Особенности детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:54, контрольная работа

Краткое описание

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойств психического развития детей . В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком. Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10–12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200–300, а к трем – до 1500 слов.

Содержание

Введение………………………………………………………3
1.Особенности воспитания детей раннего возраста………………
1.1. Воспитание в пренатальный период………………………………5
1.2. Воспитание в постнатальный период………………………………7
1.3. Воспитание ребёнка до года…………………………………………8
1.4. Воспитание ребёнка второго года жизни……………………………11
1.5. Особенности развития и воспитания детей третьего года жизни……17
2.Современные программы воспитания детей раннего возраста…………………………………………………………………..20
3.Методики раннего развития детей……………………………….28
Заключение……………………………………………………………………32
Список литературы.............................................…………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

методика дош.восп.docx

— 73.08 Кб (Скачать файл)

Быстро развивается речь ребенка  — обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, грамматически  она становится все более правильной. Своевременное развитие речи имеет очень большое значение для развития ребенка третьего года жизни. Понимание речи окружающих способствует обогащению и расширению представлений, знаний ребенка.

С этого времени он начинает знания об окружающем получать не только наглядно, но и путем словесных объяснений взрослых («Зимой холодно», «Летом жарко», «Птичка спит в гнездышке— это ее домик», «Зайка живет в лесу», «Самолет летит, и бабочка тоже летит»).

Умея говорить, ребенок может  вступать в более разнообразное  и сложное общение с другими  детьми (например, совместно играть), что также способствует его развитию.

При помощи речи взрослые уже могут  больше, чем раньше, управлять поведением ребенка, так как ему становятся понятными многие их указания.

На третьем году жизни слово  б какой-то мере становится уже и  саморегулятором поведения ребенка: «Не буду плакать, я уже большой», — заявляет малыш и, несмотря на то что ему больно, сдерживает слезы, или говорит: «Нельзя брать папину ручку»,— и это помогает ему удержаться и не взять ее.

Действия ребенка все больше начинают подчиняться словесно выраженной цели. «Сейчас нарисую птичку»,—  заявляет малыш иногда прежде, чем  начнет рисовать, или просит: «Мама, дай книжку про зайку. Я хочу ее смотреть». Правда, он еще довольно легко, под влиянием внешних впечатлений  отступает от намеченной цели.

У говорящего ребенка воспоминания возникают не только тогда, когда  он что-либо видит или слышит, но и когда перед ним нет того, о чем говорят. Например, мама сказала: «Поедем к дедушке», — и ребенок  вспоминает: «Поедем на троллейбусе, у деда рыбки в аквариуме. Мы кормить  их будем». 
Возможность говорить с ребенком не только о настоящем, но и о том, что было или еще будет, значительно расширяет его кругозор.

Таким образом, речь ребенка на третьем  году жизни способствует его умственному  развитию, расширению кругозора, общению  с окружающими, осознанию правил поведения, т. е. развитию личности ребенка  в целом. 
Тот большой интерес к окружающему, который проявлялся у ребенка ранее, характерен для него и в возрасте 2—3 лет, но в этот период значительно расширяется и углубляется круг его интересов, он теперь способен уже к более длительному наблюдению.

На основе собственного опыта и  объяснений взрослого у ребенка  формируются представления и  понятия (доктор лечит, шофер водит  машины, грибы растут в лесу, вечером  надо ложиться спать и т. п.). Характерной  особенностью детского мышления является то, что он не может еще отвлеченно мыслить, но в жизни, в конкретных условиях, он уже способен решать простейшие умственные задачи.

Так, например он не может ответить на вопрос: «Сколько будет один да один?», но если ему предложить: «Положи  два яблока в вазу, а одно возьми себе» — он легко с таким  заданием справится. Если его спросить: «Как достать куклу с высокой  полки?», он может не ответить. Когда  же ему нужно достать предмет, который находится высоко, то он, не задумываясь, поставит стул, залезет  на него и достанет нужное.

Эти примеры показывают, что мышление ребенка еще непосредственно  связано с действием, с конкретными  предметами. В течение третьего года жизни у ребенка очень сильно развивается способность к подражанию. Поэтому в его игре отражается уже не только то, что он получил  в непосредственном общении со взрослыми, но то, что видел, слышал. Отображая виденное, он совершает такие действия, которым его взрослый непосредственно и не обучал, а которые он видел на улице, в гостях, в магазине, о которых услышал или узнал из разговора взрослых между собою, увидел на картине и т. д.

Новым в подражании ребенка является то, что теперь он воспроизводит  не отдельные разрозненные действия, как это было прежде (подражая, причесывается, читает газету, баюкает куклу), а  связанные между собой действия, разнообразно сочетая полученные в  разное время впечатления: играя, едет на дачу на машине, берет с собой  корзиночку, чтобы собирать грибы.

Он уже начинает отражать в игре отношения людей: сердится на куклу, потому что она не слушается, или, наоборот, ласкает ее, жалеет— она «заболела»; куколка становится «дочкой», а ребенок — «мамой».Под влиянием примера и указаний взрослых ребенок начинает следовать правилам поведения. При правильном подходе к нему родителей он может научиться преодолевать небольшие, посильные для него препятствия, делиться своими игрушками с товарищами, спокойно подчиняться требованиям родителей и многое другое.

Резко изменяется и характер взаимоотношений  ребенка с окружающими людьми. В зависимости от того, какие взаимоотношения  существуют между членами семьи  и как они относятся к ребенку, у него формируются разнообразные  взаимоотношения с матерью, отцом, бабушкой, братьями и сестрами.

При благоприятных условиях воспитания ребенок может уже проявлять  заботу о матери, сочувствие плачущему, уметь хорошо играть со сверстниками и т. п. Он уже значительно больше и по разнообразным поводам общается с детьми и взрослыми по своей инициативе.

В своих действиях и поступках  малыш начинает руководствоваться  такими понятиями, как: хорошо — нехорошо, можно — нельзя, правильно —  неправильно, и может уже оценивать  поступки других. Поощрение, похвала  радуют его, вызывают желание сделать  или поступить еще лучше; осуждение  — огорчает. А если ему очень  часто делают замечания, к тому же иногда еще и необоснованные или  непонятные ему, то он может проявлять  упрямство, как часто говорят  взрослые, делать «на зло».

Все более, четко обрисовываются индивидуальные особенности психики ребенка, начинают формироваться основы характера.

Для воспитания трехлетнего ребенка  особое значение приобретает поведение  взрослых, их личный пример. Ребенок  после двух лет хорошо понимает речь окружающих, может подражать тому, что видит и слышит, и очень  легко внушаем, т. е. легко «заражается» чувствами других. Поэтому не только действия близких (матери, отца, бабушки), но и тон, каким они говорят, их привычки, интересы, взгляды, их отношение  к труду и окружающим людям  оказывают большое влияние на формирование личности ребенка и  на приобретение им тех или иных привычек.

Устойчивее становится внимание малыша. Одним делом он может заниматься до 30 минут, а при участии взрослых и дольше. Если он чем-то заинтересовался, то теперь его не так-то легко отвлечь. Однако он не в состоянии сосредоточиться  на том, что ему неинтересно, что  не захватывает его чувства. Он не способен еще к произвольному  вниманию. Поэтому так важно, объясняя что-либо ребенку или формируя у  него какое-то умение, действовать на его чувства, вызывать интерес и  понимание, а не принуждать насильно. Только таким путем можно добиться от него выполнения требований взрослого.

 

2.СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Переход к личностно-ориентированной  педагогике, основанной на признании  само ценности каждого периода детства, выдвижении на первый план воспитание активной, творческой личности ребенка  с учетом индивидуальных темпов развития, вызывает необходимость создания программ нового поколения. Если до реформы образования  все дошкольные учреждения страны работали по единой типовой программе, то в  соответствии с принципом вариативности, провозглашенным в новой концепции  дошкольного образования, открылась  возможность свободного выбора педагогами образовательных программ.

В настоящее время разработано  большое количество программ нового поколения, предназначенных для  образования детей дошкольного  возраста, как комплексных (направленных на всесторонне развитие ребенка), так  и парциальных (направленных на развитие отдельных видов детской деятельности). Несколько иное положение долгое время сохранялось в педагогике раннего возраста, которая в значительно  большей мере, чем дошкольная, и  до сих пор во многом базируется на устаревших принципах учебно-дисциплинарной модели воспитания. В рамках этой модели ребенок выступает в качестве объекта воздействий взрослого, а основной целью воспитания является передача ребенку знаний, умений и  навыков, заданных и жестко ограниченных требованиями и возрастными нормативами  типовой программы.

Одной из причин такого отставания стало  практически полное уничтожение  в 90-х годах прошлого века ясельной системы воспитания. Обеспечение  матерей денежными пособиями  на воспитание детей в домашних условиях, безусловно, имело позитивные следствия; известно, что наиболее благоприятными для полноценного психического развития маленьких детей являются условия  семейного воспитания. И хотя потребность  в яслях оказалась на первый взгляд неактуальной, социально-экономические  изменения в жизни современной  семьи возродили общественную потребность  в них. В детских садах стали  появляться ясельные группы и сразу  же встал вопрос об обновлении содержания образования детей раннего возраста. Действующая ранее «Типовая программа  воспитания и обучения детей от 1 года до 3 лет» во многом устарела и  по своим исходным принципам и  методам не соответствовала современным  представлениям о целях и задачах  образования. Однако отсутствие альтернативных программ вынуждало педагогов работать в рамках устаревшей модели.

Острая потребность в современных  программах для самых маленьких  послужила стимулом для коррекции  ранее обязательной типовой программы  и создания новых программ. В данной главе описываются наиболее известные из них.

Программа воспитания и обучения в  детском саду базируется на «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду», является ее адаптированным вариантом, и в 80—90-е годы была обязательным документом для всех воспитателей и  педагогов дошкольных учреждений России. Программа воспитания и обучения детей раннего возраста является составной частью данной программы по воспитанию, развитию и обучению детей от 1 года до 7 лет. В ней ранний возраст делится на два периода: от 1 года до 2 лет и от 2 до 3 лет. В соответствии с этим в каждом разделе программы в качестве общих задач воспитания детей раннего возраста выступают:

• укрепление здоровья, закаливание, развитие навыков опрятности;

• сенсорное воспитание (зрительное, слуховое осязательное восприятие), развитие представлений об окружающем;

• развитие внимания, памяти, познавательной деятельности;

• развитие речи, потребности в речевом  общении;

• развитие культуры поведения: доброжелательности, сочувствия, отзывчивости по отношению  к людям;

• формирование умения подражать взрослым, выполнять трудовые поручения, заботиться о животных и растениях;

• развитие эстетического восприятия;

• развитие интереса к музыке, подражание пению взрослого, ритмические движения под музыку.

 

Содержание всех разделов программы  жестко приурочено к возрасту детей. Занятия с детьми второго года жизни представлены по полугодиям. Основная направленность их — формирование у детей навыков самообслуживания, послушания, умения выполнять инструкции взрослых, бережного обращения с  игрушками, умения играть рядом с  другими детьми, обучение совместным играм.

Преобладающей формой обучения детей  являются занятия. Рекомендуется проводить  по 2 занятия в день с подгруппами  по 5—6 детей до полутора лет и по 8—12 детей от полутора до трех. Длительность занятий 8—15 минут.

В программе заложены достаточно подробные  и жесткие требования к содержанию занятий по ознакомлению с окружающим, сенсорному развитию, развитию речи, движений, сюжетных и дидактических игр  в соответствии с возрастным этапом жизни детей. Эти требования опираются  на представления авторов о возрастных нормативах развития детей. Так, дети от полутора до двух лет должны уметь  складывать пирамидку из 2—3 колец, различать 4 цвета, к трем годам —  знать 6 цветов, уметь правильно держать  карандаш, кисть, пользоваться ими; уметь  скатывать комок глины прямыми  и круговыми движениями и т.д. Подробно прописаны требования к  развитию речи детей по полугодиям.

В целом программа имеет регламентированное содержание, ориентирует воспитателей и педагогов на формирование у  детей определенных знаний, умений и навыков, является образцом учебно-дисциплинарной модели воспитания и обучения.

Программа «Радуга» первой комплексной  программой воспитания и развития детей  дошкольного возраста. Она подготовлена в целях реализации новой концепции  образования, основанной на принципах  педагогики развития с точки зрения гуманистической педагогики, обеспечения  в группе дошкольного учреждения атмосферы эмоционального комфорта. Авторами разработаны нетрадиционные формы организации жизни детей  в группе, предусматривающие ориентацию на личность ребенка, отказ от жесткой  регламентации деятельности как ребенка, так и воспитателя. Программа включает методические руководства для каждой возрастной группы детского сада.

Ранний возраст охватывает период от 2 до 3 лет. Содержание программы изложено в «Руководстве для воспитателей детских садов, работающих с детьми двух—трех лет» (М., 1991).В программе  дается психологическая характеристика ребенка третьего года жизни, специальное  внимание уделяется проблеме адаптации  ребенка к яслям, предлагаются советы, облегчающие вхождение малыша в  группу сверстников. Сформулированы следующие  задачи работы с детьми:

• охранять и укреплять здоровье детей (соблюдать санитарные нормы и  правила охраны жизни и здоровья детей);

• формировать у детей привычки здорового образа жизни, содействовать  полноценному физическому развитию (организация рационального режима дня, формирование навыков самообслуживания, объяснение детям смысла режимных моментов, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей);

• закладывать основы будущей личности (развивать уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность, самостоятельность; формировать  доброжелательные отношения с воспитателями  и сверстниками;

Информация о работе Особенности детей раннего возраста