Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:57, контрольная работа
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Задача выделения отдельных звуков для ребенка с лепетной речью в мотивационном и познавательном отношении непонятна и невыполнима.
Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
Второй уровень речевого развития. Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.
Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни.
Речевая
недостаточность отчетливо
Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу.
Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:
смешение падежных форм ("едет машину" вместо на машине);
нередкое употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени;
в употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам ("два каси" - два карандаша, "де тун" - два стула);
отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.
Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, а существительное при этом употребляется в исходной форме ("книга идит то" - книга лежит на столе); возможна и замена предлога ("гиб лятет на делевим" - гриб растет под деревом). Союзы и частицы употребляются редко.
Понимание
обращенной речи на втором уровне значительно
развивается за счет различения некоторых
грамматических форм (в отличие от
первого уровня), дети могут ориентироваться
на морфологические элементы, которые
приобретают для них
Это относится
к различению и пониманию форм
единственного и множественного
числа существительных и
Значения
предлогов различаются только в
хорошо знакомой ситуации. Усвоение грамматических
закономерностей в большей
Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих ("пат нига" - пять книг; "папутька" - бабушка; "дупа" - рука). Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи.
Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. Нередко при правильном воспроизведении контура слов нарушается звуконаполняемость: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов ("морашки" - ромашки, "куника" - клубника). Многосложные слова редуцируются.
У детей
выявляется недостаточность
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук с', сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звук с ("сяпоги"), ш ("сюба" вместо шуба), ц ("сяпля" вместо цапля), ч ("сяйник" вместо чайник), щ ("сетка" вместо щетка); замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.
Правильно повторяя вслед за логопедом трех-четырехсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов (Дети слепили снеговика. - "Дети сипили новика"). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.
На фоне
относительно развернутой речи наблюдается
неточное употребление многих лексических
значений. В активном словаре преобладают
существительные и глаголы. Недостаточно
слов, обозначающих качества, признаки,
состояния предметов и
В свободных
высказываниях преобладают
Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.
Понимание
обращенной речи значительно развивается
и приближается к норме. Отмечается
недостаточное понимание
Все вышеперечисленное позволяет подойти к проблеме развития связного монологического высказывания.
2 Особенности диагностики
Исследование
состояния связной речи начиналось
с изучения имеющейся на каждого
ребенка медицинской и
Были экспериментально изучены навыки детей в составлении:
. Пересказа
2. Рассказа по серии сюжетных картин
. Рассказа из личного опыта
. Рассказа на тему (и продолжение по заданному началу).
Индивидуальный качественный анализ высказываний детей с ОНР III уровня позволил установить несколько уровней, оцениваемых в баллах, выполнения заданий по каждому из видов рассказывания. Основными критериями оценки стали: степень самостоятельности при составлении рассказа, адекватность поставленной задачи, полнота, связность и последовательность изложения, соответствие грамматическим нормам.
Описание эксперимента:
Детям предлагались следующие задания:
1. Пересказ русской народной сказки "Репка".
2. Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять пересказ по тексту.
3. Рассказ по серии картин "Находчивый котенок".
4. Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин.
5. Рассказ из личного опыта "Моя любимая игрушка".
6. Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ из личного опыта.
7. Рассказ на тему и продолжению по данному началу.
8. Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по предложенной теме и данному началу.
Система оценки выполнения этих заданий представлена нами в виде схемы в таблице 2.
Таблица 2. Схема оценки уровня выполнения заданий
Уровень выполнения задания в баллах. |
Вид задания | |||
1. Пересказ |
2. Рассказ по серии сюжетных картин |
3. Рассказ из личного опыта |
4. Рассказ на тему и продолжение по данному началу | |
4 балла (хороший) |
Пересказ составлен самостоя- |
Самостоятельно составлен |
Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы зада-ния. Все его фрагменты пре-дставляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грам-матических средств соотв-етствует возрасту. |
Рассказ составлен |
3 балла (удовлетворитель-ный) |
Пересказ составлен с |
Рассказ составлен с |
Рассказ составлен в |
Рассказ составлен |
2 балла (низкий) |
Пересказ составлен по |
Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск сущ-ественных моментов действия и целых фрагментов, что наруша-ет смысловое соответствие рассказа, изображенному сюже-ту. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. |
Отсутствуют один или два |
Рассказ составлен целиком по наво-дящим вопросам; крайне беден по содержанию, схематичен и продо-лжен в соответствии с заданием, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допус-каются грубые смысловые оши-бки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа. |
1 балл Задание не выполнено |
|
|
|
|
15 - 13 - высокий уровень 12 - 9 - средний уровень 8 - 5 - ниже среднего 4 - 0 - низкий уровень
Информация о работе Особенности диагностики развития связной речи у детей с ОНР