Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 22:29, реферат
Понятие "внимание" используется достаточно часто. Когда говорим: "обратите внимание, будьте внимательны, сосредоточьте внимание", или же просто "внимание!", мы автоматически совершаем определенное внутреннее действие, к которому приспособились еще с самого раннего детства, научившись выделять предметы как таковые из общей массы непонятных форм и очертаний.
Известный психолог Ланге Н.Н. выделил разные типы внимания у младших школьников в зависимости от тех или иных свойств (внимательные и невнимательные). Разные дети внимательны по-разному: внимание обладает разными свойствами, и эти свойства развиваются у младших школьников в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо распределяемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной деятельности, но также легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом.
Ланге Н.Н. говорил, что наблюдения за учащимися начальной школы показывают, что среди них встречаются очень медлительные дети, которые отличаются повышенной тщательностью при выполнении любых работ, заданий. Поэтому учителю приходится делать специальную паузу для того, чтобы они успевали за темпом учебного процесса. Но есть так же дети и другой категории, т.е. дети, отличающиеся высоким темпом работы при очень низком ее качестве. Если у предыдущих доминирует установка на точность работы, то у последних - установка на скорость. Обладая высоким индивидуальным темпом, эти дети опережают в классных работах многих других, но проверка обнаружила у них большое количество ошибок, как правило, бессмысленных, вызванных только одним - недостатком внимания. Таким образом, высокая продуктивность этих учеников обесценивается. Внимательные ученики отличаются от всех остальных оптимальным сочетанием продуктивности и точности при выполнении заданий. За короткий промежуток времени они успевают выполнить большой объем работы при минимальном количестве ошибок (Ланге 1976: 103).
Таким образом, можно сделать вывод, что внимание детей младшего школьного возраста характеризуется малой устойчивостью (10-15 минут), малым объемом, слабым распределением, неразвитой переключаемостью, преобладанием непроизвольного внимания. Преподавание в начальных классах должно быть интересным, эмоциональным, с широким применением наглядности. В младших классах (обычно в 1 и во 2) через каждые 10- 15 минут надо менять вид деятельности, чтобы предотвратить утомление, нельзя давать материал большой по объему и такой, восприятие которого требует высокого уровня распределения внимания. Состояние внимания влияет на деятельность ребенка. Очень часто, именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности ребенок испытывает трудности в школе.
Анализ литературы показывает, что
внимание - это столь универсальное
психологическое свойство, без которого
невозможен ни один вид
Обучение в начальной школе - это залог успехов в будущем, поэтому внимание необходимо младшему школьнику в учебной деятельности. Процесс внимания имеет большое значение в становлении и развитии личности младшего школьника. В период обучения в начальной школе внимание становится более произвольным, что является одним из новообразований младшего школьного возраста. В течение начального обучения все виды внимания становятся более совершенными. Учащиеся четвертого класса становятся более внимательными, чем учащиеся первого класса: у них возрастает и совершенствуется способность к устойчивости, распределению и переключению внимания.
Список литературы
1.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии – 1979 - №2.
2.Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик, Н.Ф Пронкина и др.- М.: Просвещение,1984.
3. Выготский Л.С. Развитие
высших форм внимания в
4. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.,1974
5.Гоноболин Ф.Н. Внимание младшего школьника // Психология младшего школьника / Под редакцией Е.И. Игнатьева. – М.: изд.Академии Педагогических наук РСФСР, 1960.
6. Ланге Н.Н. Теория волевого внимания // Хрестоматия по вниманию – М., 1976.
7. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов – Спб: Питер, 2007.
8. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.Г. Психология младшего школьника. – М.: Просвещение, 1976.
9. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебн. заведений: в 3 кн. - 4 изд. – М.ВЛАДОС, 2003 – кн.1: Общие основы психологии.
10. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебн. заведений: в 3 кн. - 4 изд. – М.ВЛАДОС, 2003 – кн.2: Психология образования.
11. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебн. заведений: в 3 кн. - 4 изд. – М.ВЛАДОС, 2003 – кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
12. Общая психология / Под ред. Е.И. Рогова. – М.:Владос, 1998.
13. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М.,2002.
14. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной – М.,2002.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Составители А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская/ Спб: Изд. «Питер» - 2000.
16. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского/ Учебное пособие – М. «Академия» - 2003.
17. Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М., 1950.
Ученые выделяют
три вида внимания –
Непроизвольное внимание возникает само собой, без дополнительных усилий. Именно такое внимание характерно для дошкольного возраста. Маленькие дети замечают все яркое, эмоциональное, шумное, отличающееся от привычного.
Произвольное внимание развивается по мере взросления, человек занимается тем, чем нужно, а не тем, что хочется. Такое внимание требует волевых усилий, развитой саморегуляции. Произвольность, достаточная для обучения в школе, формируется к 6-7 годам.
Послепроизвольное внимание возникает, когда в процессе обучения, какого-то занятия возникает вдохновение, увлеченность процессом, снимается волевое напряжение ( человек уже не заставляет себя делать, ему нравится занятие, он заинтересован).
У внимания есть свойства :
· Объем ( сколько объектов может удерживать человек в сознании за короткий промежуток времени);
· Устойчивость ( способность сохранять сосредоточенность в действии, не отвлекаясь на внешние раздражители);
· Переключение ( сознательный переход от одного объекта к другому);
· Распределение ( умение выполнять несколько дел, заданий, видов деятельности одновременно)
Внимание в младшем школьном возрасте
Как и дошкольном возрасте, по-прежнему преобладает непроизвольное внимание, ребенок реагирует на новое, яркое.
Произвольное внимание
развивается параллельно с
При овладении математикой ведущая роль у объема внимания; успешность усвоения русского языка связан с точностью распределения, обучение чтению – с устойчивостью внимания.
Если у ребенка нет неврологический проблем, произвольность, устойчивость внимания можно развивать с помощью различных игр.
Игры и упражнения для развития внимания
Корректурная проба
Упражнение развивает внимание, умение концентрироваться, развитие самоконтроля.
Может проводиться как на специальных бланках, так и с помощью обычного текста в детской книге (с крупным шрифтом). Отсчитывает 530знаков (буквы без запятых, точек, тире) – это объем задания на 1 раз. Инструкция: « В течении 7 минут ты будешь просматривать (не читать) буквы и находить А и В (можно давать любые буквы, которые есть в тексте, начинать с двух, в начальной школе можно постепенно усложнить задание до 4х букв), найдя нужную букву, нужно ее перечеркнуть, вот так (показываем), нужно найти и вычеркнуть все эти буквы в тексте». Ребенок в течении 7и минут ищет и вычеркивает буквы, важно ему не помогать, следить, чтобы он просматривать буквы по строчкам. Далее взрослый вместе с ребенком проверяет выполненное – пропущенные, не зачеркнутые или неверно вычеркнутые буквы считаются ошибкой. Для ребенка 7-8 лет норма – успеть просмотреть не менее 400 знаков и допустить до 10 ошибок. Это упражнение хорошо тренирует произвольность, устойчивость внимания, умение концентрироваться. НО эффект будет достигнут лишь при регулярном (примерно 7-10 мин. в день) использовании данной методики.
Можно постепенно усложнять задание, увеличивая количество вычеркиваемых букв до 4х-5и.
Сравни картинки
Подобные игры часто встречаются в детских книгах, журналах. Цель игры – заметить различия между двумя на первый взгляд одинаковыми картинками.
«Лабиринт»
Такие игры есть во многих развивающих книгах для детей, в компьютерных развивающих играх, важно играть в них регулярно. Цель – провести героя через лабиринт. Развивается мышление, логика, умение концентрироваться.
«Отгадай, о чем говорю»
Ведущий описывает предмет, находящийся в помещении, ребенку нужно угадать, о чем рассказ. Например: «Это мебель, зеленого цвета, мягкая, на нее можно сесть… (диван)», «Это игрушка, с нею можно играть в дочки-матери, ее катают, можно положить внутрь куклу…(кукольная коляска)». Чем старше ребенок, тем сложнее д.б. описание, меньше прямых признаков. Также можно предложить ребенку быть ведущим, чтобы он загадывал предмет и описывал его.
«Печатаем слова» ( для группы детей)
Игра развивает произвольное внимание, закрепляет навыки чтения.
Каждому ребенку
«Слушай и исполняй»
Игра развивает и внимание, и память.
Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Можно повторить задание 2 раза. Затем дети выполняют действия в той последовательности, в которой они были названы ведущим. Например: Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, присесть на корточки.
«Запретный номер» (для группы детей)
Игра развивает самоконтроль, самодисциплину.
Выбирается определенная цифра, которая будет «запретной» - ее нельзя говорить вслух. Дети, встав в круг, начинают по–очереди считать: 1,2,3, когда счет доходит до «запретной» цифры, ребенок должен не называть ее ,а хлопнуть в ладоши.
«Охотники»
Игра развивает внимание,умение концентрироваться.
Взрослый предлагает ребенку представить, что тот - охотник, который очень внимателен и все вокруг слышит. Нужно молча слушать, что происходит за пределами комнаты (на улице, в коридоре, т.д.) Затем ребенок рассказывает, что ему удалось услышать. Если попрсить ребенка посидеть и прислушиваться с закрытыми глазами, взрослый может специально создавать какие-то звуки (открыть/закрыть дверь, хлопнуть в ладоши, позвонить колокольчиком, т.д.)
В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Реакция на все новое, яркое необычно сильна в этом возрасте. Ребенок не умеет еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Все внимание направляется на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность. Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники и не замечают ее.
Объем внимания младшего школьника меньше (4— 6 объектов), чем у взрослого человека (6—8), распределение внимания — слабее. Свойственно неумение распределить внимание между различными символами, объектами восприятия и видами работ.
Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.
Одной из особенностей внимания, которую также необходимо учитывать, является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой.
Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Поэтому очень образный, эмоциональный язык художественного оформления учебных пособий дезориентирует ребенка в собственно учебных действиях. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и высокой мотивации. Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься весьма непродолжительное время (15—20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления, запредельного торможения.
Постепенно внимание младшего школьника приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер.
Выводы
Младший школьный возраст – период впитывания, усвоения, накопления знаний. Это максимально благоприятный для воспитательных воздействий период детства. Его характеризуют доверчивое подчинение авторитету взрослого, повышенная восприимчивость, внимательность. Этот возраст восприимчив и впечатлителен, что обеспечивает динамичное, когнитивное и личностное развитие ребенка.
Роль внимания в этот период очень велика. Оно помогает в усвоении компонентов учебной деятельности, которая сейчас становится ведущей, что ведет к совершенствованию всей познавательной и личностной сферы детей, способствует развитию психических новообразований: произвольности, соподчинения мотивов деятельности, развитию внутреннего плана действий и самосознания. Учителю следует работать наднад развитием послепроизвольного внимания и опираться в учебной деятельности на него, как более щадящий вид внимания, чтобы снять излишнюю напряженность в учебной деятельности.
Информация о работе Особенности внимания детей младшего школьного возраста