Основные проблемы поликультурного воспитания в современном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:39, реферат

Краткое описание

Гуманизация и демократизация педагогического процесса, связанные с преобразованием нашего общества, требуют отношения к ребенку как субъекту общественных отношений, в том числе осознание им себя как члена нации, члена человеческого рода, усвоения им высоконравственных общечеловеческих и национальных ценностей. Особенность и самобытность культуры родного народа способны помочь ему глубже понять русский национальный характер, нравственно-духовные принципы и идеалы народа и проникнуться уважением к их носителю. Только почитая и уважая национальные реалии возможно воспитание уважения к интернациональным.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.05 Кб (Скачать файл)

1) национальное воспитание, понимаемое как привитие любви  и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические  достижения;

2) ознакомление щкольников с народами ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым представителям соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям их народов;

3) сообщение знаний об  этнической самобытности отдаленных  народов и формирование эмоционально-положительного  отношения к национальному многообразию  планеты.

Для реализации этих трех направлений  важно использовать организованные формы обучения школьников, позволяющие  обеспечить полноценное усвоение ими  сообщаемых знаний в определенной системе  и с учетом доступности предлагаемой информации. Закрепление и уточнение  представлений учеников о культурных ценностях полиэтнической среды  должно происходить как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Учителя-предметники должны максимально использовать возможности  для воспитания у школьников патриотических и интернациональных чувств и формирования у них поликультурного мировоззрения. Причем такая установка не должна становиться каким-то отдельным аспектом в преподавании предмета, а, составляя основу воспитывающего обучения, органически входить в систему глубокого и многопланового изучения предмета, требуя лишь определенного внимания к элементам, важным и для поликультурного воспитания.

Широкие возможности для  поликультурного воспитания  предоставляет программа литературного курса средних классов. Разнообразие материала, представленного здесь, позволяет сосредоточить внимание на различных аспектах многонациональной и межкультурной проблематики, воздействуя тем самым на душу и сознание школьников.

Один из таких аспектов - актуализация интернациональных мотивов  в произведениях русских писателей, фактов дружелюбного и уважительного  отношения их к населявшим Россию народам4.

Поликультурное воспитание предполагает формирование мировоззрения и чувств, знаний и убеждений. В процессе изучения литературного произведения все это находится в неразрывной связи. Но если уже чтение произведения вызывает у учащихся определенные чувства и обогащает их новыми знаниями, то для углубления этих чувств и знаний и формирования на такой основе убеждений необходимо аналитической работе над текстом придать продуманную методическую направленность, в данном случае - направленность межкультурную, интернационалистскую.

Актуализация интернациональных  мотивов в творчестве русских  писателей - это только один из аспектов поликультурного воспитания учащихся на уроках литературы. Иной подход связан с изучением включенных в школьную программу произведений литературы других народов, которые наглядно демонстрируют учащимся духовное единство разных наций и народностей.

Например, в программе 7 класса для чтения и беседы предлагается стихотворение Т.Г. Шевченко «Завещание». Само обращение к произведению великого украинского кобзаря, исполненному мечтой о «народе веселом» и «семье великой», многое дает для воспитания интернациональных чувств семиклассников. Но определенный методический подход к трактовке этого произведения усиливает его воспитательное воздействие.

Поликультурное воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Поэтому в поликультурном воспитании средствами художественной литературы полезно опираться на патриотические чувства учащихся. Для этого есть и литературоведческая, и педагогическая основы. Есть и определенные методические приемы. Один из них - сопоставление изучаемого на уроке произведения русского писателя с произведением писателя другой национальности на основе сходства проблематики, сюжетных сближений, художественно-образных перекличек. Такой прием можно использовать практически при изучении каждой темы.

Так, в том же 7 классе учащиеся знакомятся с исполненным высоких  патриотических чувств стихотворением И.С. Тургенева "Русский язык". Если параллельно прочитать и одно-два из многочисленных произведений поэтов других народов о русском языке, таких, к примеру, как "Русский язык" П.Боцу, "Русское слово" М. Танка, "Учите русский" С. Абдуллы, то урок приобретет большую силу в плане патриотического и поликультурного воспитания: искренне глубокие чувства, проявляемые представителем другой национальности к русскому языку - явлению близкому и родному для учащихся, не может не вызвать у них ответных чувств уважения и благодарности.

Поликультурная направленность в преподавании литературы, стимулируя и его научность, и его связь  с жизнью, содействует формированию высоких моральных качеств современных  школьников, признанию общечеловеческих ценностей, изучению национальных культур.

Важную роль в поликультурном воспитании играет иностранный язык.

Проблема межкультурного общения в условиях многоязычия, характерного для земной цивилизации, является одной из древнейших и до сих пор не получила своего удовлетворительного  решения. Реальностью сегодня является использование народами в общении  друг с другом ограниченного числа  ведущих языков мира, так называемых языков мирового общения. Сейчас ни одна страна на международной арене уже  не может более оставаться в языковой изоляции и вынуждена использовать иностранные языки. По мнению специалистов ЮНЕСКО минимальное количество языков, которым должен владеть человек в третьем тысячелетии, будет никак не меньше трех. По их прогнозам ведущим в мире останется английский язык, в европейском пространстве - немецкий, в евразийском - русский5.

Изменение акцента на поликультурное воспитание изменяет ряд педагогических положений в воспитании, обучении, в языковой подготовке. Выдвигается  проблема языковой картины мира, что  отражает средствами языка общечеловеческие ценности в различных языках - жизнь, свобода, религия, сознание и т.д.

Использование поликультурного  подхода к отбору и организации  учебного материала позволяет усваивать  иностранный язык в тесной связи  с историей и культурой страны изучаемого языка, позволяет заложить прочные основы, необходимые обучаемому для участия в непосредственном и опосредованном диалоге культур. Преподавать иностранный язык можно  и нужно не только как новый  код, как новый способ выражения  мыслей, но и как источник сведений о национальной культуре народа-носителя изучаемого языка.

В заключение важно подчеркнуть, что эффективность использования  любых средств поликультурного  воспитания во многом зависит от самого педагога, его профессиональной этики  и нравственной культуры. В условиях школьных образовательных учреждений именно собственная нравственная культура педагога определяет уровень нравственного  развития учеников. Личность формируется  только личностью, интеллект развивается  только интеллектом. Это означает, что  и этику межнационального общения подрастающего поколения невозможно сформировать без того, чтобы этот процесс не превратился в личную цель самого педагога.

 

Список литературы

 

  1. Баскакова Н.П., Ефремова Н.В. Язык и музыка в поликультурном образовании / Россия и Запад: диалог культур. Материалы 4-й Международной конференции. М.: МГУ, 1998. С. 112-119.
  2. Данилова М.И. Молодежь и культура: самобытность и стандартизация. – М., 1995.
  3. Денисов Н.Г. Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональные аспекты. – Краснодар, 1999.
  4. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М., 1995.
  5. Поликультурный подход в воспитании // Теория, практика и перспективы образования, поликультурного воспитания, карьеры и интеграции беженцев, мигрантов и их детей в современном мире: Сб. тр. первой международной научно-практической конференции. Ростовский государственный педагогический университет, 2000.
  6. Уметбаев З.М. Интернационально-патриотическое воспитание  учащихся при изучении художественной литературы// Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи: Всероссийская научно-практическая конференция. – М., 2001.

 

 

1

4

 

 


Информация о работе Основные проблемы поликультурного воспитания в современном образовании