Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 08:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Успешная игровая деятельность детей дошкольного возраста является необходимой для развития отдельных психических процессов и функций, и овладения социальным опытом. Проблема игры стала привлекать внимание ученых в конце 19- начале 20 века. Этот интерес не угас и до настоящего времени. К. Гроссом была сформулирована первая теория игры, которая получила широкое распространение и признание во многих странах в первой половине 20 века.

Содержание

Введение
1. Психолого-педагогические концепции игровой деятельности
2. Развитие игровой деятельности у детей в дошкольном возрасте
Заключение
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 34.70 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИ

Годичные курсы по предшкольной

подготовке

Курсовая работа на тему:

«Особенности  игровой деятельности детей дошкольного  возраста»

Работу выполнила

студентка

Литвинская Н.Э.

Санкт-Петербург

2009г

 

ПЛАН

Введение

1. Психолого-педагогические  концепции игровой деятельности

2. Развитие игровой деятельности  у детей в дошкольном возрасте

 

Введение

игра ребенок дошкольный возраст

Актуальность исследования. В настоящее время игровой  деятельности детей дошкольного  возраста придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни  ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, являясь ведущим  видом их деятельности. Успешная игровая  деятельность детей дошкольного  возраста является необходимой для  развития отдельных психических  процессов и функций, и овладения  социальным опытом.

Проблема игры стала привлекать внимание ученых в конце 19- начале

20 века. Этот интерес не  угас и до настоящего времени.  К. Гроссом была сформулирована  первая теория игры, которая получила  широкое распространение и признание  во многих странах в первой  половине 20 века.

Согласно этой теории игра является явлением, неразрывно связанным  с жизнедеятельностью человека. По словам К.Гросса: «Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, так что мы вполне можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму, что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для этого и дано детство, чтобы мы могли играть» (1.С.67)

В более поздних исследованиях  авторы (П. П. Блонский, Ш. Бюлер, Л.С.Выгодский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтев, С.Л.Рубинштейн, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон и др.) обращают внимание на психологические аспекты игры и ее значение в развитии ребенка (в частности развитие отдельных психических процессов и функций и овладение социальным опытом) (2.С.8).

Система обучения игре детей  строится на признании того, что  игра является самым действенным  средством коррекции психофизического развития детей.

Объектом исследования являются особенности игровой деятельности дошкольников.

Предметом исследования выступает  игра, как средство развития дошкольников.

Целью исследования является выявление влияния игры на развитие дошкольников.

Цель предопределила следующие  задачи:

1.Проанализировать современные  подходы к проблеме игровой  деятельности детей дошкольного  возраста в психолого-педагогической  литературе.

2. Выявить особенности  развития игры на психическое  развитие ребенка.

 

1. «Современные подходы  к проблеме игровой деятельности  детей дошкольного возраста в  психолого-педагогической литературе

Игра - один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление издавна привлекает к  себе внимание не только психологов и  педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов, генетиков, писателей  и т.д.

В работах педагогов и  психологов появились новые данные, подтверждающие, что игра возникает  не самопроизвольно, как продукт  чисто индивидуального творчества, а под влиянием социального окружения, в результате усвоения ребенком социального  опыта и становиться средством  воспитания в условиях целенаправленного  педагогического руководства.

Постепенно расширялся фронт  педагогических исследований детской  игры в целом, а также ее различных  видов: сожетно-ролевой, дидактической, подвижной. Педагоги и психологи обращают внимание на необходимость изучения ребенка в игре для выбора более обоснованных методов формирования игры и детских взаимоотношений в ней (3.С.5).

На ранних ступенях развития человечества, когда уровень производительных сил был еще чрезвычайно низок  и основным способом добывания средств  существования являлась охота, дети очень рано начинали принимать участие  в общем со взрослыми труде. Практически усваивая способы употребления примитивных орудий, дети становились полноправными членами общества (7.С.99).

У каждого народа накоплен и передается из поколения в поколение  огромный запас разнообразных детских  игр, в которых дети, играя и  забавляясь, познают окружающий мир, совершенствуют свои способности, овладевают различными способами человеческой деятельности. Каждое общество различными путями, сознательно или стихийно, влияет на содержание датских игр (через  подбор игрушек, осуждение и одобрения  игр определенного содержания и  т.д.) (7.С.100).

Г.В.Плеханов в работе «Письмо  без адреса», обратился к детским  играм. Он дал толкование происхождения  игры, рассматривал происхождение искусства. Анализ содержания игр детей разных народов (в основном первобытных), дал  ему возможность утверждать, что  в истории человечества игра, как  и искусство возникла после труда  и на его основе. В игре находит  отражение трудовая деятельность людей  «игра-дитя труда, который предшествует ей во времени»,- считал Г. В. Плеханов (6.С.340). В жизни общества труд предшествует игре, и определяет ее содержание. В  играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные  сцены. Сначала было впечатление, произведенное  на дикаря смертью раненого товарища, а потом появилось стремление воспроизвести это впечатление  в пляске.

Таким образом, игра связана  с искусством, она возникла еще  в первобытном обществе вместе с  разными видами искусства. Дикари играли, как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм, приписывали  магическое действие.

В.Г.Плеханов считал, что  игра «…составляет одну из связей соединяющих  различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений из рода в род"(6.С.346). Подражая в  игре деятельности взрослых, дети практически  овладевают не сложными навыками трудовой деятельности родителей и всем тем, что связано в обычаях общества с этим трудом. Ребенок вначале  подражает труду взрослых в игре, и лишь позже начинает принимать  участие в настоящей работе. Плеханов доказывает закономерность такого явления: игра служит средством подготовки к  труду, средством воспитания.

Изучение происхождения  игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра - образное, действенное  отражение жизни; она возникла из труда, и готовит молодое поколение  к труду. В педагогической литературе понимание игры как отражение  действительной жизни впервые было высказано К. Д. Ушинским. Окружающая обстановка имеет сильнейшее влияние  на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и того, который предлагается игрушечной лавкою». Игра - это своеобразная социальная практика ребенка.

Ушинский описывает игры своего времени, причем показывает, что  у детей разных социальных групп  были разные игры. Он доказывает, что  содержание игры влияет на формирование личности ребенка: «Не думайте, что  все это пройдет бесследно  с периодом игры: весьма вероятно, что  из этого завяжутся ассоциации представлений  и вереницы этих ассоциаций, которые  со временем свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека» (4.С.349-440). Эта мысль Ушинского подтверждается данными физиологии и психологии.

Детская игра имеет многовековую историю: «Это могучее воспитательное средство, выработанное самим человечеством  и в котором поэтому выразилась неподдельно истинная потребность  человеческой природы» (5.С.475). Но Ушинский не связывал появление игры, с каким - либо историческим периодом жизни  человечества. К.Д.Ушинский указывал на специфическую особенность игры: «Игра потому и игра, что она  самостоятельна для ребенка…» (5.С.355). Но при этом он считал, что необходимо направлять детские игры, обеспечивая  нравственное содержание детских впечатлений.

Ушинский указал на зависимость  содержания детских игр от социального  окружения. Он предавал большое значение совместным играм, так как в них  завязываются первые общественные отношения. Ушинский считал игру свободной деятельностью  ребенка, отмечал, что ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, когда его заставляют играть.

К. Д. Ушинский указывал на то, что обучение в форме игры может  и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

Теория игры также складывалась под влиянием на нее взглядов Н. К. Крупской и А. С. Макаренко.

Н. К. Крупская в ряде работ  подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка, не однократно высказывала мысль об особом месте  игры в жизни детей дошкольного  возраста: требовала, чтобы жизнь  детей детского сада была наполнена  разнообразными играми и забавами, необходимыми для здоровья детей  и их правильного развития. Она  предавала им особое значение в игре, в деле воспитания коллективических чувств Н. К. Крупская считала, что главное в игре - постановка цели. Также должно быть построение плана игры. Крупская призывала изучать игры разных народов. Считала, что игры детей должны быть интересными, а игры возбуждающие у детей нежелательные чувства, необходимо отводить, как опасные игры.

