Основы интеллектуального развития младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 15:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель: Рассмотрение наиболее эффективных методов интеллектуального развития младших школьников во внеклассной работе.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «интеллект» и определить факторы интеллектуального развития.
3. Провести диагностику учащихся экспериментального класса
4. Разработать серию интеллектуальных игр и проверить их эффективность во внеклассной работе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы интеллектуального развития младших школьников
1.1 Сущность понятия «интеллект». Факторы интеллектуального развития…6
1.2 Особенности интеллектуального развития в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………….9
1.3 Интеллектуальные игры: их классификация и значение…………………18
1.4 Развитие интеллекта младшего школьного возраста средствами компьютера…………………………………………………………………………24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа в развитии интеллекта младших школьников
2.1 Выявление уровня сформированности качеств мышления у обучающихся 2 класса………………………………………………………………………………..30
2.2. Проведение интеллектуальных игр во внеклассной работе………………...37
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………………...43
Заключение…………………………………………………………………………47
Список использованной литературы……………………………………………...49

Вложенные файлы: 1 файл

дип (2).docx

— 171.81 Кб (Скачать файл)

 

Интеллектуальные и творческие игры являются в нашей стране одним из любимейших форм организации досуга в нашей стране. Получив благодаря телевидению миллионы поклонников всех возрастов, они широко вошли в практику работы, школ, библиотек, учреждений культуры, клубов по работе с молодежью. Можно сказать, что нет такого общественного объединения, которое на том или ином этапе своей работы не применяло интеллектуальные и творческие игры как средство развития и обеспечения досуга своих членов. Международные и региональные фестивали интеллектуальных игр, проводимые под эгидой Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» неизменно собирают значительное число заинтересованных участников и зрителей. Во многих регионах нашей страны клубы интеллектуальных игр как некоммерческие организации проводят значительную работу среди молодежи, осуществляя не только собственно игровые проекты, но и удовлетворяя другие многообразные запросы молодых людей.

Интеллектуальная игра – индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности – они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.).

С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании), причем и этот результат быстро теряет ценность сам по себе и цель смещается с результата непосредственно на процесс поиска и принятия решения.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР:

  1. Игры для интенсивного обучения.

Обучающие игры работы с текстом.

Деловой тренинг

Игры тесты

  1. Игры для активного отдыха

Игры в помещении

Игры за столом

Игры на воздухе

  1. Коммуникативно-лингвистические игры.

Игры тренинга общения

Игры для обучения языку

Игровые творческие вечера

  1. Психотехнические игры

Игры психо-саморегуляции состояния

Оздоровительные игры

Активизация резервных возможностей (суггестивное самосовершенствование)

Что такое игра?

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Хоть в словаре и сказано о непродуктивности игры, как вида деятельности, интеллектуальные игры ставят под сомнение это утверждение. Конечно, никакого практического результата такие игры казалось бы не имеют, а всё-таки познавательный эффект таких игр высокий сколько интересных и полезных знаний они дают. Именно интеллектуальные игры превращают интеллектуальную деятельность в увлекательное состязание, пробуждает интерес к предмету.

Значение интеллектуальных игр:

1. Дают возможность раскрыться  наиболее талантливым, эрудированным  ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное  значение.

2. Способствуют всестороннему гармоническому развитию школьника помогают вырабатывать необходимые в жизни и учебе полученные навыки и качества.

3. Развивают умственные  способности, совершенствуют и тренируют  память, мышление, помогают лучшему  усвоению и закреплению знаний.

4. Имеют важное значение в воспитании, обучении и развитии детей, как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Нужно отметить, что при проведении интеллектуальных игр всегда наблюдается активность учащихся. Эмоциональные всплески и интеллектуальные переживания стимулируют и поддерживают интерес, способствуют мотивации учащихся.

Интеллектуальные игры создают ситуации успеха, есть успех, есть желание учиться.

Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества, его быстрая информатизация, динамичность кардинально изменили требования к образованию. Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Способность чётко, логически совершенно мыслить и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. Один из приоритетных направлений построения национальной модели образования является подготовка интеллектуальной элиты - молодых людей, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре, искусстве.

Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные и составные (представляющие из себя сочетание элементарных). В свою очередь, элементарные игры можно классифицировать в зависимости от количества вариантов ответов, из которых участники выбирают правильный. Естественно, что любая интеллектуальная игра может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.

Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, которые представляют собой набор утверждений и заданного количества вариантов ответов к ним – от 2 (это игра называется «Веришь – не веришь») до 5 («Эрудит-лото). Этот тип игр применяется обычно в качестве разминки, для игр с залом или в перерывах между «основными» интеллектуальными играми. Их достоинство – высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным участникам, а так же возможность варьировать сложность заданий.

Наиболее сложной из этих игр являются так называемые «странные обстоятельства», когда об искомом объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Чем раньше человек (команда) разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков он получает.

Стандартный объем этих игр – 15 вопросов «Веришь – не веришь» или 8-10 вопросов «Эрудит-лото».

Этот вид игр является серьезным средством развития, когда в них содержится неявный, но четкий алгоритм поиска правильного решения, задание представляет из себя парадокс, и/или требует принятия парадоксального решения.

Вторую группу (относительно малораспространенную) составляют игры, которые условно можно назвать «заполнением пропусков» (во фразе пропускается или заменяется ключевое слово, которое необходимо восстановить или вспомнить), «восстановлением списков» («Кто кого любил», «Откуда взята фраза», «Поговорим на разных языках»).

Третью группу составляют игры, в которых участникам предлагается сгруппировать предметы по определенным признакам, чаще всего выделяемым самими участниками. В Клубах интеллектуальных игр разработаны несколько вариантов таких игр:

«Каждый охотник желает знать». Весьма важной характеристикой пространства является его цветовое оформление. Цвет является так же основой эмоциональной памяти человека. Поэтому при коррекции пространственного элемента хронотопа, мы применяем эту игру, которая может применяться в двух вариантах – в первом из них участвует семь игроков, каждому из которых «поручен» определенный цвет (на первых этапах это цвета основного спектра, потом задания могут быть усложнены). Затем называется тот или иной объект, и за ограниченное время в условиях соревнования на этот стимул должен отреагировать соответствующий игрок. При наличии большого помещения ответ может быть затруднен необходимостью выполнить дополнительные манипуляции с пространством. В более простом варианте игры, (может участвовать не менее двух человек), каждому игроку нужно в условиях соревнования (или ограничения времени) правильно назвать цвет определенного объекта.

«Север – Юг» Эта игра так же применяется для формирования рационального образа пространства. Проводится она в форме соревнования, участвуют, обычно, пары. Ведущий называет объект (элемент географической среды, литературный), а участники должны ответить (причем отвечает только тот, за кем закреплено соответствующее направление, что требует координации в паре). Находится ли этот объект севернее или южнее (вариант – западнее или восточнее) заданного ведущим объекта). Более сложным вариантом игры является тот, при котором участники должны в виде правильного ответа изменить соответственно условиям свое пространственное положение.

Четвертую группу представляют интеллектуальные игры, в которых участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной вопрос. Индивидуальную форму представляет «Своя игра» (в ней обычно участвуют по три участника в каждом туре).

Однако основными играми этого типа, несомненно, являются «Брейн-ринг» и «Что? Где? Когда?». Первая представляет из себя очное состязание команд, а вторая – турнир, в котором задача команды состоит в том, чтобы набрать максимальное количество очков.

Составные интеллектуальные игры.

При проведении конкретного мероприятия сценарий обычно включает объединение отдельных видов интеллектуальных игр в соответствии с общей идеей данного мероприятия, а так же исходя из задач зрелищности, поддержания внимания, как у участников, так и зрителей. Поэтому обычно такие игры представляют из себя сочетание определенных элементарных интеллектуальных игр.

В качестве примера разработки подобной сложной интеллектуальной игры приведем игру «Пятый угол», разработанную в Клубе интеллектуальных игр города Гусь-Хрустальный.

          Игра носит индивидуальный характер, на первом этапе соревнуются четыре человека, на последующих – пять; цикл состоит из пяти этапов.

В начале игры первые четыре участника занимают углы по сторонам сцены. Игровое поле разделено на 5 секторов. Ведущий задает игрокам 21 вопрос. Время на обдумывание ответа – 15 секунд. Игрок может сигнализировать о наличии ответа уже во время читки вопроса. Отвечает тот игрок, который подал сигнал первым.

В случае правильного ответа игрок переходит в следующий сектор или получает право отодвинуть на сектор назад любого другого игрока. Целью игры является не только занять последний пятый сектор (Пятый угол), но и продержаться там до последнего, 21 вопроса. Вытеснить игрока из пятого угла может только тот игрок, который сам достиг его. Если ни один игрок за 21 вопрос не достиг пятого угла, победителем этапа объявляется тот игрок, который находится ближе всего к нему. В следующем этапе игры он начинает ее, находясь «в пятом углу». Задача остальных игроков в данном случае – вытеснить его оттуда. В отличие от интеллектуальных игр творческие игры предполагают наличие заданий с «открытым ответом» (отсутствием единственно правильного решения), в процессе этого вида игр подростки самовыражаются средствами того или иного вида искусства, наконец, в результате таких игр должен рождаться некий уникальный, не запланированный изначально результат.

Многие игры были взяты нами из практики театрального тренинга, основанного на системах К.С. Станиславского, М. Чехова, М.О. Кнебель и др., трансформированного нами в соответствии с конкретными задачами

Основные факторы успеха при организации игровой программы:

  • Постоянство формы и регулярности выхода в свет
  • Возможность участия максимально широких групп населения.
  • Ясность построения программы (кто, за что и каким образом получает призы).

 

1.4. Развитие интеллекта младшего школьного возраста средствами компьютера

 

Радикальные изменения, происходящие в сфере образования, вызваны потребностью общества в кадрах, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, т.е. интеллектуально развитых людей.

Школа должна подготовить человека думающего и мыслящего, который не только имеет знания, но и умеет использовать их в жизни. Поэтому направленность на формирование умственных способностей   ребенка должна выступить как главный приоритет с самого начала обучения. Основной формой проявления интеллектуального развития в младшем школьном возрасте является учебная самостоятельность (умение учиться). Что это такое? Это умение:

1)планировать свои ближайшие  и перспективные шаги;

2)оценивать   результат   своих действий;

3)оценивать свои знания  и умения, обнаруживать и фиксировать свою недостаточность в чем-либо и при необходимости - обращаться за помощью, т.е. умение осуществлять рефлексию, необходимую для ответа на первый вопрос самообразования «Чему учиться? ».

В начальной школе должны быть заложены основы не только предметных знаний, но и знаний о собственном незнании. Именно с действия самооценки, со способности понять, что «это я уже знаю и умею, а этого не знаю», и начинается учебная самостоятельность, переход от просто старательного ученика к человеку, умеющему учиться и добывать, а потом самостоятельно анализировать информацию.

Поэтому необходимо для интеллектуального развития  организовать - учебную деятельность на уроках так, чтобы дети встречались с ситуациями, где их знания вступают в противоречие с новыми фактами. Дается невыполнимое практическое задание или задание, несходное с предыдущим, и задаю вопросы:

- Можешь ли ты выполнить это задание?

Почему?

Что тебе неизвестно?

Разбирая практическое задание, несходное с предыдущим, ученик видит неприемлемость или недостаточность старых знаний. Помогаю ему вопросами:

Информация о работе Основы интеллектуального развития младших школьников