Особенности адаптации к школьному обучению леворуких детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Прежде всего, определимся с понятием “адаптация”. Феномен адаптации связан с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей деятельности, с другой - внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.

Содержание

Введение.___________________________________________________3
Психофизиологические особенности леворукости____________6
Виды леворукости_______________________________________8
Диагностика леворукости ребенка________________________10
Психологические проблемы леворуких детей в школе________12
Подготовка леворукого ребенка к школе___________________16
Заключение________________________________________________ 19
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая леворукость 2 docx.docx

— 44.89 Кб (Скачать файл)

Школьная деятельность леворуких детей может иметь следующие проявления:

1. сниженная способность зрительно-двигательных координации: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений, особенно их последовательности, с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк;

2. недостатки  пространственного восприятия и  зрительной памяти, трудности при  анализе пространственных соотношений;

3. особая  стратегия переработки информации;

4. слабость  внимания, трудности переключения  и концентрации;

5. речевые  нарушения: ошибки звуко-буквенного  анализа.

Однако следует помнить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном периоде уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.

Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей. Предпочтение руки учитывается не только в детстве, леворукий взрослый может получить практически любую специальность, так как есть станки, устройства и приспособления, предназначенные для леворуких.

У нас, к сожалению, всего этого нет. Возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание своих леворуких детей.

Педагоги старого поколения и родители прошлых десятилетий, приучая всех детей без разбора пользоваться правой рукой, руководствовались вполне понятными практическими соображениями: быть леворуким неудобно. Привычка пользоваться левой рукой, с их точки зрения, снижала адаптивные возможности ребенка.

Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогической стратегии, лучше вовремя определить, присущи ли малышу признаки леворукости. Особенно важно знать это перед его поступлением в школу. Специальное определение так называемого «рукости» ребенка психологи советуют проводить в возрасте четырех-пяти лет. Квалифицированно это могут сделать только специалисты.

Несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной снижения интеллектуальных и физических        

возможностей. Ясно и другое - преимущественное владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только "ведущую" руку, но и некоторые особенности организации психических функций.

Почти все дети с «ведущей» левой рукой не удовлетворены собой, какую же избрать тактику родителям таких детей, именно по большей части от позиции родителей будет зависеть успешность в обучении леворуких детей, как помочь детям подготовиться к школе и с успехом осваивать школьные программы?

Анализируя изученную литература по данной проблеме хочу привести некоторые рекомендации:

Леворукий ребенок никогда не должен чувствовать Ваше негативное отношение к леворукости;

Не драматизировать школьные неудачи, ребенок должен знать, что все трудности проходящие, необходимо помочь ребенку справиться с ними;

Обязательный рациональный режим дня;

Приготовление уроков не должно быть причиной ссор и раздражения, необходимо с первого дня воспитывать в ребенке самостоятельность в приготовлении уроков и домашних заданий;

Научиться родителям требовательно и вместе с тем с уважением относиться к ребенку.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Список использованных источников

 

  1. Безруких М.М. Князева М.Г. Если ваш ребенок – левша. Тула: «Арктоус», 1996
  2. Безруких М.М. Леворукий ребенок: тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. М.: Вента-граф, 2001 
  3. Безруких М.М. Почему учиться трудно. М.: 1995
  4. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1988
  5. Макарьев И. “Если ваш ребёнок-левша”. - М., 2001
  6. И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений - М., Издательский центр «Академия», 1999.
  7. Эльконин Д.Б. “ Психология обучения младшего школьника”, М., 1974
  8. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2005
  9. Хорсанд Д.В. Если ребенок левша…Маленькие подсказки для родителей. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006
  10. Ломтева Т. А., психолог. http://www.psilib.ru/lomteva/polrshpl.php

 

Размещено на Allbest.ru

 

 

1 Безруких М.М. Князева М.Г. Если Ваш ребенок левша “Арктоус”, Тула, 1996

2 Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2005

 

3 Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. –М:Вентана-Граф, 2001

4 Безруких М.М. Князева М.Г. Если Ваш ребенок левша “Арктоус”, Тула, 1996

5 Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1988. — 240 с

6 Эльконин Д.Б. «Психология обучения младшего школьника», М., 1974г.

7 И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под редакцией И.В.Дубровиной. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.

8 Макарьев И.В. “Если Ваш ребенок -левша”. –М., 2001 г.


Информация о работе Особенности адаптации к школьному обучению леворуких детей