Эти идеи на практике были развиты  и реализованы А.С.Макаренко. Он считал, что игра - это подготовка к работе, нет резкой разницы между игрой  и трудом. Он вывел различие игры и труда: труд дает материальную базу, игра - нет. А. С. Макаренко наметил  ряд ступеней в развитии игры, а  на каждом этапе - определенные задачи руководства.

Крупская и Макаренко  рассматривали игру, как деятельность, в которой формируются качества личности будущего гражданина и деятеля. Исходя из социальной сущности игры, они  считали необходимым активно  руководить детскими играми.

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и  настоящего. В истории зарубежной и русской педагогической науке  сложилось два направления использования  игры в воспитании ребенка:

-для всестороннего гармонического  развития,

- в узкодидактических целях.

Педагог - демократ. Ян Амос Каменский считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям. Он советовал взрослым внимательно относиться к играм детей, разумно руководить ими, так как игра, средство всестороннего, гармонического развития, условие радостного детства.

Дидактическое направление  наиболее полно было представлено в  педагогике Ф. Фребеля. Его взгляды на игру отражали религиозно - мистические основы педагогической истории. Им разработаны подвижные, дидактические игры, игры «с дарами». Но игры были чужды, непонятны детям, они играли в основном по указанию взрослых.

М. Монтессори также разрабатывала дидактические игры и упражнения с различными материалами.

В английских и американских детских учреждениях используется в основном дидактическое направление  игры по выше указанным теориям.

Значительный вклад в  разработку теории игры внес П. Ф. Лесгафт. Он уделял основное внимание, физическому  воспитанию детей, рассматривая игру как  упражнение, при посредстве, которого ребенок готовиться к жизни. П.Ф. Лесгафт также подчеркивал большое  значение «подражательных» игр (7.С.102).

Взгляды на игру Е.И.Тихеевой для теории игры представляет интерес. Она рассматривает игру как одну из форм организации педагогического  процесса в детском саду и вместе с тем, как одно из важнейших средств  воспитательного воздействия на ребенка. В ее детском саду были игры двух видов:

- свободные игры, стимулированные  окружающей средой (в том числе  и педагогической).

- игры, организованные педагогом, игры с правилами.

Е.И.Тихеева подчеркивала значение роли дидактической игры, ею разработано много игр этого  вида.

Таким образом, теория игровой  деятельности имеет глубокие истоки: на протяжении от глубокой древности  до наших дней, игра заслуживала  и заслуживает внимание выдающихся педагогов, которые вносят свой вклад  в развитие теории игры, раскрывают ее сущность.

Экспериментальные исследования выявили, что игра воздействует на поведение  дошкольника, в ней создаются  оптимальные условия для овладения  ребенком произвольными формами  поведения. Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому  она не сводится к простому копированию  действительности. Ребенок вносит в  нее свои выдумки, фантазии, в ней  переплетаются реальность и вымысел. В игре происходит активная социализация ребенка, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Таким образом, игра выступает как  эффективное средство познания ребенком предметной и социальной действительности. Кроме этого, игра, как совместная деятельность, в которой существуют не только игровые но и реальные отношения, способствует социальному развитию детей.

2. «Игра как средство  психического развития ребенка»

Особая роль в развитии детей принадлежит игре. Организуя  игру в дошкольном учреждении, современный  педагог учитывает специфику  её формирования и общие закономерности развития детей. Советские психологи (Л.С. Выгодский, А. И. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) утверждают, что развитие ребенка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). Каждому Возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психического развития вид деятельности.

При переходе от младенчества к раннему, а от него и к дошкольному  возрасту происходит смена ведущих  видов деятельности. За этот небольшой  период жизни дети овладевают элементарными  формами общения, начинают ориентироваться  в мире окружающих их вещей, осваивают  основные способы действий с разнообразными предметами быта, игрушками, т.е. овладевают предметным видом деятельности. Именно в этот период времени ребенок  приобретает главные человеческие качества: овладевает ходьбой, основами разговорной речи и предметных действий, у него начинает формироваться определенное отношение к окружающему миру. Только ребенок, умеющий общаться с  взрослыми и познающий активно  наиболее значимые особенности предметов, способен перейти к игре. Но игра не механически сменяет предметную деятельность: она постепенно формируется  взрослыми по мере обогащения жизненного опыта детей.

Информация о работе Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста