Особенности восприятия младшими школьниками учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении психологических особенностей понимания учителей младшими школьниками, девочками и мальчиками.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую характеристику младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть психологические отличия мальчиков и девочек.
3. Определить особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми и роль учителя в жизни детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Характеристика системы отношений детей младшего возраста.
1.1. Место межличностного взаимодействия в системе отношений……6
1.2. Специфика системы взаимоотношений «учитель-ученик»……….16
ГЛАВА II. Социально-психологические особенности младшего школьника.
2.1. Психологическая характеристика младшего возраста…………….22
2.2. Психологические отличия мальчиков и девочек…………………..29
ГЛАВА II. Восприятие личности учителя младшими школьниками.
3.1. Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми и роль учителя в жизни детей младшего возраста…………………………………………………………………………...33
3.2. Особенности восприятия учителя мальчиками и девочками……...41
Заключение…………………………………………………………...…..45
Список использованной литературы………………………...……….47

Вложенные файлы: 1 файл

ТАНЯ.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

     В педагогической психологии в основном изучены особенности понимания  учителей учащимися младшего и старшего школьных возрастов (Г.Г. Гусева, 1971; В.И. Максакова, 1979; Н.Ф. Маслова, 1980; Н.В. Кузьмина, 1968; Ж. Лендел, 1979; Х.Э. Лахт, 1982; М.П. Пикельникова, 1970; Н.Г. Полехина, 1972; А.И. Щербаков, 1976 и др.). Установлено, что уже в младшем школьном возрасте прослеживается определенная динамика понимания учителей: так, образ учителя, формирующийся в сознания первоклассника, характеризуется слитностью, отсутствием дифференциации личностных и деловых черт педагога. Восприятие учителя второклассниками становится более дифференцированным, в нем выделяются профессиональные черты, наиболее час то употребляемые им способы педагогического воздействия, особенности внутреннего мира учителе (Г.Г. Гусева, 1971; В.И. Максакова, 1979 и др.).

     Большинство авторов отмечает нерасчлененность понимания младшими школьниками  учителей и отношения к этим учителям, одна ко, по последним данным, в ряде случаев учащиеся склонны воспринимать учителя критически и дифференцированно. Им свойственны эталоны учителя, содержащие функциональные характеристики его личности, нравственных и эмоционально-волевых черт (В.И. Максакова, 1979; Н.Ф. Маслова, I960)10. По данным Н.В. Кузьминой, Ж. Лендел, А.И. Щербакова и др., старшеклассники четко дифференцируют личностные и профессиональные черты и качества учителей, отделяют понимание учителей от отношения к ним, преодолевают негативизм в отношении к отдельным учителям и отрицательные стереотипы их восприятия.

     В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще  испытывают потребность в руководстве  со стороны взрослых. Отношения с  родителями, структура семьи и  взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые.

     Очень важной для ребенка младшего школьного  возраста является педагог (его роль). Вот что говорит об улыбке, как наиважнейшем невербальном воздействии И.М. Юсупов в книге «Психология взаимопонимания»: «В педагогическом общении улыбка является непременным атрибутом диалога. Чем моложе собеседник, тем более нуждается он в поощрении своих действий молчаливой улыбкой старших.

     Не  только в процессе обучения, но в  условиях неофициального общения потребность  детей младшего школьного и подросткового  возраста в стимулировании улыбкой  велика. Поэтому скупость педагога на этот мимический элемент невербального общения увеличивает и без того большую возрастную дистанцию между ними».

     Различные формы обращения взрослых с ребенком и характер тех оценок, которые  они ему дают, своим результатом  имеют развитие у него тех или  других самооценок. В одних случаях  у него развивается убеждение, что он очень умен, в других - что он некрасив, глуп и т.п. Эти развивающиеся у детей под прямым действием взрослых самооценки сказываются на складывании у них критериев оценки других людей11.

     Для учителя очень важно знать, как  воспринимают его учащиеся, что считают в его облике главным. Это дает ему возможность определить свои личностные и профессиональные качества. Считается, что для младших школьников учитель является непререкаемым авторитетом.

     Однако  пока остается открытым вопрос о том, каким воспринимают своего учителя дети, какие качества личности являются главными в образе педагога, определяющими отношение ребенка к нему, как в связи с этим отражением и отношением ученик строит свое поведение с учителем. Образ учителя у младших школьников характеризуется целостностью, отсутствием дифференцирования личных и деловых качеств; оценка первого учителя носит, по преимуществу, эмоциональный характер. Наиболее значимыми качествами личности учителя для младшего школьника являются качества, отражающие его отношение к другим людям.

     В связи с выше перечисленным мы считаем, должен обладать такими качествами как: общительность, эмпатия, обладать высокой педагогической мотивацией и определенной группой педагогических умений.

     А.К. Маркова выделяет и подробно описывает десять групп педагогических умений. Рассмотрим, с некоторыми сокращениями, их содержание и смысл.

     Первая  группа педагогических умений включает в себя умение увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогических задач; умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса; умение изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию; умение конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределенности; умение предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач и др.

     Вторую  группу педагогических умений составляют: умение работать с содержанием учебного материала; способность к педагогической интерпретации разнообразной информации; формирование у школьников общеучебных и социальных умений и навыков; демонстрация межпредметных связей; умение изучать у учащихся состояние отдельных психических функций, обученности и воспитанности школьников, определять реальные учебные возможности школьников, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения учащихся; умение исходить из мотивации самих учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса; умение отбирать и применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя и др12. Третья группа педагогических умений: умение использовать психолого-педагогические знания и осведомленность в современном состоянии психологии и педагогики; умение соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе; умение строить планы развития своей педагогической деятельности и др.

     Четвертая группа педагогических умений - это  приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач, из которых самими главными являются создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению.

     Пятая группа педагогических умений включает в себя приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. К таким приемам относятся: умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика; умение интерпретировать и «читать» его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения; умение встать на точку зрения ученика; умение создать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку; владение средствами, усиливающих воздействие; преимущественное использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими, и особенно дисциплинирующими; преобладание демократического стиля руководства; умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.

     Шестая  группа педагогических умений. Это  прежде всего умение удержать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии; умение реализовать и развивать свои педагогические способности; умение управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер; способность воспринимать позитивные возможности себя и учащихся.

     Седьмая группа педагогических умений. Состоит  из способностей осознавать перспективу  своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального  стиля, максимально использовать все положительное из своих природных данных; умения укреплять свои сильные стороны.

     Восьмая группа педагогических умений включает в себя умение определять знания учащихся в начале и в конце учебного года; умение определять состояние  деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце года; умение выявить отдельные показатели обучаемости; умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.

     Девятая группа педагогических умений - это оценка учителем степени воспитанности школьника и его воспитуемости как таковой; умение по поведению распознавать, насколько согласованы нравственные нормы и убеждения школьников; умение учителя увидеть личность ученика в целом - во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает; умение создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности отдельных учеников.

     Десятая группа педагогических умений - это  интегральные умения учителя оценить  свой труд в целом: умение увидеть  причинно-следственные зависимости между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами; умение учителя перейти от оценки отдельных педагогических умений к оценке своей результативности и профессионализма.

     Начало  обучения в школе - это не только новые условия жизни и деятельности человека. Это - новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам13. Поступление в школу - это особый период в жизни ребенка, который знаменуется переходом не только к новой ведущей деятельности, но и к новому деятельностно-опосредованному типу взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой или лицом. Именно таким лицом для первоклассника является учитель. От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации в школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения «учитель-ученик».

     Как правило, учитель для ученика - высший авторитет, которому, на первых порах, уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, пресекающий их нарушения, вся деятельность которого подчинена основной задаче - дать детям знания. И ученики обычно хорошо понимают это. Они четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых.

     Это определяется тем, что в начальных  классах коллектива по существу нет, он только начинает формироваться; позиция  каждого ученика создается в  основном через учителя. Преимущественно через учителя строятся в классе отношения между детьми: учитель организует их совместную деятельность и общение, его требования и оценки принимаются и усваиваются учащимися. Дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе - глазами учителя.

     Отношение учителя к ребенку - индикатор  отношений к нему и его одноклассников. Учитель должен поддерживать дружбу ребят, формировать их интересы. Важная цель воспитательной работы - привить  ребятам чувство, что класс - это  доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей. И, наконец, учителю принадлежит главная роль в учебном процессе: он передает знания, воспитывает ребенка14. Но влияние педагога будет оптимальным только в том случае, если ученик положительно относится к учителю, если в его сознании складывается представление об учителе как о человеке много знающем и умеющем, добром и справедливом. Это значит, что прежде всего учитель должен быть гуманным, высокообразованным и творческим человеком. В общении с детьми он не может допустить фальши, неискренности, нетерпимости, грубости, раздражительности, злости, потери самообладания. Он должен уметь понять всех и каждого, вовремя прийти на помощь, обладать педагогическим терпением. Ведь именно от мастерства учителя, его общения зависят взаимопонимание, установление в детском коллективе дружбы, чуткости, отзывчивости.

     Мастерство  учителя проявляется в развитии тенденции педагогического процесса, в восприятии его ребенком как  свободно выбранного. Главное - создание непринужденной обстановки, предоставление ребенку радости в жизни, снятие отрицательных эмоций, постоянное обогащение растущих духовных и познавательных потребностей.

     Учитель должен бережно относиться к достоинству  ребенка, быть доброжелательным и деликатным в общении, разумно любить, соединять в себе мягкость и требовательность. Общаясь с детьми, педагог должен отдавать себе отчет в происходящих взаимодействиях, управлять ими, быть как бы вне их: наблюдать, анализировать, принимать решения, чувствовать ответную реакцию, гибко менять поведение, находить оптимальные способы и средства влияния.

     Педагог учит детей организовывать коллектив. Для успешной организации коллектива учитель должен знать основные принципы его формирования.

     Для младшего школьника школа - это, прежде всего, учитель. Если ребенок любит учителя, значит, он любит учиться, любит школу. Психологическая совместимость между учителем и учащимися - одно из условий эффективного учебного процесса. Поэтому для учителя большое значение имеет знание того, как его воспринимают дети. Эти знания дают ему возможность определить свои личностные и профессиональные качества. 
 
 

     3.2. Особенности восприятия учителя мальчиками и девочками 

     Младшие школьники безоговорочно признают авторитет учителя. Они обращаются к нему по самым разным поводам - от случайных и мелких до самых глубоких и личностных. Дети откровенно делятся с учителем своими заботами, переживаниями, домашними событиями. В случае обиды младший школьник также обращается к учителю, и обидчик чаще всего воспринимает это как должное, поскольку учитель для всех выступает общим нравственным арбитром.

     В отношении мальчиков и девочек  к товарищам и учителям существенных различий нет. В младших классах  как для тех, так и для других наибольшим авторитетом является учитель. В подростковом возрасте все большее значение приобретает мнение товарищей, внутриклассные отношения. При этом девочки более склонны к критическим высказываниям в адрес учителей и товарищей, к жалобам на что-либо, однако это имеет скорее характер единичной реакции на какое-либо конкретное событие, редко обобщается и в целом не отражает отрицательного отношения к общешкольным и внутриклассным делам. Напротив, мальчики менее склонны к оценке каких либо событий и их высказывания сопровождаются меньшей эмоциональной реакцией. Тем не менее в ряде случаев именно у мальчиков может складываться довольно устойчивая система отрицательного отношения к школе15. Существенным недостатком школьников обоего пола является неумение организовывать совместную деятельность. Частично это связано с индифферентным в смысле половой принадлежности школьников характером учебно- воспитательного процесса, от чего, несомненно, страдает качество и обучения, и воспитания. Видимо, следует более полно использовать возможности внеклассной работы для воспитания навыков совместной деятельности школьников обоего пола. Другой причиной неумения школьников обоего пола организовывать совместную деятельность является их настороженное отношение друг к другу, как правило, инициируемое взрослыми.

Информация о работе Особенности восприятия младшими школьниками учителя