Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 16:12, курсовая работа
Цель исследования: определить влияние художественной литературы на детей дошкольного возраста и особенности восприятия детьми художественных произведений
Задачи исследования:
1. Подобрать научную психолого-педагогическую литературу, освещающую вопросы восприятия детей дошкольников.
2. Изучить основные характеристики детского восприятия. Выявить особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественных произведений.
3. Выявить педагогические условия, при которых художественная литература будет оказывать влияние на детское восприятие.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Восприятие детей дошкольного возраста 6
1.2. Развитие воспитания у детей 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
2.1. Восприятие детьми дошкольного возраста 11
художественной литературы
2.2. Особенности и методика ознакомления с литературными произведениями детей раннего и дошкольного возраста 12
2.3. Роль воспитателя в ознакомлении детей с художественной
литературой 17
2.4. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста
Сказок 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
2.1. Восприятие детьми дошкольного возраста 11
художественной литературы
2.2. Особенности и методика
2.3. Роль воспитателя в
литературой
2.4. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста
Сказок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Восприятие художественной литературы
рассматривается как активный волевой
процесс, предполагающий не пассивное
созерцание, а деятельность, которая воплощается
во внутреннем содействии, сопереживании
героям, в воображаемом перенесении на
себя "событий", в мысленном действии,
в результате чего возникает эффект личного
присутствия, личного участия. В трудах
Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова,
А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной,
Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых
исследуются особенности восприятия художественной
литературы ребенком дошкольного возраста.
Е.А. Флерина называла характерной чертой
такого восприятия единство "чувствующего"
и "мыслящего".
В поэтических образах художественная
литература открывает и объясняет ребенку
жизнь общества и природы, мир человеческих
чувств и взаимоотношений. Она обогащает
эмоции, воспитывает воображение, дает
ребенку прекрасные образцы русского
литературного языка.
Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями.
Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.
Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В.А., чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. По словам Е.А. Флериной, они дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом - силой воздействия художественного образа. По словам Запорожца А.В., эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы. В методике обучение восприятия художественного произведения рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, "мысленным" действием с эффектом личного участия.
В связи с тем, что учебными программами детского сада предусмотрено ознакомление с художественной литературой становиться актуальным знание особенности восприятия дошкольниками художественной литературы.
Актуальность темы: исследования обуславливается тем, что художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение их внутреннего мира. Это и определило тему нашего исследования.
Цель исследования: определить влияние художественной литературы на детей дошкольного возраста и особенности восприятия детьми художественных произведений
Объект исследования: особенности восприятия детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности восприятия детей в процессе ознакомления с художественной литературой.
Гипотеза исследования: художественная литература оказывает влияние на восприятие детей при подборе произведений с учетом возрастных психологических особенностей дошкольников.
Задачи исследования:
1. Подобрать научную психолого-педагогическую литературу, освещающую вопросы восприятия детей дошкольников.
2.
Изучить основные характеристики детского
восприятия. Выявить особенности восприятия
детьми дошкольного возраста художественных
произведений.
3. Выявить педагогические условия, при
которых художественная литература будет
оказывать влияние на детское восприятие.
Непосредственная связь восприятий с действиями — характерная особенность и необходимое условие развития восприятия у детей. Увидев новый предмет, ребенок тянется к нему, берет его в руки и, манипулируя с ним, постепенно выделяет его отдельные свойства и стороны. Отсюда огромное значение действий ребенка с предметами для формирования правильного и все более детального восприятия их. Большие трудности для детей представляет восприятие пространственных свойств предметов.
Необходимая для их восприятия связь зрительных, кинестезических и осязательных ощущений образуется у детей по мере практического знакомства с величиной и формой предметов, оперирования ими, а умение различать расстояния складывается тогда, когда ребенок начинает самостоятельно ходить и перемещаться на более или менее значительные расстояния.
