Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 22:52, курсовая работа
Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В мире нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как и нет страны, которая бы не связывала свое будущее с его дальнейшим развитием. В текущем столетии образованию взрослых социологи отводят исключительно важную роль. Характерная тенденция исторических изменений в образовании взрослых - его усиливающееся содержательное и организационное обособление, выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных исключительно для взрослого населения, в увеличивающемся многообразии предлагаемых ими программ. Как следствие этого глобального процесса, возникает и ширится круг реалий, которых нет в детском и юношеском образовании.
Введение...................................................................................................................3
1. Андрагогическая модель обучения. Ее основные принципы………………7
2. Оптимальные условия применения андрагогической модели обучения….18
Заключение………………………………………………………………………24
Литература……………………………………………………………….……..26
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра общей и профессиональной педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Андрагогика
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ АНДРАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ. ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Научный руководитель: |
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики, Антропова Лидия Григорьевна |
Работу выполнила: |
Ляпина Оксана Валерьевна, студентка группы ПОС-302 |
Челябинск
2013
Содержание
Введение......................
1. Андрагогическая модель обучения. Ее основные принципы………………7
2. Оптимальные условия применения андрагогической модели обучения….18
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования:
Возрастающая значимость
образования взрослых - общепризнанный
факт. В мире нет страны, которая
не была бы в той или иной мере
обязана ему своим
По материалам ЮНЕСКО,
приоритетная задача образования взрослых
- обеспечить человека комплексом знаний
и умений, необходимых для активной творческой
и приносящей удовлетворение жизни в современном
динамично развивающемся обществе. Речь
идет о постоянном, непрекращающемся развитии
человека как работника, гражданина, личности,
индивидуальности в течение всей его жизни.
К настоящему времени сложилась определенная
общность взглядов на роль образования
взрослых в достижении согласованного
прогресса личности и общества и на подходы
к осмыслению путей его обновления.
Задачей номер один,
по выражению одного из крупнейших теоретиков
и практиков образования взрослых, американского
ученого М.Ш.Ноулза, стало "производство компетентных
людей — таких людей, которые были бы способны
применять свои знания в изменяющихся
условиях, и... чья основная компетенция
заключалась бы в умении включиться в
постоянное самообучение на протяжении
всей своей жизни". [2]
Дело обучения, res studiorum, всегда бывшее многотрудным занятием, ныне становится еще более сложным, напряженным и тяжелым. Где путеводная нить Ариадны современного человека, стремящегося преодолеть свои проблемы при помощи обучения? Этой нитью является андрагогика ( от греч. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж — + ago — веду) — наука об обучении взрослых.
Возникновение андрагогики как самостоятельной науки обусловлено рядом причин различного характера. Создавая основы новой науки, ученые прежде всего учитывали объективные условия, вызвавшие потребность в развитии андрагогики.
Во-первых, сам ход развития образования вел к завоеванию обучающимся ведущей роли в процессе своего обучения. Педагогика же исходила из принципиальной позиции, что обучаемый занимает подчиненное положение в процессе обучения.
Во-вторых, эволюция идей философской и психологической наук привела к осознанию ведущей роли человека во всех социальных процессах, в том числе и в образовании.
В-третьих, достижения в области информационных технологий позволили по-новому организовать учебный процесс, что существенно видоизменило роли обучающегося и обучающего в процессе обучения.
В-четвертых, эволюция педагогических концепций также вела к осознанию необходимости предоставления большей свободы обучаемому в процессе обучения.
Наконец, физиология и психология доказали, что люди способны успешно обучаться практически на протяжении всей сознательной жизни.
Окончательное формирование основ андрагогики было осуществлено в 1970-е годы в работах американского ученого М.Ш.Ноулса, англичанина П. Джарвиса, американца Р.М.Смита и группы молодых ученых из Ноттингемского университета. В 1970 г. Малколм Шеппард Ноулс издал фундаментальный труд по андрагогике "Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики".
Из чего же исходили вышеперечисленные ученые?
Учитывая перечисленные
выше объективные изменения
1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он не обучаемый).
2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым.
3. Взрослый обладает жизненным
(бытовым, социальным, профессиональным)
опытом, который может быть
4. Взрослый человек обучается
для решения важной жизненной
проблемы и достижения
5. Взрослый рассчитывает
на безотлагательное
6. Учебная деятельность обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.
