В процессе школьных занятий с целью
развития восприятии необходимы тщательные
сравнения предметов, их отдельных сторон,
указание на сходство и различие между
ними. Важнейшее значение имеют самостоятельные
действия учащихся с предметами и участие различных
анализаторов (в частности, не только зрения
и слуха, но и осязания). Активные,
целенаправленные действия с предметами,
последовательность и систематичность
в накоплении фактов, их тщательный анализ
и обобщение — таковы основные требования
к наблюдению, которые должны строго соблюдаться
учащимися и преподавателями. Особенно
надо заботиться о правильности наблюдений.
Вначале наблюдения школьников могут
быть недостаточно подробными (что естественно
при первом ознакомлении с предметом или
явлением), но наблюдения никогда не должны
подменяться искажением фактов и их произвольным
толкованием.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
2.1.Восприятие детьми дошкольного
возраста художественной литературы
Восприятие детьми дошкольного
возраста художественной литературы
не сводится к пассивной констатации
известных сторон действительности,
хотя бы очень важных и существенных.
Ребёнок входит внутрь изображаемых
обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев,
переживает их радости и печали. Такого
рода активность чрезвычайно расширяет
сферу духовной жизни ребёнка, имеет важное
значение для его умственного и нравственного
развития.
Слушание художественных произведений
наряду с творческими играми имеет важнейшее
значение для формирования этого нового
вида внутренней психической активности,
без которой невозможна никакая творческая
деятельность. Четкая фабула, драматизированное
изображение событий способствуют тому,
чтобы ребенок вошел в круг воображаемых
обстоятельств, стал мысленно содействовать
с героями произведения.
В свое время С. Я. Маршак писал в «Большой
литературе для маленьких»: «Если в книге
есть четкая незаконченная фабула, если
автор не равнодушный регистратор событий,
а сторонник одних своих героев и противник
других, если в книге есть ритмическое
движение, а не сухая, рассудочная последовательность,
если вывод из книги не бесплатное приложение,
а естественное следствие всего хода фактов,
да еще ко всему этому книгу можно разыграть,
как пьесу, или превратить в бесконечную
эпопею, придумывая к ней новые и новые
продолжения, то это значит, что книга
написана на настоящем детском языке».
Л. С. Славина показала, что при соответствующей
педагогической работе уже у малыша - преддошкольника
можно вызвать интерес к судьбе героя
повествования, заставить ребенка следить
за ходом событий и переживать новые для
него чувства. У преддошкольника можно
наблюдать лишь зачатки такого содействия
и сопереживания героям художественного
произведения. Более сложные формы восприятие
произведения приобретает у дошкольника.
Его восприятие художественного произведения
носит чрезвычайно активный характер:
ребенок ставит себя на место героя, мысленно
действует вместе с ним, борется с его
врагами. Деятельность, осуществляющаяся
при этом, особенно в начале дошкольного
возраста, по психологической природе
очень близка к игре. Но если в игре ребенок
реально действует в воображаемых обстоятельствах,
то здесь и действия, и обстоятельства
воображаемые.
В течение дошкольного возраста развитие
отношения к художественному произведению
проходит путь от непосредственного наивного
участия ребенка в изображенных событиях
до более сложных форм эстетического восприятия,
которые для правильной оценки явления
требуют умения занять позицию вне их,
глядя на них как бы со стороны.
Итак, дошкольник в восприятии художественного
произведения не эгоцентричен. Постепенно
он научается становиться на позицию героя,
мысленно ему содействовать, радоваться
его успехам и огорчаться из-за его неудач.
Формирование в дошкольном возрасте этой
внутренней деятельности позволяет ребенку
не только понять явления, которые он непосредственно
не воспринимает, но и отнестись со стороны
к событиям, в которых он не принимал прямого
участия, что имеет решающее значение
для последующего психического развития.
2.2. Особенности и методика ознакомления
с литературными произведениями
детей раннего и дошкольного
возраста
С 1,5 лет для развития речи
малышей начинает проводиться занятия
с использованием художественного слова
- знакомством с миниатюрными произведениям
народного творчества, с доступными для
детей авторскими произведениями. На основе
ритмико-мелодической структуры языка
в потешках, стихотворениях, происходит
раннее восприятие звуковой культуры
речи, когда фонематика еще не воспринимается.
