Особенности диагностики развития связной речи у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:57, контрольная работа

Краткое описание

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Вложенные файлы: 1 файл

развитие связной речи у детей с ОНР.docx

— 57.48 Кб (Скачать файл)

Задача  выделения отдельных звуков для  ребенка с лепетной речью в мотивационном и познавательном отношении непонятна и невыполнима.

Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность  восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Второй уровень речевого развития. Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.

Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут  ответить на вопросы по картине, связанные  с семьей, знакомыми событиями  окружающей жизни.

Речевая недостаточность отчетливо проявляется  во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов. Словарный запас  значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий.

Отмечаются  ограниченные возможности использования  предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета  предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу.

Отмечаются  грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:

смешение  падежных форм ("едет машину" вместо на машине);

нередкое  употребление существительных в  именительном падеже, а глаголов в  инфинитиве или форме 3-го лица единственного  и множественного числа настоящего времени;

в употреблении числа и рода глаголов, при изменении  существительных по числам ("два  каси" - два карандаша, "де тун" - два стула);

отсутствие  согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.

Много трудностей испытывают дети при пользовании  предложными конструкциями: часто  предлоги опускаются вообще, а существительное  при этом употребляется в исходной форме ("книга идит то" - книга лежит на столе); возможна и замена предлога ("гиб лятет на делевим" - гриб растет под деревом). Союзы и частицы употребляются редко.

Понимание обращенной речи на втором уровне значительно  развивается за счет различения некоторых  грамматических форм (в отличие от первого уровня), дети могут ориентироваться  на морфологические элементы, которые  приобретают для них смыслоразличительное значение.

Это относится  к различению и пониманию форм единственного и множественного числа существительных и глаголов, форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Затруднения остаются при понимании форм числа и  рода прилагательных.

Значения  предлогов различаются только в  хорошо знакомой ситуации. Усвоение грамматических закономерностей в большей степени  относится к тем словам, которые  рано вошли в активную речь детей.

Фонетическая  сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен  и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих ("пат нига" - пять книг; "папутька" - бабушка; "дупа" - рука). Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи.

Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. Нередко при правильном воспроизведении контура слов нарушается звуконаполняемость: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов ("морашки" - ромашки, "куника" - клубника). Многосложные слова редуцируются.

У детей  выявляется недостаточность фонематического  восприятия, их неподготовленность к  овладению звуковым анализом и синтезом.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук с', сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звук с ("сяпоги"), ш ("сюба" вместо шуба), ц ("сяпля" вместо цапля), ч ("сяйник" вместо чайник), щ ("сетка" вместо щетка); замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

Правильно повторяя вслед за логопедом трех-четырехсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов (Дети слепили снеговика. - "Дети сипили новика"). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается  неточное употребление многих лексических  значений. В активном словаре преобладают  существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования, создает трудности в использовании  вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В свободных  высказываниях преобладают простые  распространенные предложения, почти  не употребляются сложные конструкции.

Отмечается  аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Понимание обращенной речи значительно развивается  и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений  значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности  в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные  и пространственные отношения. [15]

Все вышеперечисленное  позволяет подойти к проблеме развития связного монологического  высказывания.

 

 

 

 

 

 

2 Особенности диагностики

 

Исследование  состояния связной речи начиналось с изучения имеющейся на каждого  ребенка медицинской и педагогической документации, дополнительные анамнестические  сведения были получены из бесед с  воспитателями и родителями. Исследование проводилось индивидуальным способом в несколько приемов. Все задания  предлагались последовательно, в разные дни и утренние часы. Динамические наблюдения за состоянием речи осуществлялись в течение всего периода экспериментального исследования.

Были  экспериментально изучены навыки детей  в составлении:

. Пересказа

2. Рассказа по серии сюжетных картин

. Рассказа из личного опыта

. Рассказа на тему (и продолжение по заданному началу).

Индивидуальный  качественный анализ высказываний детей  с ОНР III уровня позволил установить несколько уровней, оцениваемых в баллах, выполнения заданий по каждому из видов рассказывания. Основными критериями оценки стали: степень самостоятельности при составлении рассказа, адекватность поставленной задачи, полнота, связность и последовательность изложения, соответствие грамматическим нормам.

Описание  эксперимента:

Детям предлагались следующие задания:

1. Пересказ русской народной сказки "Репка".

2. Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять пересказ по тексту.

3. Рассказ по серии картин "Находчивый котенок".

4. Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин.

5. Рассказ из личного опыта "Моя любимая игрушка".

6. Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ из личного опыта.

7. Рассказ на тему и продолжению по данному началу.

8. Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по предложенной теме и данному началу.

Система оценки выполнения этих заданий представлена нами в виде схемы в таблице 2.

 

Таблица 2. Схема оценки уровня выполнения заданий

Уровень выполнения задания в баллах.

Вид задания

 

1. Пересказ

2. Рассказ по серии сюжетных  картин

3. Рассказ из личного опыта

4. Рассказ на тему и продолжение  по данному началу

 4 балла (хороший)

 Пересказ составлен самостоя-тельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются раз-нообразные языковые средства в соответствия с текстом произведе-ния. При пересказе соблюдаются грамматические нормы родного языка

 Самостоятельно составлен связный  рассказ, достаточно полно и  адекватно отражающий изображенный  сюжет. Рассказ построен в соответствии  с грамматическими нормами языка  (с учетом возраста детей) *

 Рассказ содержит достаточно  информативные ответы на все  вопросы зада-ния. Все его фрагменты пре-дставляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грам-матических средств соотв-етствует возрасту.

 Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию  предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения. Дается объяснение происходящих  событий. Соблюдается связность  и последовательность изложения.  Творческая задача решена в  создании достаточно развернутого  сюжета и адекватных обра-зов. Языковое оформление, в осно-вном, соответствует граммати-ческим нормам.

3 балла (удовлетворитель-ный)

 Пересказ составлен с некоторой  помощью (побуждения, стимулирующие  вопросы). Полностью передается содержание  текста. Отмечаются отдельные нарушения  связного воспроизведения, отсутствие  художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

 Рассказ составлен с некоторой  помощью (стимулирующие вопросы"  указания на картинку). Достаточно  полно отражено содержание карти-нок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа, изображенному сюжету). Отмечаются неявно выраженные нарушения связн-ости повествования, единичные ошибки в построении фраз.

 Рассказ составлен в соответствии  с вопросным планом задания.  Большая часть фрагментов представляет  связные, достаточно информативные  высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.).

 Рассказ составлен самостоятельно  или с небольшой помощью, в  целом соответствует поставленной  творческой задаче, достаточно информативен  и завершен. Отмечаются неявно  выраженные нарушения связности,  пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла.

 2 балла (низкий)

 Пересказ составлен по наводящим  вопросам. Связность изложения значительно  нарушена. Отмечаются пропуски частей  текста смысловые ошибки. Нарушается  последовательность изложения. Отмечается  бедность и однообразие употребляемых  языковых средств. 

 Рассказ составлен с помощью  наводящих вопросов. Его связность  резко нарушена. Отмечается пропуск  сущ-ественных моментов действия и целых фрагментов, что наруша-ет смысловое соответствие рассказа, изображенному сюже-ту. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.

 Отсутствуют один или два фрагмента  рассказа. Большая его часть пред-ставляет простое перечис-ление предметов и действий (без детализации); отмечает-ся крайняя бедность содержания; резко на-рушена связность повество-вания; грубые лексико-грам-матические недостатки, зат-рудняющие восприятие рас-сказа.

 Рассказ составлен целиком по  наво-дящим вопросам; крайне беден по содержанию, схематичен и продо-лжен в соответствии с заданием, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допус-каются грубые смысловые оши-бки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.

1 балл Задание не выполнено

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 - 13 - высокий  уровень 12 - 9 - средний уровень  8 - 5 - ниже среднего 4 - 0 - низкий уровень

 

 


Информация о работе Особенности диагностики развития связной речи у детей с ОНР