Особенности обучения детей ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебного процесса невозможно. Постоянно увеличивается количество учащихся , которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, они составляют 20-30% общего числа детской популяции младшего школьного возраста. По данным Министерства образования РФ (1995), 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Содержание

Введение.
1. Понятие «Задержка психического развития».
2.Закономерности отставания детей с ЗПР.
3. Причины ЗПР.
4.Классификация детей с ЗПР.
5.Условия обучения детей с ЗПР.
6. Заключение.
7. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ 3.docx

— 31.23 Кб (Скачать файл)

План:

           Введение.

    1. Понятие «Задержка психического развития».

    2.Закономерности отставания детей с ЗПР.

    3. Причины ЗПР.

    4.Классификация детей с ЗПР.

    5.Условия обучения детей с ЗПР.

    6. Заключение.

    7. Список литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение.

    Учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебного процесса невозможно. Постоянно увеличивается  количество учащихся , которые по различным причинам  оказываются не  в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, они составляют  20-30% общего числа детской популяции младшего школьного возраста. По данным Министерства образования РФ (1995), 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Среди неуспевающих школьников оказываются:

- дети  с педагогической запущенностью;

-дети  ЗПР;

- учащиеся  с неярко выраженными сенсорными  нарушениями;

-учащиеся  с неярко выраженными интеллектуальными  нарушениями;

- учащиеся  с неярко выраженными речевыми  нарушениями.

    Дети  с ЗПР  составляют примерно 50% неуспевающих школьников. В связи с дифференциацией  учреждений  для детей  с проблемами обучения в 1981г. появляется особый тип школ для детей ЗПР. В рамках общеобразовательных школ для их обучения созданы классы выравнивания ( классы коррекционно- развивающего обучения). Появляются такие образовательные формы и структуры для детей с различными трудностями обучения, как классы коррекции, компенсирующего обучения, реабилитации, педагогической поддержки. В этих классах внедряются программы, дополняющие учебный процесс различными средствами поддержки и коррекции учащихся : психологической, логопедической, коррекционно – педагогической.

    Изучение  детей ЗПР началось в конце 50-х  годов. Исследователи  ( Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский) выявили среди неуспевающих школьников учащихся, у которых нестойкое обратимое психическое развитие и замедление его темпа , которое выражается  в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления , малой интеллектуальной  целенаправленности, преобладание игровых интересов. В этиологии ЗПР играют роль: конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, патология беременности, ненормальные роды, частые болезни в первые годы жизни, неблагоприятные условия воспитания. Понятно, что дети, имеющие легкие остаточные явления органического повреждения ЦНС, выражающиеся в повышенной истощаемости и обусловливающее пониженною работоспособность, недостаточность произвольности внимания, его объема и концентрации, инертность психических процессов, плохую переключаемость, возбудимость, двигательную расторможенность или наоборот заторможенность, пассивность, вялость, нуждаются в специальной коррекционной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие «Задержка психического развития»

    Задержка  психического развития – это пограничная  форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение  познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или  в отдельных ее функциях( моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. ЗПР  - одна из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения  ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе ( 7-10 лет-период больших диагностических возможностей). Термин «задержка» подчеркивает временной ( несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе  с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка.

    ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка по возрасту. Эти дети  не готовы к началу школьного  обучения, т.е.их знания и навыки не соответствуют требуемому уровню, а также имеются личностная незрелость и несформированность  поведения.  

    2. Закономерности  отставания детей  с ЗПР.  

    Обследование  специалистами двигательной сферы  детей с ЗПР позволило выявить  следующие закономерности в отставании их физического развития:

    - гипер- или гиподинамия;

    - мышечная напряженность или снижение  мышечного тонуса;

    - нарушение общей моторики, выражающейся  в недостаточности двигательных  качеств, особенно ациклических  движений ( прыжки, метание и т.д.)

    - нарушение ручной моторики;

    - общая скованность и замедленность  выполнения движений;

    - дискоординация движений;

    - несформированность функций равновесия;

    - недостаточное развитие чувства  ритма; 

    - нарушение ориентировки в пространстве;

    -  замедленность процесса освоения  новых движений;

    - нарушение осанки, плоскостопие. 
 

    Характерные особенности детей с ЗПР:

    - снижение работоспособности;

    - повышенная истощаемость;

    - неустойчивость внимания;

    - более низкий уровень развития  восприятия;

    - недостаточная продуктивность произвольной  памяти;

    - отставание в развитии всех  форм мышления;

    - дефекты звукопроизношения; 

    - своеобразное поведение; 

    - бедный словарный запас;

    - низкий навык самоконтроля;

    - незрелость эмоционально-волевой  сферы; 

    - ограниченный запас общих сведений  и представлений; 

    - слабая техника чтения;

    - неудовлетворительный навык каллиграфии;

    - трудности в счете через 10, решение задач. 

    3. Причины ЗПР.

    - слабовыраженные органические повреждения  головного мозга, врожденные или  возникшие во внутриутробном  состоянии, при родовом или  раннем периодах жизни ребенка; 

    - генетически обусловленная недостаточность ЦНС( головного мозга);

    - интоксикации, инфекции, травмы, обменно-трофические  расстройства;

    - неблагоприятные социальные факторы( условия воспитания, дефицит внимания).

Существует два  комплекса причин, обусловливающих  возникновение у детей отклонений в развитии - врожденные и приобретенные.

 Врожденные  аномалии являются следствием  различных вредных влияний на  зародыш и развивающийся плод  во внутриутробном периоде - интоксикации, травм, нарушений питания и  т.п. Они также связаны с  состоянием здоровья и образом  жизни беременной женщины. Так  токсоплазмоз - инфекционное заболевание,  распространяемое домашними животными  и птицами, перейдя на плод  от больной матери, может явиться  причиной врожденной умственной  отсталости ребенка, поражения  у него органов зрения и  др.

 Гормональные  нарушения, заболевания печени  и почек, алкоголизм матери, употребление  ею во время беременности медикаментов (антибиотики, сульфаниламидные  препараты и др.) - все это отрицательно  влияет на развитие плода. 

 Внутриутробное  развитие нарушается также при  резусной несовместимости крови  матери и плода и обусловливает  различные мозговые поражения  у ребенка. 

 Алкоголизм  матери вызывает изменения в  центральной нервной системе  плода, в его костной системе  и внутренних органах, приводит  к различным порокам. Наблюдается  так называемый "алкогольный синдром"  плода, характеризующийся задержкой  роста плода и, соответственно, ребенка, микроцефалией (уменьшением  размеров головы), мышечной слабостью,  нарушением психомоторного развития  в сочетании с проявлением  повышенной возбудимости и двигательной  расторможенности. Эти нарушения  могут усиливаться за счет  снижения слуха. Внутриутробная  незрелость, соматическая ослабленность детей с алкогольным синдромом плода ведут к более частым и тяжелым заболеваниям в первые месяцы жизни.

 Еще одним  фактором, вредно влияющим на  развитие плода, является курение  матери во время беременности. Никотин отрицательно воздействует  на маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к кислородному  голоданию мозга. У курящих  матерей часто рождаются недоношенные, маловесные, ослабленные дети.  
 

Приобретенные детские аномалии возникают как  следствие различных вредных  влияний на организм ребенка при  его рождении и в последующие  периоды развития. Опасными бывают механические повреждения плода (природовые травмы), остановка дыхания у рождающегося ребенка (природовая асфиксия).

 В первые годы жизни ребенка аномалии его развития могут быть вызваны некоторыми инфекционными болезнями (энцефалит, менингит, полиомиелит, корь, грипп и др.). Не проходят бесследно для ребенка и резко неблагоприятные социальные условия его жизни. Они обусловливают раннюю детскую депривацию, затормаживающую и физическое, и интеллектуальное, и личностное развитие.  
 
 
 

    4. Классификация детей с ЗПР.

Задержку психического развития у детей можно диагностировать  уже в дошкольном возрасте. Это  дает возможность раньше начать коррекцию  недостатков развития и, следовательно, лучше подготовить их к школе.

 Однако, когда такие дети приходят в школу, они, как правило, плохо справляются с учебой. При изучении школьников, отстающих в учении, особенно важно показать не узость их знаний, отсутствие каких-либо умений, а специфику самого процесса их мышления. При исследовании детей с ЗПР была выявлена явная неоднородность изучавшейся группы, в которой выделились несколько подгрупп.

1. Школьники,  по уровню продуктивности при  решении экспериментальных задач  и по некоторым проявлениям  активности приближающихся к  нормально развивающимся сверстникам.  Их специфическая особенность  заключается в том, что они  демонстрируют более высокую  результативность деятельности  в индивидуальных экспериментах  по сравнению с их работой  в классе. У этих детей отмечается  относительная сформированность основных мыслительных операций при сниженной познавательной активности.

2. Учащиеся с  неравномерным проявлением познавательной  активности и продуктивности  в выполнении заданий. 

3. Дети, для которых  характерно сочетание низкого  уровня продуктивности с почти  полным отсутствием активности  при выполнении интеллектуальных  заданий.

Т.А.Власова и  М.С.Певзнер выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как :

- дети с психовизическим  инфантилизмом. Это дети с нарушенным темпом физического и умственного развития. ЗПР, вызванная медленным темпом созревания лобной области коры головного мозга и ее связей с другими областями коры и подкорки;

- дети с психическим  инфантилизмом. Это учащиеся с  функциональными расстройствами  психической  деятельности (цереброастенические состояния), как следствие мозговых травм.

Г.Е.Сухарева выделила формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей ЗПР:

- интеллектуальные  нарушения в связи с неблагоприятными  условиями среды и воспитания  или патологией поведения;

- интеллектуальные  нарушения при длительных астенических  состояниях, обусловленных соматическими  заболеваниями;

- нарушения при различных формах инфантилизма;

- вторичная интеллектуальная  недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефекта речи, чтения, письма;

- функционально-  динамические интеллектуальные  нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм ЦНС.

К.С. Лебединская  предложила клиническую систематику  детей ЗПР:

1. ЗПР конституционального  происхождения.

2. ЗПР соматогенного  происхождения.

3. ЗПР психогенного  происхождения.

4. ЗПР цереброорганического происхождения.

Информация о работе Особенности обучения детей ЗПР