Основные формы работы с родителями в специализированных садах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 19:15, реферат

Краткое описание

Серьезной проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах коррекционно-развивающей работы с такими детьми. Хорошо если родители просто любят ребенка и стараются в меру сил и возможностей помочь ему. Тогда, как правило, они воспринимают рекомендации специалистов, что способствует успешной реализации лечебно-коррекционной работы с ребенком. Но, надо помнить, что дети, с которыми приходиться иметь дело педагогу-дефектологу, являются детьми своих родителей. Иначе говоря, оба родителя могут быть также примитивны, малоразвиты, нервны и психопатичны, как и их дети. Некоторые из родителей своим болезненным эмоционально-волевым поведением, нередко при этом вопреки собственным желаниям и стремлениям, очень тормозят коррекцию ребенка!

Содержание

1. Введение 3
2. Анализ литературы 5
3. Формы работы с родителями в специализированных садах .8
4. Заключение. 12
5. Библиография 14

Вложенные файлы: 1 файл

Коррекционная педагогика.doc

— 194.52 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Московской области

                              Государственное образовательное учреждение

                                  Высшего профессионального образования

                                                   Ногинский филиал

                      Московского Государственного Областного Университета

 

 

 

                                       ПЦК коррекционной педагогике

                                                           Реферат

 

Основные формы работы с родителями

в специализированных садах

 

Студентки: Гуляевой С.А.

Специальность: Дошкольное образование

                             Группа 3 «В»

                               Руководитель: Назарова Г.Н.

 

 

 

 

                                                    Ногинск  2014

 

 

 

 

 

                                  СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение 3

 

  1. Анализ литературы 5

 

  1. Формы работы с родителями в специализированных садах .8

 

  1. Заключение. 12

 

  1. Библиография 14

 

  1. Приложение……………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная семья в ситуации всеобщей нестабильности переживает серьёзный кризис, выражающийся в обострении супружеских, детско-родительских отношений, ослаблении внимания к духовным ценностям. Все эти неблагоприятные факторы гораздо сильнее отражаются на укладе жизни семьи, в которой появляется ребенок с отклонениями в развитии. Рождение ослабленного, больного ребенка, как правило, изменяет уклад и психологический климат в семье. Все члены семьи и особенно мать находятся в состоянии эмоционального стресса.

Состояние длительного стресса приводит к повышенной раздражительности членов семьи, нарушению взаимоотношений между супругами, что крайне неблагоприятно отражается на психическом здоровье малыша. В такой ситуации чаще всего формируются неправильные варианты воспитания ребенка, что утяжеляет его состояние и способствует формированию вторичных невротических расстройств.

Иногда мать полностью отказывается от своих интересов, любимого дела, друзей и отдает все время и силы ребенку. А ребенок растет нервным, легковозбудимым, требует к себе постоянного внимания матери, но и в ее присутствии не успокаивается, а возбуждается еще больше. С годами у такой матери развивается сильнейший невроз, она не в состоянии нормализовать поведение ребенка, который становится настоящим тираном. Такие семьи часто распадаются. Отец после развода чаще всего самоустраняется от участия в воспитании ребенка. Тяжелая ноша полностью ложится на плечи матери, усугубляя и без того ее нелегкое состояние.

Поэтому врачу, психологу и педагогу-дефектологу надо лечить и учить не только ребенка, но и всех членов семьи и, прежде всего, родителей. Прежде всего у членов семьи, особенно у матери необходимо создать положительное отношение к семейной психотерапии. Основную психотерапевтическую работу проводит психотерапевт, однако не во всех случаях семья больного ребенка готова к этим психотерапевтическим занятиям, поэтому на начальных этапах, которые являются часто наиболее трудными для семьи, психотерапевтом становится лечащий врач, логопед, педагог-дефектолог, т.е. специалисты, реально помогающие больному ребенку.