7. Процесс обучения взрослого организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.
Учитывая все вышесказанное, андрагогику необходимо определить как науку об обучении взрослых, обосновывающую деятельность обучающихся и обучающих по организации и реализации процесса обучения. [7]
Как любая наука андрагогика имеет свою структуру, понятийный и терминологический аппарат.
Поскольку она выявляет общие закономерности обучения взрослых, то в ней выделяется теория обучения взрослых. Этот раздел исследует наиболее общие категории: особенности взрослого обучающегося, процесса обучения взрослых, взаимосвязи андрагогики с различными областями сферы образования, закономерности и тенденции развития образования и самой андрагогики.
Андрагогика изучает и формулирует основные закономерности деятельности обучающихся в процессе обучения и потому ее составной частью является технология обучения взрослых.
Каковы основные положения теории обучения взрослых? Их лучше рассмотреть, сопоставляя в общем педагогическую и андрагогическую модели обучения.
Когда мы говорим о модели обучения, мы имеем в виду систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего при осуществлении обучения. При этом конечно же необходимо учитывать и другие компоненты процесса — содержание, источники, средства, формы и методы обучения. Но основное в модели — это именно деятельность обучающегося и обучающего.
Закономерности, определенные
в модели обучения, характерны для
того или иного подхода к
В самом общем виде можно сказать, что в педагогической модели обучения доминирующее положение занимает обучающий. Именно он определяет все параметры процесса: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения. В силу объективных факторов (несформированности личности, зависимого экономического и социального положения, малого жизненного опыта, отсутствия серьезных проблем, для решения которых необходимо учиться) обучаемый в педагогической модели занимает подчиненное, зависимое положение и не имеет возможности серьезно влиять на планирование и оценивание процесса обучения. Его участие в реализации обучения в силу тех же причин также достаточно пассивно: ведь его основная роль — это восприятие социального опыта, передаваемого обучающим.
В андрагогической модели ведущая роль принадлежит самому обучающемуся. Взрослый обучающийся — активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения. [1]
Основоположник андрагогики М.Ш.Ноулз основные различия между андрагогической и педагогической моделями обучения видит в следующем:
На базе этих основных положений андрагогики и предлагается строить деятельность по обучению взрослых, главными характеристиками которой являются активная, ведущая роль обучающегося в построении и осуществлении программы обучения, с одной стороны, и совместная деятельность обучающегося и обучающего, с другой.
При этом очень важно достичь
того, чтобы атмосфера обучения была
дружеской, неформальной, основанной на
взаимном уважении, совместной работе,
при поддержке и
Другая андрагогическая модель, разработанная группой ученых Ноттингемского университета, менее закончена, стройна и подробна, чем модель Ноулза. По своей сути ноттингемская группа исходит из тех же основных посылок, что и Ноулз: из особенностей (возрастных, психологических, социальных) взрослых обучающихся и их деятельности в процессе обучения. Главной целью обучения взрослых они считают развитие критического, творческого мышления, интегрированного с чувственной сферой человеческого существа. Вот главные положения теоретических подходов ноттингемской группы к обучению взрослых.
Человеческие существа – это социальные существа, их надо рассматривать во взаимодействии с социально-историческим окружением.
Основным видом обучения взрослых авторы считают обучение в группе коллег. При андрагогическом подходе к обучению взрослых возможны, по мысли авторов, различные методы обучения: экспозиционные, когда содержание обучения организуется и представляется (экспонируется) обучающемуся посторонним источником (преподавателем, лектором, учебником, фильмом и т.п); управленческие методы, когда лидеры (ведущие дискуссий, руководители игр, авторы учебных программ) организуют и направляют учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся достигли заранее определенных целей; поисковые методы, когда содержание обучения не определено целиком и полностью заранее, поскольку учебный процесс включает в себя и постановку проблем, и поиск их решений. В этом случае обучающиеся отбирают и организуют информацию, содержание обучения и необходимый опыт с целью изучить проблемы и найти их решение. Как результат поиска возникают новые вопросы и проблемы. Главной целью данного метода обучения является вовлечение обучающихся в мыслительную деятельность. В этом случае восприятие содержания обучения, или информации, происходит попутно, в процессе: «мышление – изучение проблемы – решение проблемы». Последние методы наиболее адекватны задачам андрагогической модели обучения.
Информация о работе Основополагающие принципы андрагогической модели обучения