Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 13:15, реферат

Краткое описание

Становление и развитие логопедии условно можно разделить на 3 периода:
1 период:
В этот период времени публикуются работы о различных формах патологии речи. Появляются работы о заикании, о плохо говорящих детях.
2 период.
Организация логопедической работы во вспомогательных школах (1936 года).
3 период
Конец 60-90 гг 20 века
В 1950 году при МПГИ им Ленина открывается заочное отде-ление, а в 1951 г заочное отделение преобразуется в самостоятельный вуз, который назывался МПЗИ – московский педагогический заочный институт, а в итоге стал МГГУ им Шолохова.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Орлова.docx

— 41.36 Кб (Скачать файл)
      • Формирование и развитие фонематического слуха
      • Коррекция фонетических нарушений
      • Расширенние словарного запаса
      • Подготовка детей к школьному обучению
      • Оценка результатов логопедической помощи.
    • Осуществляет просветительскую работу
    • Участвует в работе ПМПК

Организация работы:

Общее кол-во детей для  лого работы на ставку учителя-логопеда составляет 20-25 человек

Предварительный список детей  на оказание лого помощи составляется в конце учебного года

Окончательным основанием к  зачислению на логопункт являются результаты лого обследования речи в начале учебного года (1-15 сентября)

 

 

Этапы работы:

    • 1 этап – диагностический.

В начале учебного года логопедом  осуществляется всестороннее обследование состояния речи детей старшего возраста (применяются традиционные методы: наблюдения, беседы с родителями, заполнение логопедических карт)

Логопед в журнале обследования фиксирует дату, а так же дает данные о каждом ребенке. Указывается направление на дополнительную консультацию к специалистам

Дети достигшие 3 летнего  возраста обследуются в течении года и в журнале отмечаются дети, имеющие нарушение речи, которые ставятся на очередь на зачисление на логопункт.

    • 2 этап – коррекционно-развивающий процесс

Проводится коррекционно-логопедическая работа

Логопедическое занятие  – целостная система педагогических приемов, включенных в определенные этапы корекционно-логопедического занятия.

Основные формы организации  лого работы:

    • Индивидуальные занятия
    • Подгрупповые занятия.

Индивидуальные  занятия – проводятся с каждым ребенком. Продолжительность 15-20 мин.

Задача: работа над такими сторонами речи, которые требуют специального логопедического воздействия

Для каждого ребенка составляется план работы, с учетом индивидуальных и речевых возможностей

Структура индивидуального  занятия:

    • Орг момент (установка на активизацию ребенка)
    • Основной этап (развитие ВПФ, слухового внимание, фонематического слуха, работа над звуками,лексико-грамматическим строем языка, связной речью)
    • Заключительный этап (оценка успешности ребенка на занятии)

Перерыв между индивидуальными  занятиями 5 минут.

Подгрупповые  занятия

Появляется возможность  ситуации общения, практики. В подгруппы объединяются дети одного возраста с одинаковыми речевыми дефектами и уровнем речевого развития.

Индивидуальная работая  тетрадь – заводится на каждого  ребенка – задания на дом.

    • 3 этап – завершающий.

Оценка проведенной работы.

Логопед руководствуясь показаниями успешности речевого развития ребенка принимает решение о завершении коррекционно-логопедической работы.

После выпуска детей, успешно  прошедших курс при наличии свободных  мест принимаются дети из списка ожидающих  очередь.

В конце года отчет о  коррекционно-логопедической работе.

Документация:

    • Журнал первичного обследования и консультаций
    • Список детей, зачисленных на лого занятия
    • Речевые индивидуальные карты
    • Индивидуальные рабочие тетради
    • Перспективный план индивидуальных и подгрупповых занятий
    • Конспекты лого занятий
    • Планы консультативно-методической работы
    • Годовой отчет логопеда

 

Организация логопедической работы на школьном логопункте

Логопедический  пункт — специальное учебно-воспитательное учреждение.

Логопедические  пункты — наиболее массовая форма результативной помощи детям с нарушениями речи.

Педагоги общеобразовательной  школы должны проявлять особое внимание к таким детям.

На логопункт зачисляются дети, имеющие:

    • Общее недоразвитие речи;
    • Фонетико-фонематическое недоразвитие;
    • Фонематическое недоразвитие;
    • Недостатки произношения - фонетический дефект;
    • Дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);
    • Нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.

Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедические занятия проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

На каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую  карту.

Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения дефектов.

Предельная наполняемость  логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского – не более 20 человек.

Форма организации учебно-коррекционной  работы:

    • групповые занятия. (основное направление)
    • Индивидуальные занятия

Основные задачи:

    • Диагностика и коррекция нарушения устной и письменной речи обучающихся;
    • Своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной нарушениями речи;
    • Распространение логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся;
    • Активизация познавательной деятельности обучающихся;
    • Нормализация учебной деятельности;

Логопедическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями, обеспечивая необходимый  уровень их осведомлённости о  задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями.

Групповые занятия проводятся:

    • С обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи, нарушения письма и чтения, обусловленные ОНР – не менее 3 раз в неделю;
    • С обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН или фонематическим недоразвитием речи, — не менее 2-3 раз в неделю;
    • С обучающимися, имеющими фонетический дефект, — не менее 1-2 раз в неделю;
    • С заикающимися обучающимися – не менее 3 раз в неделю.

Срок коррекционного обучения — от 4—9 месяцев до 1,5—2 лет.

Индивидуальные занятия  проводятся не менее 3 раз в неделю

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность  индивидуального занятия – 20 минут.

Документация:

    • Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.
    • Речевая карта на каждого ученика с речевыми нарушениями, зачисленного на логопедические занятия.
    • Расписание логопедических занятий, заверенное директором школы.
    • Журнал учёта посещаемости и занятий с учащимися.
    • Рабочая программа на каждую группу обучающихся .
    • Общий план методической работы на учебный год.
    • Тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).
    • Анализ работы за год.
    • Журнал консультаций.
    • Журнал движения учащихся.

 

 

Оказание логопедической помощи в школах 5 вида

Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Кроме общеобразовательных  задач есть и специфические задачи:

    • Преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи
    • Устранение особенностей психического развития, связанных с нарушениями устной и письменной речи, в процессе коррекционно-воспитательной работы
    • Профессионально-трудовая подготовка

В школе 2 отделения:

    • В 1 отделение принимаются дети с:
        • Алалией
        • Афазией
        • Дизартрией
        • Ринолалией
        • ОНР
      • Во 2 отделение принимаются дети с:
        • Заиканием

Предельная наполняемость  классов – 12 человек.

Коррекция нарушений речи и письма у учащихся проводится систематически в течении всего года, поэтому в школах 5 вида выделены следующие разделы:

  • Произношение
  • Развитие речи
  • Обучение грамоте
  • Фонетика
  • Грамматика
  • Правописание и развитие речи
  • Чтение и развитие речи

Занятия:

    • Фронтальные
    • Индивидуальные

В школе 5 вида дети получают неполное среднее образование, т.е. за 10 лет проходят программу 9 классов.

В учебных планах и программах для специальных школ выделяют три предметных области:

  • Общеобразовательные дисциплины (может быть сокращено количество часов по некоторым дисциплинам)
  • Специальные дисциплины, имеющие коррекционную направленность (уроки развития речи, звукопроизношения)
  • Дисциплины трудовой подготовки (детей готовят к труду на производстве. Выбор осуществляется с учетом возможности детей)

 

Заключение.

Эффективность логопедической работы зависит от экспрессии педагога при показе упражнений, она очень  необходима, т. к. облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Работа должна организовываться по-разному.

Эмоции, чувства, образы надо показывать детям.

Следует исключать скучные, однообразные занятия: запоминается легче то, что интересно.

Все упражнения для языка, губ, пальцев следует превратить в увлекательную игру, а не в  обязательный тренинг, в игру, укрепляющую и развивающую не только речевой аппарат, но и внимание, память. В организации коррекционной работы надо идти от ребёнка, а не к ребёнку со своим требованием и больше внимания уделять незапланированной деятельности, инициатором которой является сам ребёнок.

Интенсивность речевого развития детей зависит от характера отношений с педагогом, от особенностей общения с ним.

Похвала и поощрение должны быть естественной частью повседневной работы с тем, чтобы создавать у ребёнка ощущение успеха и прогресса.

Кабинет должен быть «домашним», уютным, светлым и просторным.

Работа логопеда требует  большей эффективности на каждом занятии.

 

Литература.

  1. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов
  2. . –– М, 1937
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской., М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  4. Малофеев Н.Н.  Специальное образование в России и за рубежом, М, 1996

 

 

Московский государственный  гуманитарный университет  
им М.А. Шолохова

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по отечественной  логопедии.

 

Тема: Логопедическая помощь в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 5 курса

Факультет: дефектологический

Специальность: логопедия

Игнатова А.А.

Проверила:

Зав. Кафедрой логопедии,

Руководитель магистерской

подготовки, д.п.н., профессор

Орлова О.С.

 

 

 

 

Москва

2013


Информация о работе Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России