Особенности детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:54, контрольная работа

Краткое описание

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойств психического развития детей . В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком. Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10–12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200–300, а к трем – до 1500 слов.

Содержание

Введение………………………………………………………3
1.Особенности воспитания детей раннего возраста………………
1.1. Воспитание в пренатальный период………………………………5
1.2. Воспитание в постнатальный период………………………………7
1.3. Воспитание ребёнка до года…………………………………………8
1.4. Воспитание ребёнка второго года жизни……………………………11
1.5. Особенности развития и воспитания детей третьего года жизни……17
2.Современные программы воспитания детей раннего возраста…………………………………………………………………..20
3.Методики раннего развития детей……………………………….28
Заключение……………………………………………………………………32
Список литературы.............................................…………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

методика дош.восп.docx

— 73.08 Кб (Скачать файл)

Самым главным принципом  полноценного воспитания ребенка до года является участие в этом процессе обоих родителей. Многие папы пренебрегают тесным общением с малышом именно в первый год его жизни. Это  понятно: отец должен обеспечивать семью, да и большинство забот по уходу и обустройству комфорта малыша находятся в компетенции мамы. И, тем не менее, участие папы в процессе воспитания ребенка до года необходимо: именно в это время у малыша вырабатываются стойкие семейные привязанности, формируется представление о людях и об окружающей его среде. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.Воспитание ребёнка второго года жизни

Второй год жизни ребенка  заслуживает особого внимания со стороны родителей главным образом  с точки зрения воспитания. Дети в этом возрасте начинают проявлять  самостоятельность. Первостепенная задача родителей – как можно активнее помогать ребенку в этом стремлении и ни в коем случае не препятствовать ему. Безусловно, в этот период родители постоянно должны контролировать ребенка, поскольку он нуждается в перманентном направлении линии поведения. Первостепенную роль играет количество времени, проведенное  ребенком в обществе взрослого, потому что такое общение поднимает  ребенку настроение, что, в свою очередь, очень важно, так как только позитивный настрой гарантирует усвоение и  закрепление знаний полученных в  процессе познавательной игровой деятельности. Воспитание малыша на данном этапе развития включает в себя разные аспекты, такие как: развитие у ребенка базовых навыков самообслуживания (самостоятельные водные процедуры, обучение одеваться без помощи взрослого, следить за опрятностью, культура питания и сна); 
формирование навыков осуществления деятельности (соблюдение режима дня, получение игровых и первых трудовых навыков, приучение к порядку и к аккуратности, обучение восприятию требований взрослых); развитие социальных навыков (со сверстниками и со старшими).

Что должен уметь ребенок к концу  первого года жизни? В этом возрасте все дети, как правило, осваивают  навыки самостоятельного, свободного передвижения, а это значит, что  теперь им многое стало доступным. Ребенок  ни минуты не сидит на месте. Им движет стремление все познать, исследовать. Он пытается залезать на диваны, стулья, забираться на стол, интересуется возможностью добраться до подоконника, заглянуть  в ванну, дотянуться до раковины, побывать в любых других, ранее недоступных  местах.

Ребенку все хочется взять в  руки, рассмотреть, потрогать, засунуть пальчик в любую щель, вытащить книги из книжного, а кастрюли и  прочий кухонный инвентарь из кухонного  шкафа. Ребенку необходимо установить для себя размеры, форму, подвижность  всех окружающих его вещей.

Свободно перемещаясь и получая  от этого громадное удовольствие, ребенок пытается придать способность  двигаться и предметам, лишенным этой возможности. Поэтому он тянет, толкает, волочит не только большинство  своих игрушек, но и попавшуюся под  руки подушку, коврик, скамейку, горшок.

Этот естественный процесс познания мира вызывает у родителей тревогу, а порой и раздражение. Они  беспрерывно пытаются остановить малыша окриками «не бегай», «не трогай», «не лезь». А между тем такие  действия юного «исследователя» необходимо не запрещать, а поощрять, создавать для них благоприятные условия.

В целях безопасности ребенка на время надо убрать подальше ценные вещи, мелкие предметы, медикаменты, бьющуюся посуду, режущие или колющие инструменты, предметы бытовой химии. Книги на полке целесообразно поставить  так плотно, чтобы ребенок не мог  их вытащить. Электрические розетки  следует закрыть имеющимися в  продаже пластмассовыми заглушками.

Чтобы малышу было чем заняться, можно  в кухонных шкафчиках все бьющиеся вещи и продукты переместить на верхние  полки, а на нижних оставить кастрюльки, эмалированные миски, алюминиевую  и пластмассовую посуду.

С журнального столика лучше  убрать все предметы, которые нежелательны для ребенка, а положить туда старые журналы, детские книжки с картинками. Можно использовать также незакрытые ящики письменного стола, поместив туда разные ненужные коробочки, пластмассовые  флаконы, игрушки, деревянные или пластмассовые  письменные принадлежности (линейка, лекала, трафареты и т. п.).

После года дети очень любят подвижные игры. Заниматься с ними лучше на воздухе во время прогулки. Ребенка второго года жизни уже не нужно катать в коляске, пусть он гуляет сам. Однако это не значит, что ребенок будет спокойно идти рядом со взрослым. Он станет бродить по окрестностям дорожки, карабкаться на попавшиеся там предметы, взбираться на ступеньки строений. Не следует его одергивать. Он просто исследует все, что попадается на пути. Конечно, если малыш попытается подобрать окурок, осколок стекла или какую-нибудь брошенную грязную вещь, нужно немедленно вмешаться и не допустить такого действия, а для этого отвлечь ребенка, переключив его внимание на что-нибудь интересное.

Здоровый ребенок в возрасте старше одного года в периоды бодрствования  находится, как правило, все время  в движении. Движения ему просто необходимы. С каждым днем объем их нарастает. Подвижность, являясь стимулом развития ребенка, обеспечивает ему возможность на практике узнавать новое. Поэтому она оказывает положительное влияние на психическое развитие малыша, тонизирует его центральную нервную систему.

Мышечная работа, выполняемая при  движении, снижает нервное напряжение. Недостаток мышечной активности замедляет психическое развитие вашего малыша. Известно, например, что дети, раньше начавшие ходить, раньше начинают и говорить.

Поэтому подвижность ребенка не должна ни тревожить, ни раздражать родителей. Скорее, наоборот, волноваться нужно  тогда, когда ребенок малоподвижен, длительно сидит на одном месте, тихо играя, и не рвется поскорее узнать окружающий мир. Конечно, нежелательно допускать, чтобы у ребенка от бега пот градом катился. Сдерживать подвижность малыша в такой ситуации следует не одергиванием, а переключением  внимания на что-то другое, тоже занимательное, но не требующее такой двигательной активности. 

После года у ребенка начинается исследовательский возраст. Ребенок  уже умеет ходить, лазать, бегать, все более ловко владеет руками. В этом возрасте ребенку очень  нравится строить — так что  обязательно купите ему стройматериалы : какое удовольствие ставить кубики один на другой и с замиранием ждать, упадет или нет!

Не забудьте о вращающихся игрушках типа волчка. Научившись ходить, малыш с удовольствием начинает толкать, тянуть, возить — это время, когда он с удовольствием сядет в машину без педалей или на лошадку на колесиках и будет перемещаться, передвигая ножками. Рекомендуется также купить тележку на веревочке или с ручкой — ваше чадо может постоянно ее загружать, разгружать и возить за собой.

В этом возрасте дети начинают рисовать — не забудьте приобрести мел, цветные карандаши. Для ребенка громадное удовольствие попробовать свои силы в качестве художника, а для вас это — несколько минут покоя!

И еще один совет — возьмите большую коробку и сложите  в нее маленькие кастрюльки, деревянные ложки, коробочки, куски ткани и  т.д. Для юного исследователя это  настоящая находка!

После полутора лет возможности  ребенка еще больше расширяются. Очень полезны игрушки на развитие ловкости рук, например, формочки разной величины и цвета, чтобы вставлять друг в друга.

Покупайте музыкальные инструменты: барабаны, детское пианино, музыкальную юлу и др. В этом возрасте дети с удовольствием играют в песочнице — то есть нужно позаботиться обо всем необходимом: лопатка, грабли, совок, формочки, ведерко и т.д. По-прежнему у ребенка должны быть книги с яркими картинками.

Так как юный исследователь все чаще повторяет действия взрослых, покупайте  ему ситуативные игрушки —  самолеты, машины, домики, гаражи, куклы, детскую посуду и т.д.

В этом возрасте они не только бросают  и толкают мяч, но и пытаются поймать  и удержать его. Ребенок, наученный  папой, пробует самостоятельно «отфутболить» мяч. Подвижные игры перемежаются с тихими, когда малыш спокойно и сосредоточенно играет со своими игрушками: надевает колесики, укладывает карандаши, делает первые попытки умышленно разобрать игрушку на главные составные части.

Ребенок любит перелистывать книжки-картинки. У него появляются уже любимые  и нелюбимые изображения. Он в  состоянии узнавать на фотографиях  своих самых близких родных.

В комнате нужно выделить уголок для тихих игр ребенка. Однако его не следует превращать в склад  игрушек, так как их обилие рассеивает внимание малыша. Кроме того, очень  трудно поддерживать порядок в этом уголке и учить ребенка сохранять  его самому. Желательно, чтобы малыш  играл одновременно не более чем  с двумя игрушками. Периодически их надо менять, а склад игрушек  убрать подальше.

Ребенка надо приучать, чтобы он оставался  один в комнате. Это легче всего  делать, когда малыш увлечен игрой. Постоянное пребывание рядом со взрослыми воспитывает в ребенке боязнь остаться одному. Этот страх на первых порах вполне естествен, и его легко преодолеть, похвалив малыша за проявленную самостоятельность. Постепенно периоды, когда ребенок остается один, удлиняются, и он без волнения и страха переносит отсутствие родителей.

В этот период нарастают осмысленные  двигательные умения ребенка. Он уже  хорошо знает, что ему надо делать при переодевании, принимает при  этом соответствующую позу. При раздевании сам снимает шапочку, носочки.

 

 Обувь необходима ребенку  при различных ситуациях. Следует  правильно оценивать реалии современной  жизни. Но если ребенок находится  дома, дайте ему возможность походить босиком.

Только при хождении босиком развиваются мышцы стопы. Происходит формирование сводов стопы. Подошвенная поверхность стопы, контактирующая с полом, чутко реагирует на характер поверхности, и именно в эти моменты происходит напряжение маленьких мышц, которые участвуют в образовании так называемых сводов. При постоянном ношении обуви ребенок лишается естественных физиологических моментов, влияющих на его развитие. 

Малыш, переступивший рубеж первого  года, уже многое умеет. Он постоянно  находится в движении. Движения —  это естественная его потребность. Однако они еще неуверенны и в  основном неловки. Поэтому детям второго года в значительной мере и первого года жизни следует помочь в расширении и совершенствовании их двигательных возможностей, освоении более сложных движений, умении выполнять их быстро и четко. Первое, что необходимо, — отказаться от постоянного одергивания малыша, не ограничивать его стремления к постоянному перемещению, не мешать выполнению того, что ребенок хочет предпринять в данный момент. Если задуманное им действие может грозить какой-то опасностью, нужно помочь малышу избежать ее.

Ребенок уже ходит, но ходьба его  требует совершенствования. Необходимо научить его подниматься на возвышение и спускаться с него, взбираться на ступеньки, ходить по доске, краю тротуара или другой ограниченной поверхности, перешагивать через невысокое препятствие и, безусловно, бегать. При освоении этих действий следует, если нужно, помочь малышу, поддержать его и, конечно, подстраховать. Если он упал или слегка ушибся, лучше не проявлять признаков испуга, не бежать к нему сразу на помощь, а предоставить ему возможность встать самому. Можно еще и подбодрить малыша, сказав: «Упал? Вставай скорее». Ему это пойдет на пользу, во-первых, потому, что , а во-вторых, обогащается опыт ребенка: в другой раз он постарается обойти то место, которое причинило ему неприятность. Поэтому ребенка, стремящегося куда-нибудь залезть, перелезть, подползти, полезно не останавливать, а, наоборот, подбодрить и подстраховать. Эти действия приносят ребенку много удовольствия, но сам он до них может не додуматься.

Предложив малышу предмет для метания  или мяч, нужно показать, что с  ним можно делать и как лучше  и удобнее его использовать, поиграть с ребенком, предложить посоревноваться. Мячи хороши еще и тем, что способствуют совместной игре нескольких детей. Играя  с ребенком, нельзя укорять его  в неловкости, нужно разъяснить ему  допускаемые ошибки и предложить потренироваться.

Помогают в развитии движений и соответствующие игрушки: коляски для кукол, которые можно толкать впереди себя, разнообразные каталки, с которыми можно бегать, машины или зверьки на колесах, которых приятно возить за собой.

Содействуют развитию движений самокаты, трехколесный велосипед. Самокат не только повышает двигательную активность детей, вырабатывает у них позу и двигательные реакции, напоминающие таковые при беге, но и служит прекрасным развлечением. При катании ребенок держится за руль, одну ногу ставит на платформу, другой отталкивается от земли. Чтобы физическая нагрузка распределялась равномерно, ноги следует поочередно менять местами. Самокат необходимо подбирать в соответствии с ростом ребенка. На третьем году жизни езду на нем способны освоить все дети.

Трехколесный велосипед лучше приобрести тогда, когда малыш проявит к нему интерес. Это бывает обычно к концу второго, иногда в начале третьего года жизни. Катание на велосипеде укрепляет мышцы, тренирует равновесие. Велосипед необходимо строго подгонять к росту малыша. Седло укрепляется так, чтобы ребенок сильно не сгибался. Расстояние от руля до сиденья не должно превышать 16—17 см, а от сиденья до опущенной вниз педали должно соответствовать длине голени со стопой. Через каждые 15—20 минут целесообразно устраивать перерывы в катании на велосипеде, чтобы малыш мог побегать, попрыгать, поиграть с мячом.

В зимнее время для развития движений во время прогулки на улице полезно  взять с собой лопатку, чтобы ребенок мог бросать ею снег, расчищать дорожку, делать горку. Хороши и санки, но только не нужно возить на них малыша. Пусть он сам тянет их, помощь ему понадобится только для того, чтобы с санками взобраться на невысокую горку, а все остальное — это его дело.

Хорошее освоение различных видов движения важно для общего развития ребенка. Оно делает его уверенным в своих силах, смелым, сообразительным и упорным при достижении цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5.Особенности развития и воспитания детей третьего года жизни

На третьем году жизни ребенка продолжается, хотя и несколько замедленное по сравнению с более ранним возрастом, но все еще очень быстрое развитие. Ребенок становится более подвижным, ловким и все более самостоятельным и в игре, и в самообслуживании.

Информация о работе Особенности детей раннего возраста