Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 08:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Успешная игровая деятельность детей дошкольного возраста является необходимой для развития отдельных психических процессов и функций, и овладения социальным опытом. Проблема игры стала привлекать внимание ученых в конце 19- начале 20 века. Этот интерес не угас и до настоящего времени. К. Гроссом была сформулирована первая теория игры, которая получила широкое распространение и признание во многих странах в первой половине 20 века.

Содержание

Введение
1. Психолого-педагогические концепции игровой деятельности
2. Развитие игровой деятельности у детей в дошкольном возрасте
Заключение
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 34.70 Кб (Скачать файл)

По мере становления личности ребенка происходит развитие игры.

Игра, как деятельность появляется на первом году жизни. Новорожденный  ребенок - существо не самостоятельное  и процесс приспособления является длительным. Основой приспособления является развитие анализаторов, для  чего взрослые должны создавать условия:

-общение с взрослыми

- возрастной подбор игрушек.

Ребенок наталкивается на игрушку, и происходит акт хватания. Он осматривает её, ощупывает, удерживает, похлопывает по ней, грызет, перекладывает  из руки в руку - манипулирует предметом. Манипуляция развивается с помощью  взрослых - он должен взять предмет  и показать действие с ним. У детей  эти действия однообразны. На первом году жизни ребенок действует  с предметами по заказу взрослого (например: качает куклу). Он отражает действия с  предметами, увиденными им в жизни (например: «ставит» градусник кукле). Ребенок  воспроизводит действия окружающих его людей (берет ложку и ест). Таким образом, игра развивается  по трем этапам.

1 этап - ребенок передает  схему действия реальных предметов.

2 этап - берет на себя  роль взрослого, но не освобождается  от своей личности. Игра формируется  на основе предметных действий. Главное в игре не роли, а  игровые действия.

В возрасте от двух до трех лет  ребенок часто действует в  игре, как взрослый, отказываясь  подражать работе взрослого. Ребенку  важен не результат, а само действие. Он заменяет предмет другим. Самостоятельно найти сюжет не может. Взрослый должен показать разнообразные действия с  одним предметом. Учит играть, наблюдать  жизнь и труд, общению с взрослым. Жизнь взрослых ребенок начинает воссоздавать в игре, и появляется ролевая игра.

В возрасте с трех лет  до пяти ролевая игра переходит в  сюжетную игру, появляется несколько  действий. Сюжет игр прост (чаще отражение  быта). Толчком к игре является игрушка. Игра начинается с выбора ролей. Дети начинают отражать наблюдаемое - развивается сюжетно-ролевая игра.

В возрасте от пяти до семи лет  тематика игр становится шире. Дети начинают игру с выбора темы. Роли выбираются и распределяются в соответствии с сюжетом. В роли передают не только действие, но и характер лица, отношения. Игра объединяется, планируется. Игра дошкольника - это свободная и  самостоятельная деятельность, возникающая  по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой  эмоциональной насыщенностью.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей по воздействию  на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д.

В «Программе воспитания и  обучения в детском саду» дана классификация игр (основа которой  была заложена П.Ф. Лесгафтом):

Игры

Творческие с правилами

1. сюжетно-ролевые 1. подвижные

2 строительно-конструктивные 2. музыкальные

3. театрализованные 3. дидактические

Различают также игры развлечения  и игры - забавы.

Содержание творческих игр  дети придумывают сами, отражая в  них свои впечатления, понимание  окружающего и отношение к  нему.

Сюжетно-ролевая игра - это  воссоздание действительности жизни  и деятельности взрослых и сверстников.

Вопросами ролевой творческой игры занимались Л. С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, Л. И. Леонтьев, Ф. И. Фрадкина, А. П. Усова, Д. Б. Элькони, Т. Е. Конникова, Д. В. Меджерицкая, Р.М. Римбург, Р. И. Жуковская, А. В. Черсов, Т.А. Маркова, И. Я. Михайленко, Р. А. Ивашкова и другие.

Строительно - конструктивная игра - игра со строительным материалом на конструктивной основе. Вопросами особенности и значения этих игр занимались З.В. Лиштвц, В.Г.Нечаева.

Театрализованная игра - игра, в которой дети в лицах  разыгрывают литературные произведения, сохраняя последовательность эпизодов, а, также используя выразительные  средства, которые способствуют воссозданию  конкретных образов. По характеру эта  игра приближается к театральной  деятельности, и является своеобразной формой драматического искусства. К.С. Станиславский советовал сестрам  учиться у детей, игру которых  всегда отличает вера и правда. Поэт П.Антокольский утверждал, что все дети обладают одаренностью в той или иной области искусства.

Творческая игра ярка и  многогранна. И.М. Сеченов доказал, что  игровые переживания оставляют  глубокий след в создании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют образованию  таких же качеств у ребенка.

Игры с правилами создаются, и вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложности содержания и правил, они предназначаются  для детей разного возраста. Среди этих игр большую группу составляют народные игры, многие из их переходят из поколения в поколение. Русские народные игры были впервые собраны и обработаны Е.А. Покровским.

Вышеуказанное деление игр  с правилами весьма условно: игра воздействует на личность ребенка в  целом, но отнесение игры к тому или  иному виду возможно по её основному  воспитательному воздействию (7.С.130).

Подвижные игры составляют большую группу игр с правилами. Они удовлетворяют потребность  растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Существует классификация  подвижных игр, деление её на виды.

Музыкальные игры осуществляют музыкальное развитие ребенка - чувство  ритма, музыкальный слух и т.д.

Дидактическая игра - Это  обучающая, закрепляющая знания игра. В свою очередь она делится  на виды. Эти игры разрабатывались  многими исследователями: А.П. Усовой, Е. Д. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, З.М. Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, Л.А. Венгером, Е. И. Тихеевой. Психолог А.В. Запорожец указывал, что дидактическая игра должна способствовать общему развитию ребенка, служить формированию его способностей.

Игра это вид деятельности ребенка.

В силу этого ей присущи  черты, характерные для всякой деятельности:

- наличие цели

- наличие мотивов

- средство реализации

- планомерные действия

- результат игры

Существуют следующие  компоненты игры:

1. Игровой замысел - это  то, во что будут играть дети. Он может быть бытовым, трудовым, общественных событий.

2. Сюжет или содержание  игры - та сфера деятельности, которая  воспроизводится ребенком.

3. Роль - отождествление профессии.

4. Правила - они определяют  и регулируют поведение и взаимоотношения  участников игры.

5. Игровые действия. Беря  на себя роль, ребенок воссоздает  и отражает её в результате  игровых действий.

6. Игровая ситуация - это  место игры, где дети будут  играть.

Для обеспечения организованной, интересной и содержательной жизни  детей в детском саду, необходимо использовать в возрастных группах  разнообразные игры.

Внутренний, скрытый характер правил творческих игр предоставляет  ребенку большую свободу в  действиях; его обязательства перед  коллективом играющих менее определенны, чем в играх с готовым содержанием, и готовыми правилами. Это позволяет играющим легко менять сюжет, вводить дополнительные роли и т.д.

Творческие игры вызывают у детей большой интерес, и  оказывают огромное воздействие  на них, но было бы ошибочным использовать только эти игры в организации  жизни детей. Овладение детьми играми с правилами имеет большое  организационное значение. Правила  определяют известные нормы действия, а затем и нормы отношений  детей друг с другом, позволяют  ребенку контролировать себя и играющих с ним. Самостоятельность выполнения правил формируются в процессе целенаправленного  воспитания детей в игре. Играя, ребенок  находится в определенных взаимоотношениях с коллективом детей. Общественное влияние игры, и вызываемые ей чувства  заключены в тех отношениях, которые  в ней складываются.

Педагогика рассматривает  игру, как средство всестороннего  воспитания личности ребенка и как  форму организации жизни детей, средство формирования детского общества. Эти функции игры взаимосвязаны  и взаимообусловлены.

Особая роль игры в воспитании ребенка требует насыщение ею всей жизни в детском саду. В  связи с этим игра введена в  ежедневно повторяющийся распорядок детской жизни. Для игры отводится  время до завтрака и после него, после занятий, на прогулках (дневной  и вечерней), вечером до ухода  детей домой.

Утром целесообразно создавать  условия для игр, не требующих  большой подвижности. Это игры индивидуальные или небольшими группами. По содержанию наиболее желательны игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные и сюжетно-ролевые.

Время на прогулках может  быть использовано для организации  подвижных игр, игр с природным  материалом, строительно- конструктивных игр, не требующих сложного игрового оборудования.

Наиболее полноценные  игры развертываются в вечернее время, поэтому важно создавать условия  для разнообразных игр: творческих, подвижных, дидактических.

