Основные проблемы поликультурного воспитания в современном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:39, реферат

Краткое описание

Гуманизация и демократизация педагогического процесса, связанные с преобразованием нашего общества, требуют отношения к ребенку как субъекту общественных отношений, в том числе осознание им себя как члена нации, члена человеческого рода, усвоения им высоконравственных общечеловеческих и национальных ценностей. Особенность и самобытность культуры родного народа способны помочь ему глубже понять русский национальный характер, нравственно-духовные принципы и идеалы народа и проникнуться уважением к их носителю. Только почитая и уважая национальные реалии возможно воспитание уважения к интернациональным.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.05 Кб (Скачать файл)

                                            МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

                             ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

                                     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ 

                             СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                      ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ 

                              КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

                                       

 

 

                                                                      РЕФЕРАТ

 

                                    На тему:  «Основные проблемы поликультурного 
                                                    воспитания в современном образовании.»

 

 

 

 

 

 

                                                                      

 

 

 

                                                                                       Выполнила:

                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Ставрополь 2012 г.

 

Введение

 

Гуманизация и демократизация педагогического процесса, связанные с преобразованием нашего общества, требуют отношения к ребенку как субъекту общественных отношений, в том числе осознание им себя как члена нации, члена человеческого рода, усвоения им высоконравственных общечеловеческих и национальных ценностей. Особенность и самобытность культуры родного народа способны помочь ему глубже понять русский национальный характер, нравственно-духовные принципы и идеалы народа и проникнуться уважением к их носителю. Только почитая и уважая национальные реалии возможно воспитание уважения к интернациональным.

Усвоение национальных культурно-исторических ценностей включает осознание гармонии интеркультурных, то есть, требует раскрытия культурных достижений других народов и овладения ими. Это предполагает формирование культуры межнационального общения, так как уровень культуры межнационального общения является одним из показателей состояния межнациональных отношений и цивилизованности общества вообще, и состояния дел в системе интернационального воспитания, в частности. Одной из основных причин конфликтов и столкновений, происходящих в различных регионах нашей страны в последнее время, является чрезвычайно низкий уровень культуры межнационального общения. Сегодня исключительно приоритетными становятся исследования вопросов совершенствования межнациональных отношений, которые являются важнейшими политическими проблемами развития нашего общества.

Участие молодежи в межнациональных  конфликтах, националистических эксцессах  подтвердило наличие недостатков  в содержании, формах и методах  патриотического и интернационального воспитания, которое проводилось  без объективного анализа протекающих  национальных процессов. В сегодняшней  перестройке народного образования  основным, на наш взгляд, должен стать  принцип - через национальное к мировым  достижениям культуры и научно-культурного  прогресса, и наоборот, от общечеловеческих ценностей к своеобразию и многообразию национальных культур. В связи с этим актуально развитие нового типа образования - межкультурного (поликультурного), которое изменяет ряд педагогических положений в воспитании, обучении.

Педагогические идеи, изложенные в концепции поликультурного  воспитания, способствуют: созданию педагогических условий для идентификации личности с этническими и общечеловеческими  культурными ценностями; разрешению противоречий между личностно-мотивационной  сферой и уровнем поликультурной  образованности; самовоспитанию и саморазвитию нравственно-ориентированной личности.

Цель работы: обоснование  педагогических условий  воспитания и развития поликультурной личности.

Объект исследования: процесс  формирования поликультурной  личности школьника.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть проблемы ормирования поликультурной личности в процессе обучения в школе.
    2. Показать взаимосвязь между поликультурным, интернациональным и патриотическим  воспитанием.
    3. Разработать структурно-логическую схему воспитания поликультурной личности.

Практическая значимость работы. Материалы исследования могут  быть использованы при планировании воспитательной работы на уроках и  внеурочных мероприятиях.

1. Поликультурное  воспитание в современной школе

 

Современный цивилизованный процесс в области образования  обусловил проблему создания такой  его системы, которая органически  сочетала бы в своем развитии индивидуальные, национальные, общероссийские и мировые  культурно-образовательные потребности  и интересы. Стратегическим направлением для этого является научное обеспечение  всех звеньев образования, ориентированное  на последовательное развитие личности, ее самоопределение, самореализацию в  условиях многоязычного и поликультурного  пространства, приобщение ее к высшим достижениям мировой и национальной культуры, возрождение в обществе гуманистических общечеловеческих ценностей и идеалов свободы, добра, человеческого достоинства, гражданственности, патриотизма и коллективизма.

Поликультурное  (буквально: много культурное) образование - это система обучения и воспитания, при которой учащиеся школ теоретически и практически знакомятся с точно очерченным кругом систематизированных знаний и навыков, выработанных в рамках двух или нескольких типов культур, различающихся по своим познавательно-информационным, этносоциальным, этнопсихологическим, религиозно-конфессиональным, языковым и другим особенностям. Гуманитарное образование, основанное на изучении истории, политологии, культурологии, философии, филологии, религиоведении и других наук, имеет отношение к человеческому общественному бытию и сознанию, к природе и сущности человека, смыслу его жизни как высшей ценности.

 

Основными целями поликультурного  воспитания являются:

    • формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной российской культуре, поликультурной по своей природе;
    • воспитание уважения к истории и культуре другого народа;
    • создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;
    • формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.

Основополагающими принципами поликультурного воспитания являются:

    • принцип диалога и взаимодействия культур;
    • контрастивный принцип овладения содержанием поликультурного образования;
    • принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей.

Поликультурное воспитание ученика проходит через воздействие  национальной культуры, носителем которой  является среда. Этот процесс социализации заключается, говоря упрощенно, в том, что взрослые желали бы видеть ребенка  таким, какими они являются сами, поэтому  воспитание - это процесс уподобления. Он состоит в воспитании личности ребенка и приспособлении его  к жизни в данном обществе, в  результате чего ребенок постигает  культуру, в рамки которой он поставлен, и научается действовать, не нарушая  общепринятых правил поведения1.

Освоение национальной культуры имеет место не только при социализации ребенка. Оно проходит и в том  случае, когда уже сложившийся  человек волею судеб порывает с этой этнической или национальной общностью, в которой он вырос, и  попадает в условия новой для  него национальной культуры. В этом случае учеными используется термин «аккультурация»2. Аккультурация понимается как процесс усвоения личностью, выросшей в культуре А, элементов культуры Б. Не следует полагать, что, усваивая новую культуру, человек с неизбежностью должен отказаться от своей собственной. Исследование мигрантов в США показало, что они по крайней мере два поколения сохраняют собственную национальную культуру, воспринимая одновременно и культуру своей новой родины. Ассимиляция, то есть забвение ими родного языка и принятие одной, и только одной, культуры, наступает не ранее третьего поколения, но при использовании противодействующих мер (селение колониями, публикация собственных газет, содержание социальных школ и т.д.) она может вообще не иметь места как угодно долго. Человек, владеющий культурами А и Б в социологии называется личностью на рубеже культур.

Вопрос аккультурации  имеет непосредственное отношение  к вопросу межкультурной или  интеркультурной коммуникации. Межкультурной коммуникацией называется адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам. Дело в том, что даже если люди владеют одним и тем же языком, они не всегда могут правильно понять друг друга, и причиной часто является именно расхождение культур.

В нашей стране абсолютизация  интернационального в ущерб национальному  длительное время вела к сужению, а иногда игнорированию национального  фактора, национальных ценностей. Подобный подход приводил к абсолютизации интернационального, игнорированию этнокультурной компетентности личности, которая отражает не только определенный уровень подготовленности для вступления в межнациональное общение, но и обеспечивает в значительной степени возможности оптимизации взаимоотношений с представителями других этнокультурных традиций.

Вместе с тем, еще К.Д.Ушинский, дав глубокий анализ системам воспитания ведущих стран мира, отмечал: «У каждого народа своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был этот образец, точно также нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы»3.

Современными для нашего времени являются мысли великого педагога по достоинству оцененного историками как основателя народной педагогики, о том, что на воспитание большое влияние оказывает характер национальных особенностей, культура народа, его быт и история. Задача современной школы – воспитание подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях, опирающихся на национальное самосознание и мировую культуру.

Поликультурное воспитание должно подготовить детей к интеркультурной коммуникации - особому типу культуры представителей разных национальностей, который характеризуется взаимодействием национальных культур, проявляющихся в национальном самосознании, степени демократизма в обществе, этнокультурной компетентности личности, терпении, такте и стремлении к межнациональному согласию во всех сферах общения. Составные элементы: национальное самосознание, патриотизм, этнокультурная компетентность личности, межнациональное согласие, проявление такта, правильный выбор языка общения представителей разных национальностей.

Формирование культурной коммуникации - это сложный процесс. Доминантой интеркультурной коммуникации является культура межнационального общения индивидуумов. В этом процессе необходимо представлять и учитывать противоречия как в ее структуре, так и во взаимодействиях с другими системами:

  • во-первых, противоречие между чувством национальной гордости за свою культуру и необходимостью признания достоинства, а иногда превосходства другой национальной культуры;
  • во-вторых, противоречие внешнего порядка, когда на интеркультурную коммуникацию, ориентированную на межнациональное согласие, миропонимание как устойчивое целое в проявлении гуманизма воздействуют негативные явления национальных процессов, выражающиеся в острых формах межнациональных конфликтов;
  • в-третьих, противоречие между общей культурой и культурой межнационального общения (т.е., с одной стороны, общая культура может переживать кризис, значительный спад в определенные периоды общества, а с другой стороны, должна с необходимостью быть основой интеркультурного общения, аккумулирующего проявления интереса к разным национальным культурам и включающей понимание, такт, межнациональное согласие).

Проблема поликультурного  воспитания подрастающего поколения  является многоплановой проблемой  и ее решение связано с широким  кругом вопросов. Ибо данный аспект культуры личности выражает не только ее моральную и социальную характеристику, но и правовую, политическую, а также  и мировоззренческие позиции.

 

2. Поликультурное  воспитание на уроках

 

Поликультурное воспитание должно осуществляться в системе  школьного образования и опираться  на этническую осведомленность, включающую знания:

    • о месте жительства народов;
    • характере основных форм труда (по возможности с учетом их специфики);
    • народном быте (жилище, предметы быта, национальные блюда);
    • языке и основных жанрах народного творчества (сказки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, подвижные игры, игрушки, музыка, колыбельная песня);
    • искусстве (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы, изобразительное искусство, в том числе живопись, декоративно-прикладное искусство);
    • общечеловеческих нравственных качествах.

Эти знания ученики могут  получить на уроках географии, истории, музыки, труда, обществознания, литературы и др.

Знания об обычаях и  культурных ценностях других народов, естественно, должны усваиваться после  полноценного овладения этническими  особенностями своей культуры. Ведь понять и принять других может  лишь тот человек, который уважает  и понимает этническую самобытность собственного народа. С этой точки  зрения поликультурное воспитание учеников должно проходить три стадии:

Информация о работе Основные проблемы поликультурного воспитания в современном образовании