 

Их конкретная помощь ребенку вызывает у родителей наибольшее доверие и желание следовать их советам. Каждый специалист, работающий с ребенком с интеллектуальной недостаточностью, обязательно должен проводить психотерапевтическую работу с родителями. Педагогу необходимо проанализировать особенности семейного воспитания ребенка, обратив внимание на такие параметры, как эмоциональное принятие больного ребенка родителями, заинтересованность в ребенке, забота о нем, требовательность к нему, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. На основе этих данных и личного наблюдения определить преобладающий тип семейного воспитания по следующим параметрам: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь.

Серьезной проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах коррекционно-развивающей работы с такими детьми. Хорошо если родители просто любят ребенка и стараются в меру сил и возможностей помочь ему. Тогда, как правило, они воспринимают рекомендации специалистов, что способствует успешной реализации лечебно-коррекционной работы с ребенком. Но, надо помнить, что дети, с которыми приходиться иметь дело педагогу-дефектологу, являются детьми своих родителей. Иначе говоря, оба родителя могут быть также примитивны, малоразвиты, нервны и психопатичны, как и их дети. Некоторые из родителей своим болезненным эмоционально-волевым поведением, нередко при этом вопреки собственным желаниям и стремлениям, очень тормозят коррекцию ребенка!

Поэтому, считают специалисты, одной из первостепенных задач устранять непонимание родителями задач специальных учреждений, вести среди родителей большую просветительскую работу, всячески способствовать налаживанию внутрисемейных отношений.

 

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

 

При работе с семьей педагог должен хорошо себе представлять основные особенности родительской позиции по отношению к ребенку. А.С.Спиваковская выделяет три критерия оценки родительских позиций: адекватность, динамичность и прогностичность. При адекватной оценке родители правильно ориентированы в индивидуально-психологических особенностях ребенка; при динамической характерна изменчивость родительской позиции и в соответствии с этим изменчивость форм и способов общения с ребенком.

При прогностической оценке позиции родителей отражают их способность к перестройке взаимодействия с ним на основе этого.

Важное значение в психотерапевтической работе с родителями имеет разработка специальных программ педагогического образования родителей. Наиболее распространенной программой педагогического образования родителей является, разработанный Томом Гордоном «Тренинг эффективности родителей» (ТЭР). В нашей стране этот  метод не нашел применения. В основу этой программы положены теоретические положения психотерапии, разработанные Карлом Роджерсом, основанные на позитивном и безоценочным принятии своего пациента. Этот принцип составляет основу подхода Гордона к организации процесса общения родителей со своими детьми.

В отечественной науке и практике взаимодействие психолога с родителями в основном проводится в рамках психологической консультации. Упоминание же работы с родительскими группами можно найти лишь в некоторых исследованиях (А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, А.И. Захаров), причем чаще всего такая работа сама по себе не является самоцелью, а проводится как дополнение к коррекционной программе, проводимой с детьми, или является составной частью проведения психологической коррекции. В последнее время направление, использующее групповые формы обучения и терапии родителей, стало развиваться более активно.

Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь, в данном случае и от взрослых и от детей, позволяют взглянуть на семью с иной точки зрения. И.М.Марковской разработана программа, опирающаяся на различные теоретические подходы к пониманию отношений взрослого и ребенка. Существенным достоинством её работы становится то, что все предложенные И.А. Марковской процедуры, упражнения, структура занятий опробованы, проверены, включены в программу тренинга после обдумывания, коррекции и апробации, и охватывает широкий период развития ребенка - от дошкольного до подросткового возрастов.

Проблемой взаимодействия родителей трудных детей, детей «дефективных», исключительных с врачами и специальными педагогами занимался замечательный русский врач и педагог В.П.Кащенко (1870-1943). Исходная установка врача и педагога, неоднократно подчеркивал В.П.Кащенко, должна быть ориентирована на потенциальную социально-психологическую полноценность формируемой личности. «Мера медико-педагогических усилий зависит от степени отклонения от нормы, - считает автор книги. Поэтому речь должна идти не о дефективности ребенка, а об исключительности ситуации, имея в виду, что любого ребенка с патологическими чертами в характере и в поведении следует сделать достойным членом общества и не травмировать его сознание заведомым штампом, предохранить от ложного предубеждения окружающих людей». (В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция», М., Просвещение. 1994).

Кащенко предостерегал от крайности: одно дело - безнадежное с медицинской точки зрения состояние, тяжелое психическое расстройство, это в компетенции врачей-специалистов, а другое - исключительные дети, нуждающиеся в лечебной педагогике. (Под лечебной педагогикой Кащенко понимал синтез медико-терапевтических, учебно-коррекционных и воспитательных приемов, имеющих целью выправление (коррекцию) характера и личности в целом). Он подчеркивал, что такие дети выпадают из средней массы, представляя особый интерес для исследователей, что задачи работы с ними, оказываясь тождественными задачам нормальной школы, требуют специальных подходов к ребенку, «исключительных мероприятий в области воспитания и обучения». (Кащенко В.П., Мурашов Г.В. Исключительные дети. Их изучение и воспитание. - М., 1929. - С. 23).

Основательно изучив детскую психологию, психопатологию и лечебную педагогику, как они были тогда представлены в России, он отправился в 1908 году за границу, чтобы познакомиться там с лучшими специалистами и их учреждениями по интересующим его вопросам. Побывал он в Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии. По возвращении Кащенко приступил к осуществлению своей идеи. Он подыскал в уютном зеленом уголке Москвы подходящий деревянный двухэтажный дом (Погодинская улица, д. 8, где в настоящее время располагается НИИ КП РАН) взял его в аренду и сформировал лечебно-воспитательный коллектив, оповестив об условиях приема в санаторий-школу для дефективных детей.

Так в Москве возникло оригинальное детское учреждение, сочетавшее в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели.

«Санаторий-школа быстро приобрела известность. Дети, пробывшие здесь необходимое время в возрасте, когда закладываются основы нравственной конституции личности, возвращались в прежнюю среду - семью и школу - достаточно окрепшими, обретя нужную устойчивость поведения». (Кащенко В.П., Педагогическая коррекция., - М., Просвещение. -- 1994. - СП).

В этой же книге (глава 10) Кащенко описал, какими качествами должен обладать педагог-дефектолог, разработал инструкцию для педагогов-дефектологов и рассказал о подходе педагога-дефектолога к родителям

воспитанников.

 

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ САДАХ

 

Адекватная интеграция семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, в социум, обеспечение их социального статуса и расширение их возможностей требуют осуществления ряда специальных мер.

Предпринимаемые меры должны быть направлены как на оптимизацию личностного развития членов семьи, так и на гармонизацию внутрисемейных и внесемейных межличностных контактов.

Учитывая разностороннее и глубинное влияние семьи, семейных отношений на развитие ребенка с ОВЗ педагогам учреждения необходимо оказывать методическую помощь родителям в вопросах семейного воспитания.

Об актуальности и обязательности целенаправленной, систематической психолого-педагогической работы с родителями любых детей указывала Н.К. Крупская, предлагая еще в 30-е годы создавать библиотеки для родителей, читать для них лекции по радио.

Педагоги должны систематически оказывать родителям помощь в выявлении у детей положительных и отрицательных качеств личности, руководить самообразованием родителей, развивать у них стремление к самосовершенствованию, помогать в создании благоприятных и комфортных условий для развития нетипичного ребенка в семье, постоянно работать над единством педагогических требований в семье и детском саду.

В настоящее время в практике дошкольного коррекционного образования существуют три специфические формы работы с родителями:

- индивидуальные;

- коллективные;

- наглядные.

К индивидуальным формам относятся:

 

- изучение опыта семейного воспитания (посещение семей);

- индивидуальные беседы и консультации.

 

Коллективные формы включают:

 

- групповые и общие родительские собрания;

- «Школа (клуб) молодых родителей»;

- субботники (совместная практическая деятельность сотрудников

  детского сада с родителями);

- лекции (лектории);

- конференции;

- вечера вопросов и ответов;

- совместные праздники;

- коллективные консультации.

 

Наглядные формы представлены:

 

- выставки и фотомонтажи;

Информация о работе Основные формы работы с родителями в специализированных садах