Особенности гигиенического воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать гигиеническое воспитание младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование здоровьесберегающих навыков у младших школьников возможно при эффективном взаимодействии учителя, родителя и ученика.

Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы гигиенического воспитания младших школьников.
2. Проанализировать взаимодействие учителя и учащихся по гигиеническому образованию в педагогическом процессе.
3. Выявить эффективность использования системы знаний по гигиеническому воспитанию младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
ГлаваI Педагогические основы формирования здоровьесберегающих навыков младших школьников.
1.1.История вопроса к решению проблем здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников …………………….………………………..6
1.2.Образовательная деятельность в области формирования здорового образа жизни в младших классах………….……….………………………………….10
1.3.Особенности гигиенического воспитания младших школьников………………………………………………………………………15

Глава II. Организация работы по формированию гигиены у младших школьников

2.1. Выявление уровня сформированности гигиены у младших школьников……………………………………………………………………..16
2.2. Итоги исследования сформированности гигиены у младших школьников……………………………………………………………………
2.3. Рекомендации для родителей по формированию личной гигиены у младших школьников………………………………………………………..

Вывод по I главе……………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 42.18 Кб (Скачать файл)

В 1934 г. Школа переходит  на обязательное семилетнее обучение, увеличивается количество школ и  число учащихся.

Война (1941-1945 гг.) изменила приоритеты в проблеме охраны здоровья детей, главными в этот период противоэпидемические мероприятия, организация питания  и другие жизненно важные проблемы. Но уже в 1944г. В составе Академии педагогических наук России был создан Институт физического воспитания и  школьной гигиены, первым директором которого был академик Н.А.Семашко. Институту  было поручено провести комплексное  изучение влияниявойны на здороье детей  и подростков, разработать оздоровительные мероприятия, а также пятилетний план развития школьной гигиены.

С 1945 г. Школьный врач и сестра вновь появились в школах, были уточнены их задачи, виды их работы. Для  решения тех задач, которые стояли перед школьными врачами , необходимы были данные о возрастных особенностях развития детей, диамике состояния  здоровья, последствиях войны.

В 50-е годы появились новые  задачи охраны и укрепления здоровья и новые проблемы научных исследований, связанные с массовым развитием  детского спорта, проведением детских  соревнований (спартакиад), открытием  детских спортивных школ. Сотрудники Института возрастной физиологии РАО (морфологи, физиологи, гигиенисты, специалисты  по физическому воспитанию) изучали  влияние тренировок и соревнований, особенности физического развития и состояния развития школьников, занимающихся разными видами спорта, и разработали рекомендации по рациональной организации тренировок, соревнований и отдыха, которые должен был контролировать врач. [2,23] Эти исследования стали научной основой рекомендаций по физкультурно- оздоровительной работе в образовательных учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Образовательная  деятельность в области формирования  здорового образа жизни в младших  классах.

 

Последнее десятилетие ознаменовано разительными переменами в образовании. Это время широкого распространения  инновационного движения, возникновения  огромного многообразия образовательных  учреждений, свободы выбора технологий и учебных программ. Одно из них  – школьный эксперимент.

«Эврика» - одна из многих тысяч  провинциальных школ России. В ней не так много учащихся и учителей, но и здесь жизнь течет рекой. Педагогический коллектив школы объединен поиском, как дать провинциальным детям качественное образование, повысить их конкурентоспособность и при этом не усугубить и без того все ухудшающееся в силу социально-экономических причин здоровье детей. Была разработана валеологическая программа школы, целью которой стало формирование основ профилактического мышления у детей, развитие навыков здорового образа жизни. Был поведен углубленный медицинский осмотр, результаты которого были рассмотрены на педагогическом совете школы. Весь образовательный процесс должен быть направлен на сбережение здоровья и формирование основ здорового образа жизни. Основываясь на понимании этого, наметили следующие направления валеологической деятельности школы:

  1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса.
  2. Медико-профилактическая работа.
  3. Образовательная деятельность в области формирования здорового образа жизни через предмет валеология.
  4. Формирование валеологического поля (дети-родители-учителя)

     Харанская  школа-лицей здоровья и спорта  – школа валеологического типа, создающая экологическую и психологическую  комфортность образовательной среды,  внедряющая здоровьесберегающие  технологии, формирующая культуру здоровья и потребность в ЗОЖ. Актуальность темы объясняется тем, что здоровье подрастающего поколения – наиболее злободневная проблема и системы образования, и общества в целом.

     Работа по  проблеме школы ведется по  следующим основным направлениям:

    • обеспечение валеологической грамотности за счет введения в учебный план специальных часов валеологии с 1 по 11 класс;
    • введение оздоровительного компонента в преподавание предметов;
    • усиление оздоровительного назначения уроков физической культуры и учеюно-тренировочных занятий;
    • создание здоровьесберегающего образовательного пространства, школьной и внешкольной среды, стимулирующей стремление детей;
    • мониторинг здоровья учащихся;
    • разработка и внедрение технологий, укрепляющих и сохраняющих здоровье.

Концепция школы-лицея призвана решать задачи:

    • воспитания сознательной потребности в здоровье;
    • формирования научного понимания сущности здорового образа жизни;
    • выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.

Майинская школа I ступени разработала модель сельской школы – лаборатории «Школа здоровья 1 ступени» и программа ее реализации, защищенная на республиканском конкурсе инновационных проектов и программ.

   Целью эксперимента  является разработка эффективной системы учебно- воспитательного процесса, направленного на формирование, сохранение, укрепление и коррекцию здоровья учащихся и учителей. В определении темы работы выделяются два главных понятия – это «здоровье» и «школа-лаборатория».

   Понятие «здоровье»  рассматривается как совокупность  сообразности природе, обществу  и самому себе. Центральное положение  гипотезы: здоровье есть критерий  образования. Знания, умения и  навыки не эффективныдля нездорового человека, чувствующего себя ущербным физически, психически, нравственно и эмоционально.

    Здоровье ребенка  можно считать достигнутой нормой, если ученик:

  • в физичесаком плане умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме,
  • в интеллектуальном плане проявляет хорошие умственные способности, любознательность воображения, самообучаемость,
  • в нравственном плане честен, самокритичен,
  • в социальном плане коммуникабелен, понимает юмор,
  • в эмоциональном плане уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Для функционирования школы как школы-лаборатории необходимо соблюдение следующих условий:

    • соответствие материально-технического оснащения,
    • наличие нормативно-правовой базы,
    • создание оптимальной системы работы по основным направлениям деятельности школы,
    • исследовательская работа всех членов коллектива под руководством научных работников.

         

     Создание здоровьесберегающей  образовательной среды в педагогическом  коллективе школы №1 г.Ленска.

    Основная идея  работы – исследовать возможность  создания здоровьесберегающей образовательной  среды в условиях массовой  школы и попытаться ответить  на вопрос: «Почему не формируется  у школьника сознательное отношение  к своему здоровью?» В результате  долгих дискуссий, определились, что здоровье как понятие, как  термин рассматривается по трем  составляющим: нравственное здоровье, физическое здоровье и психосоциальное  здоровье. Задачей явилось ответ на вопрос, что можно сделать в школе, чтобы сохранить здоровье ребенка, с которым он к ним пришел?  Когда определились с принципами (руководящими идеями), то возникли две проблемы:

  1. Отсутствие банка данных того уровня здоровья, с которым школьник приходит учиться.
  2. Отсутствие в штатном расписании должности, в функциональные обязанности которой входило бы формирование банка данных первоначального здоровья детей и дальнейшее отслеживание динамики изменений его.

Важнее было решить проблему №2 , т.е. найти человека, который  бы профессионально занимался созданием  базы данных, отслеживал изменения  в здоровье детей. Директор школы Н.В.Щебельская нашла простой выход: предложила школьному медику за соответствующую плату выполнение дополнительных обязанностей:

    1. Проверка зрения у всех учащихся с 1 по 4 класс 2 раза в неделю и внесение этих данных в специально разработанные на каждый класс формы.
    2. При наличии изменений зрения у школьника – приглашать в школу родителей и давать направление на консультацию к окулисту.[19,32]

Таким образом, совместная интегрированная  работа педагогического коллектива школы по сохранению и совершенствованию  физического и духовного здоровья каждого ребенка способствует решению следующих задач:

  • Помочь каждому ребенку в осознании себя как уникального явления в природе;
  • Утвердить позитивное отношение каждого к своему здоровьюи двигательной активности;
  • Создать комфортную средудля каждого участника образовательного процесса;
  • Развить социально-гражданские качества как фактора здорового самоутверждения в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Особенности гигиенического воспитания младших школьников.

 

      Необходимым элементом санитарно-гигиенической работы в младших классах является регулярное (не менее одного раза в учебную четверть) проведение медицинских осмотров, проверка веса ребят, их слуха, зрения.       Сегодняшняя жизнь показывает, что гигиеническое воспитание ведется не на должном уровне, зачастую бессистемно. Видимо, поэтому сегодняшние школьники неопрятны и не здоровы. И мы склонны думать, что происходит это не оттого, что такие плохие наши дети, а от элементарного незнания правил, от равнодушия взрослых, которые предпочитают чаще всего не видеть и не слышать (пока самих не касается).[4,11]

      Для оптимального построения системы гигиенического воспитания педагогу необходимо обладать знаниями о специфике психофизиологического развития младших школьников, а также об особенностях развития его эмоционально-волевой сферы. [21,33]Основной сферой общения младшего школьника становится педагог и одноклассники. Так как ребенок находиться рядом с учителем большую часть дня, преподаватель имеет определенный авторитет в глазах учащихся, то преподаватель на личном примере может научить ребенка необходимым навыкам и умениям гигиены.

     На первый план выступает задача воспитания у младших школьников потребности в гигиене как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, к "самосозиданию" и созиданию вокруг себя здоровой среды обитания - формирование валеологической культуры личности как части ее общей культуры.[20,49]

    Далее, на последующих этапах осуществляется развитие гигиенических навыков и привычек в процессе целенаправленного воспитания. Известно, что привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение воспитания в этом процессе трудно переоценить. Педагогам необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание младшего школьника, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству.

    Приоритетным направлением гигиенического воспитания должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. [11,62] Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.[10,42] Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

      Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.[8,22] Чтобы мотивировать его на здравооохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

     Одной из важных задач, которую педагог должен решить, осуществляя гигиеническое воспитание, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др.

 

 

Вывод по I главе:

 

Формирование гигиенических навыков обеспечивается лишь целенаправленным руководством ею со стороны педагога. Следовательно, далее необходимо рассмотреть содержание деятельности учителя в организации гигиенического воспитания младших школьников.

Информация о работе Особенности гигиенического воспитания младших школьников