Эти художественные произведения
передают богатство родного языка,
характерное певучесть гласных звуков,
мягкость согласных, своеобразное произношение.
Они решают такие задачи как развитие слухового
внимания, понимания речи, развитие артикуляционного
слухового аппарат, звукоподражания, активизации
словаря с использованием звукоподражаний
- в потешках, песенках при показе и назывании
разных предметов. При этом развиваются
слуховое восприятие, речевое дыхание,
голосовой аппарат, уточняется артикуляция,
воспитывается умение четко, правильно
произносить слова, фразы.
В этом возрасте воспитатель
работает с детьми и индивидуально и группами
по 2-6 человек. Перед занятием воспитатели
готовят наглядный материал, который предполагается
использовать во время чтения (игрушки,
муляжи, картина, портрет, наборы книжек,
с иллюстрациями для раздачи детям).
Чтобы
чтение и рассказывание было
обучающим - необходимо соблюдать правило,
чтобы дети видели лицо воспитателя, а
не только слушать голос. Потому одна из
задач - научить детей слушать чтеца или
рассказчика. Только научившись слушать
чужую речь, дети получают способность
запоминать ее содержание и форму, усваивать
нормы литературной речи. Потому воспитатель,
читая по книжке, должен научиться смотреть
не только в текст, но и время от времени
- на лица детей, встречаться с ними глазами,
следить за тем, как они реагируют на чтение.
Умение посматривать на детей во время
чтения дается воспитателю в результате
настойчивых тренировок, но даже самый
опытный чтец не может читать новое для
него произведение "с листа", без
подготовки. Потому перед занятием воспитатель
производить интонационный разбор произведения
("дикторские прочтения") и тренируется
в чтении вслух.
Малышам
воспитатель в основном читает
наизусть - потешки, небольшие стихотворения,
рассказы, сказки, а рассказывает - только
прозаические произведения (сказки,
повести, рассказы).
Чтение и рассказывание художественной
литературы проводится строго по определенному
плану (примерно 1 раз в неделю в каждой
возрастной группе), в которой учитывается
общественно-политические события, время
года.
Основное
правило организации занятий
по чтению, рассказыванию детям
литературных произведений - эмоциональная
приподнятость чтеца и слушателей. Мажорное
настроение создает воспитатель - на глазах
детей бережно обращается с книгой, с уважением
произносит имя автора, несколькими вводными
словами возбуждает интерес малышей к
тому, о чем собирается читать или рассказывать.
Красочная обложка новой книжки, которую
воспитатель показывает детям перед началом
чтения, тоже может оказаться причиной
их повышенного внимания.
Малыши
требуют руководства в слушании
- вид и голос рассказчика должен
говорить, что в данную минуту речь идет
о трогательном и забавном. Текст веселого
характера воспитатель читает, не прерывая
себя (комментарии допускаются только
при чтении познавательных книг). Все слова,
понимание которых может вызывать у детей
затруднения, нужно объяснять в начале
занятия.
После 2 лет (1 младшая группа
дошкольников) воспитатель организует
чтение книг с иллюстрациями, с привлечением
внимания детей к картинкам. При несложном
тексте и простых картинках можно читать
текст, сопровождая чтение показом картинок
или ведет рассказ своими словами. На последующих
занятиях воспитатель побуждает детей
не только рассмотреть картинки, но и рассказать
о том, что написано в книге. Он может также
помочь малышам вспомнить свой рассказ
по поводу той или иной иллюстрации. При
затруднениях ребенок обращается к воспитателю,
который организует рассматривание и
пересказ. В данном случае имеет место
совместная деятельность взрослого и
ребенка. Книги способствуют установлению
контактов между взрослыми и детьми, так
и между самими детьми. Важно, чтобы ребенок
мог обращаться к воспитателю и вне занятий.
О содержании книг можно говорить и в их
отсутствие - это развивает память, заставляет
ребенка размышлять.
Слушание
и последующее воспроизведение
коротких рассказов, стихов, народных
потешек, песен детьми третьего года жизни,
где особенно важно систематически организованное
рассказывание, приучающее внимательно
слушать, понимать и самостоятельно рассказывать.
Вначале
один и тот же рассказ надо
повторять несколько раз - как на одном
и том же занятии, так и через небольшие
интервалы в 2-3 дня. В последующем, сохраняя
основное содержание, рассказ следует
усложнять. Усложнение может идти в разных
направлениях: увеличивается количество
действий, выполняемых персонажами, описывается
место действия, разыгрываются взаимоотношения,
складывающиеся между персонажами. Для
того, чтобы научить ребенка понимать
рассказ и вырабатывать умение пересказывать,
нужно организовывать совместное рассказывание.
Сначала следует побуждать ребенка повторять
за воспитателем слова и фразы - затем
задавать вопросы и учить отвечать на
них позднее - просить его рассказывать
самостоятельно. В этом случае воспитателю
нужно самому вести рассказ вслед за ребенком,
повторяя то, что он сказал, и обязательно,
добавляя пропущенное. То уже на 4 году
жизни, начиная с простого воспроизведения
хорошо знакомой сказки, построенной на
повторе, переходят к пересказу маленьких
рассказов Л.Н. Толстого (в подготовке
важны зрелища, драматизация, индивидуальная
работа).
Перед
первичным чтением литературного
произведения не следует делать
установку на запоминание. Важно
выразительно прочитать, интонационно
выделяя диалоги лиц (помощь в
определении отношения к героям
и событиям). Беседа по содержанию
и форме произведения включает постановку
воспитателем продуманных вопросов (на
понимание), выяснение того, как автор
описывает явление, с чем сравнивает, что
больше всего запомнилось, что необычно
- для целостного восприятия (единство
содержания и формы) 4-5 вопросов. Перед
повторным чтением - установка на внимательное
прослушивание и запоминание. В пересказе
произведения детьми важна художественно-образная
речь, если на занятии дается несколько
сказок (рассказов), то дети выбирают и
перерассказывают одну по желанию, или
дети придумывают продолжение к прочитанному
тексту, или сочиняют рассказ по аналогии,
или осуществляют драматизацию.
Л.М. Гурович на основе обобщения
научных данных и собственного
исследования рассматривает возрастные
особенности восприятия, выделяя 2 периода
в их эстетическом развитии:
от 2 до 5 лет, когда малыш недостаточно
отчетливо отделяет жизнь от искусства;
после 5 лет, когда искусство
(и искусство слова) для ребенка становится
самоценным.
На основе
особенностей восприятия и выделяются
ведущие задачи ознакомления
с книгой на каждом возрастном
этапе младшему дошкольному возрасту
характерна зависимость понимания текста от личного
опыта ребенка, установление легко осознаваемых
связей, когда события следуют друг за
другом, в центре внимания главный персонаж.
Чаще всего дети не понимают его переживаний
и мотивов поступков. Эмоциональное отношение
к героям ярко окрашено, наблюдается тяга
к ритмически организованному складу
речи.
Круг
детского чтения и рассказывания
определяется критериями отбора,
его группы произведений:
-произведения русского
народного творчества и творчества
народов мира; малые формы фольклора (загадки,
пословицы, поговорки, песенки, потешки,
частушки, небылицы, перевертыши), сказки.
-произведения русской
и зарубежной классической литературы
:
А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого,
К.Д. Ушинского, братьев Гримм, Х.К. Андерсена,
Ш. Перро и других.
-произведения современной
русской и зарубежной литературы
(разные жанры - рассказы, повести, сказки,
поэмы, лирические и шуточные
стихи, загадки).
Важная
часть профессиональной подготовки
воспитателя - заучивание наизусть
художественных произведений, предназначенных
для чтения детям и развитие навыков выразительного
чтения. В группе младшего дошкольного
возраста для лучшего чтения или рассказывания
воспитатель делит слушателей пополам.
2.3. Роль воспитателя в ознакомлении детей
с художественной литературой
Методика художественного
чтения и рассказывания детям раскрыта
в монографиях, методических и учебных
пособиях. Основными методами ознакомления
с художественной литературой являются:
1.Чтение воспитателя по книге
и наизусть (дословная передача текста,
когда читающий, сохраняя язык автора,
передает все оттенки мыслей писателя,
воздействует на ум и чувства слушателей;
значительная часть литературного произведения
читается по книге).