Вследствие недостаточной практики зрительно-двигательные связи у детей младшего возраста все еще несовершенны. Отсюда неточность их линейного и глубинного глазомера. Если взрослый оценивает длину линий с точностью до 1/юо длины, то дети 2—4 лет —с точностью, не превышающей 1/20 длины. Особенно часто дети ошибаются в величине удаленных предметов, а восприятие перспективы на рисунке достигается лишь к концу дошкольного возраста и часто требует специальных упражнений. Абстрактные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник) связываются в восприятии дошкольников с формой определенных предметов (треугольник дети часто называют «домиком», круг — «колесиком» и т. д.); и только позднее, когда они узнают название геометрических фигур, у них возникает общее представление о данной форме и правильное различение ее независимо от других признаков предметов. Еще большие трудности для ребенка представляет восприятие времени. У детей 2—2,5 лет оно еще совсем смутно, недифференцированно. Правильное употребление детьми таких понятий, как «вчера», «завтра», «раньше», «позже» и т. д. в большинстве случаев отмечается лишь около 4 лет; продолжительность же отдельных промежутков времени (час, полчаса, 5—10 минут) часто путают и шести-семилетние дети.
1.2. Развитие восприятия у детей
Значительные сдвиги
в развитии восприятия у
Неполнотой детского опыта, в частности, объясняется и то, что при восприятии малоизвестных вещей или рисунков маленькие дети часто ограничиваются перечислением и описанием отдельных предметов или их частей и затрудняются объяснить их значение в целом. Психологи Бине, Штерн и другие, подметившие этот факт, сделали из него неправильный вывод о наличии жестких стандартов возрастных особенностей восприятия вне зависимости от содержания того, что воспринимается.
Такова, например, схема Бине, устанавливающая три возрастные ступени восприятия детьми картинок: в возрасте от 3 до 7 лет — стадия перечисления отдельных предметов, в возрасте от 7 до 12 лет — стадия описания и от 12 лет — стадия объяснения, или интерпретации. Искусственность подобных схем легко обнаруживается, если детям предъявлять картинки с близким, знакомым им содержанием. В этом случае даже трехлетние дети не ограничиваются простым перечислением предметов, а дают более или менее связный рассказ, хотя бы и с примесью выдуманных, фантастических объяснений (данные С. Рубинштейна и Овсепян).
Таким образом, качественное своеобразие содержания детского восприятия вызывается, прежде всего, ограниченностью детского опыта, недостаточностью систем временных связей, образовавшихся в прошлом опыте, неточностью выработанных ранее дифференцировок. Закономерностями образования условно-рефлекторных связей объясняется также тесная связь детского восприятия с действиями и движениями ребенка. Первые годы жизни детей — это период выработки основных межанализаторных условно-рефлекторных связей (например, зрительно-двигательных, зрительно-осязательных и др.), образование которых требует непосредственных движений и действий с предметами. В этом возрасте дети, рассматривая предметы, в то же время ощупывают и осязают их.
В дальнейшем, когда указанные связи становятся более прочными и дифференцированными, непосредственные действия с предметами бывают менее необходимы, и зрительное восприятие делается относительно самостоятельным процессом, в котором двигательный компонент участвует в скрытой форме (производятся главным образом движения глаз). Обе эти стадии отмечаются всегда, но связывать их с строго определенным возрастом нельзя, так как они зависят от условий жизни, воспитания и обучения ребенка. Важное значение для развития восприятия и наблюдательности в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет игра. В игре дети дифференцируют различные свойства предметов — их цвет, форму, величину, вес, а так как все это связывается с действиями и движениями детей, то тем самым в игре создаются благоприятные условия для взаимодействия различных анализаторов и для создания многостороннего представления о предметах. В процессе игры, рисования и выполнения других заданий дети приучаются самостоятельно ставить. Перед собой задачу наблюдения. Тем самым уже в старшем дошкольном возрасте восприятие делается более организованным и управляемым.
Информация о работе Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста