Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 10:23, контрольная работа
Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.
Системы образования и воспитания разных стран опираются на различные из указанных парадигм.
Каковы современные проблемы образования?
И зарубежные, и отечественные ученые отмечают, что система образования не удовлетворяет современным требованиям и вследствие этого находится в состоянии кризиса.
Суть мирового кризиса образования видится прежде всего в обращенности сложившейся системы образования (так называемое "поддерживающее обучение") в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, отсутствии ориентации на будущее.
Современное развитие общества требует новой системы образования – "инновационного обучения", которое формировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на будущее.
В нашей стране кризис образования имеет двойственную природу. Во-первых, он является проявлением глобального кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы. Система российского образования, а особенно высшего образования, имеет свои достоинства и недостатки. Перечислим положительные "наработки" российской высшей школы:
Таковы преимущества российской образовательной системы (высшей школы).
Однако четко осознается и тот факт, что реформирование высшей школы в нашей стране – настоятельная необходимость. Происходящие в обществе изменения все более объективируют недостатки отечественного высшего образования:
Следует отметить ряд количественных характеристик, подчеркивающих кризисное состояние высшей школы в России:
В интеллектуальных кругах России все явственнее осознаются возможные последствия происходящего исподволь свертывания образования и снижения социальной защищенности студентов и педагогов. Приходит понимание того, что неправомерное распространение на сферу образования рыночных форм деятельности, игнорирование специфической природы образовательного процесса может привести к утрате наиболее уязвимых слагаемых общественных богатств – научно-методического опыта и традиций творческой деятельности.
Очевидно, что проблема долговременного развития высшего образования не может быть решена только путем реформ организационно-управленческого и содержательного характера.
В связи с этим все настойчивее встает вопрос о необходимости смены парадигмы образования.
Концепция, разработанная учеными Международной академии наук высшей школы (АНВШ) В.Е. Шукшуновым, В.Ф. Взятышевым и др., показывает, что научные истоки новой образовательной политики следует искать в трех сферах: в философии образования, в науках о человеке и обществе и в "теории практики".
Философия образования должна дать новое представление о месте человека в современном мире, о смысле его бытия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человечества.
Науки о человеке и обществе (психология образования, социология и другие) нужны, чтобы иметь современное научное представление о закономерностях поведения и развития человека, а также модель взаимодействия между людьми внутри образовательной системы и самой системы образования – с обществом.
"Теория практики", включающая современную педагогику, социальное проектирование, менеджмент системы образования и др., даст возможность представить облик новой системы образования: определить цели, структуры системы, принципы ее организации и управления. Она же явится инструментом реформирования и адаптации системы образования к изменяющимся условиям жизни.
Итак, обозначены фундаментальные основы развития образования. Предлагаемую методологию можно назвать гуманистической, так как в центре ее оказывается человек, его духовное развитие, система ценностей.
Новая методология, положенная в основу образовательного процесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности.
В связи с этим вполне отчетливо осознается проблема гуманизации и гуманитаризации образования, которая при новой методологии приобретает гораздо более глубокий смысл, чем просто приобщение человека к гуманитарной культуре.
Смысл в том, что необходимо гуманизировать деятельность профессионалов. А для этого необходимо:
Обычно, говоря о гуманитаризации инженерного образования, имеют в виду только увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебных планах вуза. При этом предлагают студентам различные искусствоведческие и другие гуманитарные дисциплины, что редко бывает непосредственно связано с будущей деятельностью инженера. Но это – так называемая внешняя гуманитаризация технического образования. Подчеркнем, что в среде научно-технической интеллигенции господствует технократический стиль мышления, который "впитывают" в себя студенты с самого начала обучения в вузе. Поэтому они относятся к изучению гуманитарных дисциплин как к чему-то второстепенному, проявляя иногда откровенный нигилизм.
Напомним, что сущность гуманитаризации образования видится прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз призван выпустить специалиста, готового к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности. Если эта задача не будет решена, то, как писал русский философ Г.П. Федотов в 1938 г., "…есть перспектива индустриальной, могущественной, но бездушной и бездуховной России… Голая бездушная мощь – это самое последовательное выражение каиновой, проклятой Богом цивилизации".
Итак, главными направлениями реформы российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба с технократическим снобизмом, интеграция частных наук.
При этом российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:
Вопрос № 2. Цели и идеалы общего среднего образования. Целеполагание в учебно-воспитательном процессе. Иерархия целей.
Обучение носит целенаправленный характер ( по схеме “ главные факторы процесса обучения”)
Цели обучения провозглашаются обществом.
Долгое время- “Моральный кодекс строителя коммунизма”.
Сейчас- прежние идеалы утрачены, новые не сложились. Но воспитательный процесс не должен быть заложником каких- то коньюнктурных ситуаций ( исповедовать взгляды стоящих у власти).
Воспитание должно базироваться на постоянных, непереходящих идеях и ценностях. Сейчас- принципы гуманизма ( лат. Humanus- человеческий, человечный)- признание человека в качестве высшей ценности.
Конечная цель воспитания с позиций гуманизма- свободный человек, полноценный субъект деятельности, но ответственный за все, происходящее в мире.
Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлениям общества об идеалах человеческой личности. И этот идеал меняется с развитием общества.
В древнем мире- идеал физической ( телесной) и духовной красоты. Но их гармоничное соединение исключает труд. Дети рабовладельцев воспитывались в презрении к труду, который был уделом рабов.
В средние века- идеал духовный, а физические радости греховны. Их сочетание считалось греховным.
В трудах гуманистов Возрождения- идея гармоничного развития личности.
А социалисты- утописты реабилитировали труд в воспитании и показали его как добродетель.
Сейчас- идея всестороннего развития личности, как высшая цель воспитания. Но ни одна страна мира не может похвастаться ее достаточной реализацией.
В любом обществе существуют 2-а педагогических идеала личности.
Во время ВОВ – идеал офицера, защитника.
После войны – офицер, научный работник, инженер.
70-е годы – партийный
Но какие бы зигзаги не делало Российское общество, идеал русского народного педагога был и остается неизменным, беззаветно любящий свою Родину, высоко нравственный труженик. Сохранить и утвердить этот идеал – долг российских педагогов.
Проблема цели четко определилась в 70 е гг. в английской педагогике. Если ранее считалось, что главная роль в развитии учебно- воспитательного процесса принадлежит содержанию, то с начала 70 х. Гг. эта роль отводится цели, которая определяет все компоненты учебно- воспитательного процесса ( выполните схему “ главные факторы процесса обучения”.
Виды целей. Различают в зависимости от степени точности и от срока действия общие и конкретные цели. Остановимся на характеристике этих видов целей подробнее.
Таким образом, в характеристике общей цели английские исследователи выделяют несколько важных сторон: длительность существования, устремленность, направленность, бесконечность, неопределенность достижения, широту, структурность.
Уже по этим выделенным характеристикам ясно, сколь сложна, неоднозначна природа этого вида идеи. Очевидно и то, что как любое сложное явление, она нуждается в специальной и глубокой разработке.
Общие цели рассматриваются в английской педагогической теории в сопоставлении и взаимосвязи с целями конкретными.
Кроме того, поскольку конкретные цели обязательно указывают на конечный результат действия, оно должны быть тщательно и четко сформулированы. В любом случае конкретные цели ставятся для достижения общих целей.
К главным характеристикам конкретной цели, таким образом, следует отнести конечность, определенность, технологичность, краткосрочность
Как должен осуществляться процесс постановки цели ( целеполагание)?
Исходным моментом целеполагания являются условия постановки цели.
Два типа условий:
Информация о работе Основные этапы развития педагогической мысли