Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать гигиеническое воспитание младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование здоровьесберегающих навыков у младших школьников возможно при эффективном взаимодействии учителя, родителя и ученика.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы гигиенического воспитания младших школьников.
2. Проанализировать взаимодействие учителя и учащихся по гигиеническому образованию в педагогическом процессе.
3. Выявить эффективность использования системы знаний по гигиеническому воспитанию младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………3
ГлаваI Педагогические основы формирования здоровьесберегающих навыков младших школьников.
1.1.История вопроса к решению проблем здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников …………………….………………………..6
1.2.Образовательная деятельность в области формирования здорового образа жизни в младших классах………….……….………………………………….10
1.3.Особенности гигиенического воспитания младших школьников………………………………………………………………………15
Глава II. Организация работы по формированию гигиены у младших школьников
2.1. Выявление уровня сформированности гигиены у младших школьников……………………………………………………………………..16
2.2. Итоги исследования сформированности гигиены у младших школьников……………………………………………………………………
2.3. Рекомендации для родителей по формированию личной гигиены у младших школьников………………………………………………………..
Вывод по I главе……………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………17
В 1934 г. Школа переходит на обязательное семилетнее обучение, увеличивается количество школ и число учащихся.
Война (1941-1945 гг.) изменила приоритеты в проблеме охраны здоровья детей, главными в этот период противоэпидемические мероприятия, организация питания и другие жизненно важные проблемы. Но уже в 1944г. В составе Академии педагогических наук России был создан Институт физического воспитания и школьной гигиены, первым директором которого был академик Н.А.Семашко. Институту было поручено провести комплексное изучение влияниявойны на здороье детей и подростков, разработать оздоровительные мероприятия, а также пятилетний план развития школьной гигиены.
С 1945 г. Школьный врач и сестра вновь появились в школах, были уточнены их задачи, виды их работы. Для решения тех задач, которые стояли перед школьными врачами , необходимы были данные о возрастных особенностях развития детей, диамике состояния здоровья, последствиях войны.
В 50-е годы появились новые
задачи охраны и укрепления здоровья
и новые проблемы научных исследований,
связанные с массовым развитием
детского спорта, проведением детских
соревнований (спартакиад), открытием
детских спортивных школ. Сотрудники
Института возрастной физиологии РАО
(морфологи, физиологи, гигиенисты, специалисты
по физическому воспитанию) изучали
влияние тренировок и соревнований,
особенности физического
1.2 Образовательная
деятельность в области
Последнее десятилетие ознаменовано разительными переменами в образовании. Это время широкого распространения инновационного движения, возникновения огромного многообразия образовательных учреждений, свободы выбора технологий и учебных программ. Одно из них – школьный эксперимент.
«Эврика» - одна из многих тысяч провинциальных школ России. В ней не так много учащихся и учителей, но и здесь жизнь течет рекой. Педагогический коллектив школы объединен поиском, как дать провинциальным детям качественное образование, повысить их конкурентоспособность и при этом не усугубить и без того все ухудшающееся в силу социально-экономических причин здоровье детей. Была разработана валеологическая программа школы, целью которой стало формирование основ профилактического мышления у детей, развитие навыков здорового образа жизни. Был поведен углубленный медицинский осмотр, результаты которого были рассмотрены на педагогическом совете школы. Весь образовательный процесс должен быть направлен на сбережение здоровья и формирование основ здорового образа жизни. Основываясь на понимании этого, наметили следующие направления валеологической деятельности школы:
Харанская
школа-лицей здоровья и спорта
– школа валеологического типа,
создающая экологическую и
Работа по
проблеме школы ведется по
следующим основным
Концепция школы-лицея призвана решать задачи:
Майинская школа I ступени разработала модель сельской школы – лаборатории «Школа здоровья 1 ступени» и программа ее реализации, защищенная на республиканском конкурсе инновационных проектов и программ.
Целью эксперимента
является разработка
Понятие «здоровье»
рассматривается как
Здоровье ребенка
можно считать достигнутой
Для функционирования школы как школы-лаборатории необходимо соблюдение следующих условий:
Создание здоровьесберегающей
образовательной среды в
Основная идея
работы – исследовать
Важнее было решить проблему
№2 , т.е. найти человека, который
бы профессионально занимался
Таким образом, совместная интегрированная работа педагогического коллектива школы по сохранению и совершенствованию физического и духовного здоровья каждого ребенка способствует решению следующих задач:
1.3.Особенности гигиенического воспитания младших школьников.
Необходимым элементом санитарно-гигиенической работы в младших классах является регулярное (не менее одного раза в учебную четверть) проведение медицинских осмотров, проверка веса ребят, их слуха, зрения. Сегодняшняя жизнь показывает, что гигиеническое воспитание ведется не на должном уровне, зачастую бессистемно. Видимо, поэтому сегодняшние школьники неопрятны и не здоровы. И мы склонны думать, что происходит это не оттого, что такие плохие наши дети, а от элементарного незнания правил, от равнодушия взрослых, которые предпочитают чаще всего не видеть и не слышать (пока самих не касается).[4,11]
Для оптимального построения системы гигиенического воспитания педагогу необходимо обладать знаниями о специфике психофизиологического развития младших школьников, а также об особенностях развития его эмоционально-волевой сферы. [21,33]Основной сферой общения младшего школьника становится педагог и одноклассники. Так как ребенок находиться рядом с учителем большую часть дня, преподаватель имеет определенный авторитет в глазах учащихся, то преподаватель на личном примере может научить ребенка необходимым навыкам и умениям гигиены.
На первый план выступает задача воспитания у младших школьников потребности в гигиене как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, к "самосозиданию" и созиданию вокруг себя здоровой среды обитания - формирование валеологической культуры личности как части ее общей культуры.[20,49]
Далее, на последующих этапах осуществляется развитие гигиенических навыков и привычек в процессе целенаправленного воспитания. Известно, что привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение воспитания в этом процессе трудно переоценить. Педагогам необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание младшего школьника, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству.
Приоритетным направлением гигиенического воспитания должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. [11,62] Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.[10,42] Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.
Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.[8,22] Чтобы мотивировать его на здравооохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.
Одной из важных задач, которую педагог должен решить, осуществляя гигиеническое воспитание, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др.
Вывод по I главе:
Формирование гигиенических навыков обеспечивается лишь целенаправленным руководством ею со стороны педагога. Следовательно, далее необходимо рассмотреть содержание деятельности учителя в организации гигиенического воспитания младших школьников.
Информация о работе Особенности гигиенического воспитания младших школьников