3.9

4.0

Химия

4.1

4.0


 

Диаграмма №4

 

Сравнительная диаграмма констатирующего  и контрольного экспериментов.

 

Диаграмма №5 -Вторая ступень обучения

 

 

Диаграмма №6 - Третья ступень обучения

 

Таким образом, при сопоставлении  данных полученных в ходе мониторинга  в констатирующем и контрольном  эксперименте можно сделать вывод, действительно при использовании системы внутришкольного контроля можно получить положительную динамику в управлении качеством образования. После проведенных мероприятий у обучающихся повысился уровень усвоения материала, т.е. улучшилось качество образования в образовательном процессе.

 

Заключение

 

Сегодня школы стремятся обеспечить нормальное функционирование образовательного процесса, качественное достижение результатов  образования, соответствующих государственному стандарту, и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся. Образовательные учреждения стараются перейти из режима функционирования в режим развития, целенаправленно занимаясь инновационной работой.

Изучение состояния преподавания и качества знаний учащихся чрезвычайно важно и значимо для решения вопросов совершенствования преподавания, для управления учебно-воспитательным процессом, т.к своевременно полученная информация о результатах работы учителя и учебной деятельности учащихся позволяет руководителю оперативно реагировать на затруднения, оказывать адресную помощь и регулировать образовательный процесс.

Среди различных направлений повышения  эффективности управления качеством  образования важным фактором в управлении образовательным процессом в школе отмечается внутришкольный административный контроль - ведущая функция управления, призванная выполнять роль обратной связи между подсистемами учреждения образования.

Результаты контроля имеют смысл  и влияют на эффективность школьной деятельности, если сами подвергаются контролю: анализируется правильность выбора критериев оценки того или вида деятельности, ищутся пути сопоставления и сравнения полученных данных, разрабатываются направления и этапы коррекции выявленных недостатков.

Целью нашей работы было создать систему внутришкольного контроля, как одно из направлений повышения эффективности управления качеством образования. Также необходимо было опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования данной системы контроля.

После проведения опытно-экспериментального исследования мы получили результаты, которые позволили сделать вывод о том, что низкие результаты наших учащихся при проведении мониторинга на констатирующем этапе и положительная динамика результатов мониторинга на контрольном этапе являются неслучайными и подтверждают необходимость использования системы внутришкольного контроля для эффективного управления качеством образования в образовательном учреждении. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.

 

Список литературы

 

  1. Алашеев С, Рафор С. ЕГЭ: технология достижения успеха обучения // Директор школы. 2004. № 6. С.11-21.
  2. Болотов, В.А. Система оценки качества российского образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. - 2006. - 1. - С.22-31
  3. Бордовский Г.Л., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2001.359 с
  4. Вагина Л.И. Планирование средней общеобразовательной школы / Л.И. Вагина. - М.: Педагогический поиск, 1998. - 250 с.
  5. Гребенкина Л.К. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы / Л.К. Гребенкина, Н.С. Анциперова. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 220 с.
  6. Гуревич И.В. Моделирование системы внутришкольного контроля / И.В. Гуревич // Директор школы. - 1993. - № 3. - C.32-35.
  7. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2000. - 223 с.
  8. Ельников Г.В. Научные основы управления / Г.В. Ельников. - Харьков: Научные знания, 1991. - 120 с.
  9. Жукова А.И. Система внутришкольного контроля / Жукова А.И. // Завуч. - 2004. - № 4. - С.116-144.
  10. Зайцев В. Мониторинг как способ управления качеством образования // Народное образование, №9.2002. С.83-92.
  11. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для
  12. Крахмалев А.Л. Качество образования как актуальная проблема управления. Омск, 2001. С.15-16
  13. Макарова Т.Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль / Т.Н. Макарова. - М.: Глобус, 2001. - 160 с.
  14. Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть. - М/ Сентябрь, 2001.
  15. Портнов М.П. Азбука школьного управления / М.П. Портнов, - М.: Педагогический поиск, 1991. - 167 с.
  16. Поташник М.М. Управление качеством образования. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
  17. Селезнева Н.А. Качество образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.95 с
  18. Сергеева В.П. Управление образовательными системами / В.П. Сергеева. - М.: ЦГЛ “Народное образование", 2002. - 172 с.
  19. Студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2001.176 с. (2)
  20. Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга). - СПб. - М., 2000.
  21. Субетто А.И. Технология сбора и обработки информации о процессе мониторинга качества образования. - СПб. - М., 2000.
  22. Татьянченко В.С. Планирование внутришкольного контроля / В.С. Татьянченко. - Волгоград: Учитель, 1992. - 169 с.
  23. Ульянова Т.Д. Внутришкольный контроль как средство повышения педагогического мастерства учителя / Т.Д. Ульянова // Завуч начальной школы. 2004. - № 1. - С.79-82.
  24. Управление качеством образования / Под ред.М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000.320 с
  25. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М., 1999.
  26. Шамова Т.И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Т.И. Шамова. - М.: Педагогический поиск, 1991. - 298 с.

 

Приложение

 

Система внутришкольного контроля МОУ СОШ"

Август

Объект

контроля

Класс

Содержание

контроля

Цели контроля

Метод

контроля

Форма контроля

Кто проводит

Где слушается

 Контроль за выполнением  всеобуча

Санитарно-гигиенический режим  и техника безопасности труда

1-11

Санитарное состояние кабинетов, школьной столовой, спортзала, соответствие маркировки мебели

Установление соответствия санитарного  состояния кабинетов, школьной столовой, спортзала, соответствие маркировки мебели

Наблюдение, беседа

О

Д

СД

Контроль за школьной документацией

Журналы

1-11

Работа классных руководителей  с журналами

Соблюдение ПФКУПР при оформлении журнала после проведения инструктажа

Наблюдение, беседа

П

Зам. дир. по УВР

СД

Выполнение государственных программ

1-11

Знание учителями требований стандарта  образования, учебного плана и программ.

Выявлений профессиональных затруднений у учителей и оказание им помощи КТП

Беседа 

П

 Рук. МО

СМО

Личные дела

1-11

Личные дела учащихся

Соблюдение единых требований при  оформлении и ведении личных дел  уч-ся классными руководителями

Наблюдение

КлО

Зам. дир. по УВР

СЗ

Контроль за работой по подготовке к экзаменам

План работы МО на 2007-08 учебный год

1-11

Планирование работы МО по ликвидации недочетов, выявленных при итоговой и промежуточной аттестации уч-ся

Включение в план работы МО рекомендаций полученных после проведения итоговой и промежуточной аттестации уч-ся

анализ

П

Зам. дир по УВР

Пед.

совет

Контроль за работой педагогических кадров

Расстановка кадров

1-11

Знание учителями учебной нагрузки, нагрузки по дополнительному образованию  и своих функциональных обязанностей

Уточнение и корректировка распределения нагрузки на новой учебный год.

Наблюдение, беседа

ПР

Д

СД

Аттестация учителей

 

Списки учителей и воспитателей ГПД, подавших заявление на повышение  своей квалификационной категории

Уточнение и корректировка списков  учителей и воспитателей ГПД, желающих повысить свою квалификационную категорию

беседа

Наблюдение, беседа

П

Зам. дир по УВР

СД

Контроль за состоянием учебно-материально  базы школы

Учебные кабинеты

 

Состояние учебных кабинетов.

Выявление степени готовности кабинетов  к новому учебному году

Наблюдение, беседа

О

Д

СД


 

Октябрь

Контроль за выполнением всеобуча

Посещаемость занятий учащимися

1-11

Посещаемость занятий учащимися

Отслеживание посещаемость занятий  учащимися

Наблюдение, беседа

П

СП

СД

ГПД

5-8

Анализ планирования УВП работы в ГПД

Определение уровня УВП в ГПД

Наблюдение, беседа

П

Зам. дир по УВР

СД

Санитарно-гигиенический режим  и техника безопасности труда

1-11

Проверка документации по технике  безопасности в спортзале, кабинетах  физики, химии, трудового обучения, информатики

Установление наличия стендов  и своевременность проведения инструктажа  с уч-ся по ТБ на рабочем месте.

Наблюдение, беседа

П

Д

СД

Обеспечение учащихся бесплатным питанием

1-11

Своевременное составление списков  и оформление документов по питанию

Формирование банка данных детей, нуждающихся в

диетическом

питании

Наблюдение, беседа

П

Отв за питание

СД

 Контроль за состоянием преподавания  учебных предметов

Методическая грамотность учителей, работающих в 5-х кл.

5

Посещение и анализ уроков

Выполнение требований по преемственности в 5-х классах

Наблюдение, беседа

КлО

Рук МО

СД

Контроль за состоянием знаний, умений и навыков учащихся

Качество чтения

2-4

Проверка умений и навыков учащихся 3 кл. при чтении незнакомого текста

Выявление уровня сформированности умения и навыков сознательного, правильного, беглого выразительного чтения.

Устная проверка знаний

ПрО

Зам. дир.

по УВР

МО

Результативность обучения за НШ

5

Мониторинг по математике, русскому языку 

Анализ уровня сформированности ЗУН  за курс начальной школы по математике, русскому языку.

Устная проверка знаний

ПрО

Рук МО

МО

Контроль за подготовкой к экзаменам, ЦТ

Подготовка к ЦТ

11

Мониторинг по математике

Анализ уровня сформированности ЗУН 

Письмен проверка знаний, анализ

ПрО

Руковод. МО

МО 

Контроль за школьной документацией

Журналы

1-11

Проверка журналов (классные, факультативных занятий, кружковой работы по предмету)

Установление соблюдение единого  орфографического режима при оформлении журналов

Анализ

П

Зам. дир. по УВР

СЗ

Личные дела

1-11

Проверка личных дел учащихся

Контроль своевременности и  правильности оформления и ведения  личных дел учащихся кл. рук.

Наблюдение, анализ

КлО

Д

СД

Контроль за работой педагогических кадров

Выполнение требований нормативных  документов и решений педагогических советов

 

Проверка знаний нормативных документов

Проконтролировать своевременность  доведение МО требований действующих  нормативных документов по предметам  до всех членов МО

Наблюдение, беседа

П

Зам. дир. по УВР

СД


 

Ноябрь

Контроль за выполнением всеобуча

Посещаемость занятий учащимися

1-11

Посещаемости занятий учащимися

Анализ работы учителей технологии, музыки, физ-ры, ИЗО, кл. рук. по вопросу контроля посещаемости

Наблюдение,

беседа

О

Зам. дир.

по УВР

СЗ

Работа с детьми

1-11

Посещаемость занятий "трудными" учащимися

Анализ работы по предупреждению неуспеваемости "трудных" учащихся в 1 четв.

Наблюдение,

беседа

П

СП

Зам. дир. по УВР

СД

Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебной деятельности

5-11

Школьный тур предметных олимпиад по основным предметам

Анализ участия детей в школьных олимпиадах

Наблюдение,

беседа

П

Зам. дир. по УВР

СД

Работа с одаренными детьми

5-11

Индивидуальные занятия по подготовке к районному туру предметных олимпиад

Проконтролировать проведение индивидуальных занятий с одаренными детьми в дидактических парах учитель-ученик

Наблюдение,

беседа

П

Зам. дир. по УВР

СД

Контроль за подготовкой к экзаменам, ЦТ

Подготовка к экзаменам

9,11

Работа учителей с учащимися  выпускных классов

Проконтролировать организацию работы с учащимися по определению экзаменов по выбору и подготовке к ЦТ

Наблюдение,

беседа

ПрО

Зам. дир. по УВР

СД

Контроль за школьной документацией

Тетради для контрольных работ

2-11

Работа учителя с тетрадями  для контрольных работ

Проконтролировать соблюдение единого  орфографического режима при ведении  тетрадей для контрольных работ

Наблюдение,

анализ

П

Руководители МО

СЗ

Дневники 

2-11

Работа кл. рук. учителей и уч-ся с дневниками

Анализ работы по наличию дневников, соблюдение единого орфографического режима при их ведении.

Наблюдение,

беседа, анализ

КлО.

Рук. МО

СЗ

Контроль за работой с кадрами

Самообразование учителей

 

Работа учителя по самообразованию

Контроль за реализацией учителями  темы по самообразованию в практике своей работы.

Наблюдение, беседа,

П

Руководители МО

МО

Информация о работе Основные направления повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении