Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 13:15, реферат

Краткое описание

Становление и развитие логопедии условно можно разделить на 3 периода:
1 период:
В этот период времени публикуются работы о различных формах патологии речи. Появляются работы о заикании, о плохо говорящих детях.
2 период.
Организация логопедической работы во вспомогательных школах (1936 года).
3 период
Конец 60-90 гг 20 века
В 1950 году при МПГИ им Ленина открывается заочное отде-ление, а в 1951 г заочное отделение преобразуется в самостоятельный вуз, который назывался МПЗИ – московский педагогический заочный институт, а в итоге стал МГГУ им Шолохова.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Орлова.docx

— 41.36 Кб (Скачать файл)

Основные  направления становления и развития системы логопедической помощи в  России.

На всех этапах своего развития человеческое общество не могло быть безразличным к тем, кто имел те или  иные нарушения физических или психических  качеств. Эти лица становились тяжелым бременем для общества и источником социальных зол.

Становление и развитие логопедии  условно можно разделить на 3 периода:

1 период:

2 четверть 19 века – 1 четверть 20 века.

Николай Николаевич Малофеев назвал период – периодом формирования предпосылок к зарождению логопедии.

1838 год – 1 работа по логопедии Лагузин «Монография о заикании».

2 половина 19 века – из цикла медицинских наук выделяется логопатология.

В этот период времени публикуются  работы о различных формах патологии  речи. Появляются работы о заикании, о плохо говорящих детях.

Конец 19 века – начало 20 века в недрах логопатологии зарождается логопедия как наука, интегрирующая в себе знания на стыке 3 наук – медицина, психология, педагогика.

1911 год – съезд учителей московских городских школ был поднят вопрос о необходимости организации специальной логопедической помощи детям, страдающим речевыми расстройствами. Под руководством Федора Федоровича Рау проводится работа по исправлению и коррекции речи в двух вспомогательных школах.

1915 год – для учителей вспомогательных школ были проведены краткосрочные логопедические курсы.

1918 год – по инициативе Бонч Бруевича были организованы обязательные для всех врачей, педагогов, воспитателей краткосрочные логопедические курсы.

1920 год – в Москве проходит 1 съезд дефектологии «Съезд по борьбе с детской дефективностью». На этом съезде выступает профессор Кащенко, он представил программу дальнейшего развития дефектологического образования в Москве. Создается организационный комитет, в который входят Кащенко, Россалима. Были определены принципы построения системы воспитания и обучения детей и различными видами аномального развития.  Открываются высшие 3-годичные дефектологические курсы под руководством Кащенко. Цель этих курсов дать слушателям определенные знания об особенностях развития аномальных детей, а так же некоторые практические знания в области их воспитания и обучения.

Сентябрь 1920 год – создается высшее учебное заведение в Москве – «Институт дефективного развития»

13 октября  1921 год – «Институт детской дефективности»

1930 год – эти 2 института были преобразованы в дефектологический факультет московского государственного педагогического института. Работали Кащенко, Рау и т.д. Принимались люди, с не менее 3 лет педагогического стажа и не моложе 20 лет.

1929 год – создается научный центр по разработке проблем дефектологии. Ныне институт коррекционной педагогики. Сотрудники: Выготский, Левина. Этот институт занимался разработкой научных основ дефектологии, проблемами комплексного изучения аномальных детей. В 1930 году институт участвовал в принятии закона «Об Обязательном всеобуче аномальных детей»

Итоги:

    • Возникновение и развитие в России предпосылок становления логопедической помощи.
    • Становление и развитие системы логопедической помощи
    • Становление логопедии как науки
    • Осознание обществом необходимости оказания помощи детям с речевой патологией.
    • Готовность государства законодательно и экономически оказывать эту помощь

 

2 период.

30-60 годы 20 века

Организация логопедической работы во вспомогательных школах (1936 года).

Первое направление –  около 80% УО.

В 1930 году по инициативе Гиляровского в примерной психиатрической лечебнице открыта первая лого группа для заикающихся дошкольников.

В 1933 г по инициативе выготского открывается клиника речи, которую возглавила Р.Е. Левина. Разрабатывались теоретические аспекты логопедии и осуществлялась практическая работа по диагностике, лечению, обучению детей с расстройствами речи

1946—47 гг на деффаке МПГИ открывается первая в системе вузов логопедическое отделение и начинается сотрудничество двух ведомств: просвещение и здравоохранение. Это сотрудничество реализуется в рамках комплексного медико-психолого-педагогического подхода к преодолению речевых расстройств.

С января 1949 г были открыты 120 логопунктов при средних школах крупных городов.

Итоги 2 периода:

    • Происходит организованное оформление и развитие системы логопедической помощи в стране.
    • Происходит укрепление научной платформы логопедии (создаются кафедры, центры, спец учреждения педагогического и медицинского профиля)
    • Статус учителя-логопеда

3 период

Конец 60-90 гг 20 века

Период дальнейшего развития и совершенствования системы  логопедической помощи.

В 1970 г приказом министерства просвещения утверждено типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи.

В 1972 г. Утверждается номенклатура дошкольных учреждений для аномальных детей (создаются детские сады, группы для детей с различными нарушениями: слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи)

С 1975 года в законодательном  порядке открываются логопедические группы при детских садах общего типа и открываются специальные ясли. (Психолого-педагогическая классификация Левиной 1968 г – поэтому и открылись группы в д\с. Она выделила онр и ффн)

В 1950 году при МПГИ им Ленина открывается заочное отделение, а в 1951 г заочное отделение преобразуется в самостоятельный вуз, который назывался МПЗИ – московский педагогический заочный институт, а в итоге стал МГГУ им Шолохова.

Логопедическая  помощь в России

В настоящее время исторически  сложилось так, что логопедическая помощь населению осуществляется по линии 3 министерств:

  • Министерство здравоохранения:
    • Детские поликлиники
    • Психо-неврологические диспансеры
    • Дневные стационары
    • Дома ребенка
    • Стационарные отделения
  • Министерство образования:
    • Дошкольные образовательные учреждения:
      • Детские общеобразовательные учреждения для детей с нарушениями речи
      • Детские учреждения комбинированного вида
      • Дошкольные учреждения общеобразовательного вида
      • Дошкольные учреждения для детей с отклонениями в развитии (нарушения зрения, рда, слуха, зпр и т.д.)
    • Школьные образовательные учреждения:
      • Специальные общеобразовательные школы для детей с ТНР
      • Общеобразовательные учреждения
      • Специальные коррекционные образовательные учреждения (1-8 вида)
    • Центры развития:
      • Консультативно-диагностические центры
      • Центры развития
      • Центры профилактики и реабилитации и т.д.
  • Министерство социальной защиты (обеспечения):
    • Учебно-производственные предприятия, предназначенные для профессиональной подготовки молодежи с нарушением слуха, зрения (общества глухих, слепых)
    • Дома-интернаты для детей дошкольного\школьного возраста с тяжелыми формами УО, выраженным ДЦП
    • Кабинеты соц защиты (экспериментальный проект)Работают психологи, логопеды, дефектологи

Логопедическая  работа в системе здравоохранения

Поликлиническая служба

Логопедические кабинеты в поликлиниках организуются из расчета  не менее 1 на 100 тыс взрослого населения и не менее 1 на 10 тыс детского населения

Логопед поликлиники назначается  главным врачом поликлиники из числа лиц имеющих высшее дефектологическое образование по профилю логопедия

Функционирование кабинета осуществляется в соответствии с  планами работы учреждения и организационно-методического  отдела по детской логопедии департамента здравоохранения города

Задачи логопеда:

    • Своевременное выявление и исправление недостатков речи
    • Направление детей с недостатками речи в специализированные логопедические учреждения системы образования и здравоохранения
    • Оказание помощи учреждениям в комплектовании
    • Дает направления на консультации к другим специалистам
    • Участие в санитарно-просветительской работе
    • Основные направления работы логопеда в условиях детской поликлиники:
    • Консультативно-диагностическая работа и отбор пациентов для посещения кабинета
    • Коррекционно-педагогическая работа по исправлению дефектов речи, которая проводится на систематических занятиях
    • Диспансеризация детей, как организованных, так и не организованных, проведение проф осмотров
    • Оформление логопедической характеристики на каждого ребенка
    • Участие в комплектовании групп, классов
    • Привлечение родственников, семьи, педагогов, воспитателей к участию в логопедических занятиях

Расписание  работы логопеда:

Утверждается главным  врачом из расчета 18 рабочих часов  в неделю

Рабочий день складывается из:

    • Установление первичного приема
    • Проведение лого занятий
    • Профосмотр (логопед входит в число специалистов, принимающих участие в диспансеризации детского населения. Это значит, что каждый ребенок, проживающий на территории подведомственной поликлиники должен быть обследован логопедом. Такие осмотры проходят дети в возрасте 4-5 лет, школьники выборочно, по направлению школьных учителей. В 6 лет обязательное обследование при оформлении специальной формы для поступления в школу.Так же логопед осматривает ребенка и при поступлении в сад. Для диспансеризации детского населения логопед посещает для осмотра детей дошкольные учреждения: обследуется речь детей по показаниям, выборочно)

 

 

Документация:

    • Амбулаторная карта (дата, сведения о развитии ребенка, диагноз  и рекомендации)
    • Журнал первичного приема
    • Журнал диспансеризации в д\с
    • Индивидуальные речевые карты
    • Журнал учета логопедических занятий (журнал посещаемости)
    • Ежегодный отчет о работе

 

Логопедическая  работа в системе образования

 

Организация логопедической работы на дошкольном логопункте

Это структурное подразделение  государственного дошкольного образовательного учреждения, где оказывается коррекционная помощь детям 4-7 лет и консультативно-методическая помощь педагогам и родителям.

Логопункты могут быть организованы в дошкольных образовательных учреждениях общеобразовательного, компенсирующего комбинированного вида.

В основе работы логопункта лежит кустовой принцип в соответствии с которым логопедом могут обслуживаться одно или несколько рядом расположенных дошкольных образовательных учреждениях, а так же дети, воспитывающиеся в семье, проживающих рядом с логопунктом.

Модель организации логопедической работы в логопунктах достаточно органично вписывается в систему ДОУ любого вида.

Цель работы:

Оказание логопомощи детям с речевыми нарушениями 4-7 лет, которые не имеют возможности получать необходимую помощь в детских поликлиниках, садах, а так же находящихся дома под присмотром близких.

В работе логопункта интегрируется система работы в поликлиниках и логопедической работы в дошкольных учреждениях

Задачи:

    • Воспитательные:
    • Разностороннее развитие личности ребенка
    • Обогащение социального опыта
    • Привитие детям навыков коммуникативного общения, нравственного воспитания и т.д.
    • Коррекционно-образовательные:
    • Обследование детей дошкольного возраста и выявление нуждающихся в логопомощи
    • Установление типа, характера и структуры речевого нарушения
    • Определение уровня речевого развития
    • Планирование лого работы
    • Систематическое проведение коррекционно-логопедической работы:

Информация о работе Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России