Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:57, контрольная работа
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Усвоенной грамматическая форма считается:
а) если она употребляется в разных по значению словах: дай кукл-у, машин-у, ест каш-у;
б) если у произнесенных ребенком слов есть еще другие, по крайней мере две формы слова: это кукл-а, но дай кукл-у, кукл-ы;
в) если имеются случаи образований по аналогии.[2, 45]
Таким образом,
при оценке речи детей,
Динамика речевого
развития при разных формах
недоразвития речи бывает раз
личной. Не исключено, что на
какое-то время дети разных
диагностических групп могут
оказаться с одним и тем
же уровнем языкового развития.
Однако, соизмеряя их общий речевой
уровень с данными «Схемы
Понимание процесса
усвоения структуры родного
Основная задача
Работа по развитию
связной речи ведется по
Данный раздел предусматривает
логопедическую работу с
Дети могут рассказать о себе, о своих товарищах, об интересных эпизодах из соб ственного опыта.
Однако анализ детских высказываний подтверждает, что их речь ещё не соответ ствует возрастной норме. Даже те звуки, которые они умеют правильно произно сить, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко.
Например: «Ева и Сясик игали. Масик бёщиль пальку летьку, щабака щётлить. Щабака бизит воду, то дощаль пальку.» (Лева и Шарик играли. Мальчик бросил палку в речку, собака смотрит. Собака бежит к воде, чтобы достать палку).
Для этих детей характерным является недифференцированное произнесение зву ков (в основном, это свистящие, шипящие, аффикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.
Особенностью
Фонематическое недоразвитие у детей описываемой категории проявляется в ос новном в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся наиболее тонкими акустико-артикуляционными признаками, а иногда захватывает и более широкий звуковой фон. Это задерживает овладение звуковым анализом и синтезом.
Диагностическим показателем
недоразвития речи является
Множество ошибок наблюдается
при передаче
Преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употреб ление слов в речевом контексте. Не зная названий многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена-дом) или действия; они также за меняют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет). [13, c. 83]
В словаре детей
мало обобщающих понятий;
Анализ высказывания детей с общим недоразвитием речи выявляет картину вы раженного аграмматизма. Характерными для подавляющего большинства явля ются ошибки при изменении окончаний существительных по числам и родам («много окнех, яблоком, кроватев»; «перы», «ведры», «крылы», «гнезды» и т.п.); при согласовании числительных с существительными («пять мячев, ягодом», «два руки» и т.п.); прилагательных с существительными в роде и падеже («я рисую краском ручкам»).[7, c. 112]
Часто встречаются
ошибки в употреблении
Вывод по главе
Итак, подводя итог вышеописанному, можно сделать следующие выводы:
1. Общее недоразвитие речи
(ОНР) – системное нарушение
речевой деятельности у детей
с нормальным слухом и
2. Экспрессивная речь
детей с ОНР может служить
средством общения лишь в
3. Дети с ОНР III уровня
речевого развития не могут
спонтанно стать на
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. [15]
Несмотря
на различную природу дефектов, у
детей с ОНР имеются типичные
проявления, указывающие на системное
нарушение речевой
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Отмечается
недостаточная координация
В большинстве
случаев в анамнезе не содержится
данных о грубых нарушениях центральной
нервной системы, что обеспечивает
большую сохранность моторных функций,
психических реакций и
Несмотря
на определенные отклонения от возрастных
нормативов (в особенности в сфере
фонетики), речь детей обеспечивает
ее коммуникативную функцию, а в
ряде случаев является достаточно полноценным
регулятором поведения. У них
более выражены тенденции к спонтанному
развитию, к переносу выработанных
речевых навыков в условия
свободного общения, что позволяет
скомпенсировать речевую
Р.Е. Левиной
(1969) была разработана периодизация
проявлений общего недоразвития речи:
от полного отсутствия речевых средств
общения до развернутых форм связной
речи с элементами фонетико-фонематического
и лексико-грамматического
Выдвинутый
Р.Е. Левиной подход позволил отойти
от описания лишь отдельных проявлений
речевой недостаточности и
Каждый
уровень характеризуется
Индивидуальный
темп продвижения ребенка
Наиболее типичные и стойкие проявления ОНР наблюдаются при алалии, дизартрии и реже - при ринолалии и заикании.
Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи. [17]
Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами обозначая разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения.
Дифференцированное
обозначение предметов и
Дети не используют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. В их речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. "Фраза" состоит из лепетных элементов, которые последовательно воспроизводят обозначаемую ими ситуацию с привлечением поясняющих жестов. Каждое используемое в такой "фразе" слово имеет многообразную соотнесенность и вне конкретной ситуации понято быть не может.
Пассивный словарь детей шире активного. Однако импрессивная сторона речи детей, находящихся на низком уровне речевого развития также ограничена.
Отсутствует
или имеется лишь в зачаточном
состоянии понимание значений грамматических
изменений слова. Если исключить
ситуационно ориентирующие
Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Отмечается нестойкое фонетическое оформление. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. Число дефектных звуков может быть значительно большим, чем правильно произносимых. В произношении имеются противопоставления лишь гласных - согласных, ротовых - носовых, некоторых взрывных - фрикативных. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.
Информация о работе Особенности диагностики развития связной речи у детей с ОНР