Установление в режиме дня специального времени для  игры - важнейшее педагогическое условие  существования игры, как самостоятельной  деятельности и использование её как формы организации детской  жизни и средства воспитания.

Место игры в педагогическом процессе определяется и её взаимосвязью с трудом и обучением.

Обучение.1) Знания, глубокие впечатления, полученные на занятиях, экскурсиях, формируют детские игровые  интересы, находят отражения в  разнообразных играх.

2) В процессе обучающих  занятий используются игровые  методы и приемы обучения.

Труд. 1) Ручной труд непосредственно  связан с игрой.

2) Дошкольниками поддерживается  порядок в игровом уголке.

3) Формирование трудовой  деятельности требует включение  исследования В.И. Лошкова, М.В. Крулехт.

4) Труд организация в  форме игры.

5) В игре отражается  труд взрослых, для детей игра  имеет особое значение. У детей  дошкольного возраста она составляет  основное содержание жизни, выступает,  как ведущая действительность, тесно  переплетаясь с трудом и обучением.

В педагогике игра рассматривается  как важнейшее средство воспитания личности ребенка. В игре ребенок  выступает как субъект деятельности.

Объединяясь в играющие коллективы, дети выступают между собой в  разнообразные отношения, активно  отражают жизнь и деятельность взрослых.

Следовательно, через игру осуществляется социальная обусловленность  психического развития ребенка. ( Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Б. Г, Ананьев, А. П. Усова, С. А. Рубинштейн).

В игре происходит ориентация ребенка в самых общих, самых  фундаментальных смыслах человеческой деятельности (Б. Г. Ананьев). Разнообразные  по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных жизненных  явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых, знаний, умений и навыков, способов действия моральных норм и правил поведения, оценок и суждений. В игре формируется стиль отношения, общения  ребенка со сверстниками и взрослыми, воспитываются чувства и вкусы.

Психолого-педагогические исследования показывают большое влияние игры на формирование мотивационной сферы  личности ребенка. Самое главное  в этом процессе - появление соподчинения мотивов, в котором главенствующее место начинают занимать общественно  значимые (7.С.105-106).

На основе освоения социального  опыта взрослых, осуществляемого  в игре, происходит развитие разнообразных  сил и способностей ребенка: умственных, физических, и эстетических. Далее  эти способности совершенствуются в различных видах деятельности (учебной, трудовой, общении и др.)

Исследования, проведенные  под руководством А. П. Усовой, раскрыли значение игры как средство формирования детского общества, как формы организации  жизни детей. В этом также проявляется  социальная сущность игры. Исследования выявили два вида отношений, в  которые вступают дети в процессе игры: один вид определяется содержанием  игр (в ролевых играх - ролевые  отношения, другой вид - это реальные отношения между детьми, когда  они договариваются об игре, распределяют роли, контролируют выполнение правил и т.д.).

Реальные отношения, сопровождающие игры детей, являются основой организации  детского общества. Это в свою очередь, делает игру формой организации их жизни. В процессе разнообразных  игр развивается самоорганизация  детей, формируются и появляются качества «общественности»: способность  входить в общество играющих, действовать  в нем определенным образом, устанавливать  связи с другими детьми, подчиняться  требованиям детского общества и  т.д.

А. П. Усова отметила наличие  нескольких ступеней в развитии объединении  детей в игре.

Первая ступень - формирование игр «рядом». Она характерна для  игр детей раннего и младшего дошкольного возраста. В этих играх  дети проявляют интерес игре сверстника,

удовлетворение по поводу игры вместе, хотя фактически еще не объединяются. Дети играют под непосредственным воздействием взрослого, который организует их индивидуальное поведение в игре. В этот период дошкольники должны научиться самостоятельно, длительно  и сосредоточенно играть с той  или иной игрушкой, дружелюбно относиться к играющим рядом.

Вторая ступень - первые игровые  объединения детей. Одни из них объединяются на основе чисто механического взаимодействия - по месту игры, по привлекательности  действия. Существование таких игровых  групп кратковременно. Более устойчивы  объединения на основе интереса к  содержанию игры. Играющие группы составляются уже более изобретательно:

одних детей привлекают дидактические  игры, других - подвижные, третьих - творческие и т.д. Задача воспитателя на данной ступени состоит в том, чтобы  формировать у детей разнообразные  устойчивые игровые интересы.

Информация о работе Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста