Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:45, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить наиболее эффективные методы использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе.
Задачи:
- дать понятие о дидактической игре;
- раскрыть особенности использования дидактических игр;
- изучить особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала на уроках математики
- выявить эффективные способы использования дидактических игр при обобщении материала.
Истомина Н.Б. 7предлагает до знакомства младших школьников с понятием «задача» провести специальную работу способствующую приобретению учащимися определенного опыта в соотнесении предметных, текстовых схематических и символических моделей, который они смогут использовать для интерпретации текстовой модели.
Готовность школьников к знакомству
с текстовой задачей
· навыков чтения;
· представлений о смысле действий сложения и вычитания, их взаимосвязи, понятий «увеличить (уменьшить) на а», разностного сравнения;
· основных мыслительных операций: анализ и синтез, сравнение;
· умения описывать предметные ситуации и переводить их на язык схем и математических символов;
· умения чертить, складывать и вычитать отрезки;
· умения переводить текстовые ситуации в различные модели и обратно.
Например, детям предлагается практические задания8
Положите 5 морковок, затем еще 2. Сколько всего морковок вы положили?
Ответ на вопрос (подчеркнем, что данное задание учитель не называет задачей) может быть получен как путем пересчитывания морковок (начиная с первой) так и путем присчитывания: в этом случае 5 рассматривается как количественное число, к которому присчитываются две единицы. Перевод данной ситуации на язык арифметических действий - высокий уровень оперирования числами. Работа по формированию умения переводить реальную ситуацию на язык математических знаков сводится к следующему: учитель акцентирует внимание учащихся на том, что сначала было 5 морковок.
-Каким математическим знаком (цифрой) это можно обозначить? (5.) К ним добавили 2 морковки.
При формировании умения, о котором идет речь, следует идти не только от предметных действий к математическим знакам, но и, наоборот. Например, даны записи: 5+4=9, 5-4=1. Учитель проделывает сначала одни действия: выставляет на наборное полотно 5 предметов, затем убирает 4 и спрашивает: какой записи соответствует то действие, которое он выполнил? Затем предлагает ситуацию, которая соответствует другой записи.
Для формирования математических понятий
можно предлагать и такие практические
задания, которые не связаны с
нахождением числового
-Как сделать так, чтобы в
мешочке остались только
В этой ситуации важнейшее значение
приобретает умение ребенка не только
внимательно слушать
В этой связи прежде чем приступать к знакомству с задачей и обучению решению задач, необходимо сформировать у ребенка целый комплекс умений:
· слушать и понимать тексты различных структур;
· правильно представлять себе и моделировать ситуации, предлагаемые педагогом;
· правильно выбирать действие в соответствии с ситуацией;
· составлять математическое выражение
в соответствии с выбранным действием,
выполнять простые вычисления (как
минимум, отсчитыванием и
Эти умения являются базовыми для подготовки ребенка к обучению решению задач.
Таким образом к введению понятия «задача» можно переходить, выполнив соответствующую подготовительную работу. Каждый методист представляет эту работу по-своему.
Бантова М.А. и Бельтюкова Г.В. считают, что на первый план в подготовке детей к решению текстовых задач выходит создание у учащихся готовность к выбору арифметических действий, а так же изучение с детьми правил нахождения компонентов, формирование умения устанавливать связи между данными и неизвестными, компонентами и результатами арифметических действий и др. Истомина Н.Б. предполагает, что в подготовительной работе должно быть отведено значительное место и развитию основных мыслительных операций, навыков чтения, умения переводить текстовые ситуации в модели и др.
Значительное место в курсе математики начальной школы занимают текстовые задачи. Они составляют 40% материала учебников по математике и на их решение тратится значительная часть учебного времени. И это не случайно, так как обучение решению текстовых задач направлено главным образом, на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности их мышления, а также на развитие познавательных процессов детей.Следовательно, можно утверждать, что, научив детей владеть умением решать текстовые задачи учитель окажет существенное влияние на развитие, обучение и воспитание учащихся, подготовить их мозг к приему более сложной информации в старших классах. Под задачей в начальной школе обычно понимают арифметическую задачу, имеющую житейский или физический смысл, которая решается при помощи четырех арифметических действий. Под термином решение задачи понимают решение как способ или процесс нахождения результата:
– последовательность действий,
входящих в решение;
– способ и умение нахождения
результата.
Текстовые задачи выполняют
важную функцию в начальном
курсе математики – они
под развивающими функциями задач следует понимать те, которые направлены на развитие логического мышления учащихся, на овладение ими приемами умственной деятельности, в том числе формирование умений проводить анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, умозаключения, а также высказывать гипотезы, проверять их, усматривать связь изучаемого материала с окружающей жизнью, проявлять логическую грамотность; под воспитывающими следует понимать функции задач, направленные на формирование познавательного интереса и самостоятельности, навыков учебного труда, нравственных качеств. Проанализируем возможность более полной реализации функций текстовых задач на конкретном примере.
Задача: «Два самолета вылетели с аэродрома в одно и то же время в противоположных направлениях. Через 10 минут после вылета расстояние между ними было 270 км. Первый самолет летел со скоростью 15 км/мин. С какой скоростью летел второй самолет?»
Выполнение чертежа помогает представить движение в противоположных направлениях. В основе решения лежит понимание взаимосвязи между величинами: «скорость, время, расстояние» и умение находить неизвестную величину по двум известным, а также понятие «скорость удаления» и взаимосвязь между величинами: «скорость удаления», «время удаления», «расстояние, на которое самолеты удалились».
В этой задаче обучающие функции характеризуются целями усвоения этих знаний: формирование вышеназванных понятий, закрепление взаимосвязей между понятиями; развивающие функции выступают прежде всего в формировании у учащихся умения построить соответствующую модель, исследовать ситуацию рассматриваемую в задаче ,умение делать предположение, проверку, вывод, вносить корректировку в построенную модель задачи; воспитывающие функции реализуются через формирование у учащихся умения аккуратно выполнять чертеж, развитие самостоятельности и т.д.
Так, в процессе разбора задачи находится и записывается решение.
1) 15 x 10 = 150 (км)
2) 270 – 150 = 120 (км)
3) 120 : 10 = 12 (км/мин) – скорость второго
самолета
Если работа над задачей закончится на этом этапе, то многие из указанных функций текстовых задач останутся нереализованными. Например, не рассматривалась зависимость между величинами:«скорость удаления», «время удаления и расстояние».
После решения данной задачи имеются большие возможности для более полной реализации обучающих и развивающих функций. Поскольку задача допускает два способа решения, имеется возможность сравнить решения, выбрать более рациональный способ. Выполнение этого задания способствует более глубокому осознанию связей между величинами, входящими в задачу, развитию мышления и творческой активности учащихся. Обсуждение поиска путей решения задачи дает возможность лучше усвоить различные приемы ее решения. Затем полезно обратиться к чертежу и установить на основе найденного решения, верно ли выполнен чертеж, определить скорость самолетов в час, расстояние между самолетами через 1 час после вылета и т.п. Выполнение такой работы позволяет детям осознанно усвоить взаимосвязи между величинами, научиться строить соответствующие модели задач, вносить корректировку, сравнивать и делать выводы.
Таким образом, анализ проведенной работы показывает, что текстовая задача несет в себе самые разнообразные функции. Реализация же этих функций во многом зависит как от содержания самой задачи, так и от методических подходов к работе над ней.
Развитие детей – это процесс формирования личности ребенка в среде, обеспечивающей его образование, социализацию и психологическое развитие. Развитие личности происходит только в процессе активной деятельности самой личности. Активность –это такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. Стимулом активизаций ,важным звеном развития, является познавательный интерес к изучаемому материалу, к тому или иному виду деятельности. Я понимаю это следующим образом: если это мне неинтересно, я не проявляю активности и меня трудно активизировать, а значит, новизны результата ждать бессмысленно.
Познавательный интерес, познавательная активность сами по себе возникают нечасто.Они формируются и создаются под влиянием многих факторов и условий. Существенные факторы:
содержание учебного материала;
методы, приемы, средства обучения;
внутренние потребности учащихся;
деятельность школьников;
личность учителя.
Данные факторы могут влиять на процесс активизации познавательной деятельности лишь при наличии определенных условий обучения:
рациональный и разумный режим работы на уроке;
взаимоотношение учителя и ученика.
Следовательно,
развитию личности способствуют целенаправленные
управленческие педагогические воздействия
и организация педагогической среды.
Учитывая возрастные особенности и возможности
детей младшего школьного возраста(эмоциональность,
непроизвольное внимание ,наглядно-действенный
характер мышления и т.д.),широко применяю
игровые технологии, проблемное обучение.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций. Которые выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности.
При работе над темой «Решение задач» можно использовать «Задачи в стихах», для устного счета, математического диктанта, самостоятельной работы. Эти веселые рифмованные задачи вносят в урок оживление, делают его более интересным, разнообразным, развивают воображение и память детей, повышают интерес к знаниям, способствуют улучшению результативности. Задачи в стихах помогают в обучении, способствуют выработке навыков в решении задач. Эти задачи благодаря тому, что втягивают учеников в веселую игру, включают в работу всех детей, пробуждают интерес к математике, стимулируют процесс мышления. В процессе решения этих задач идет обогащение детского словаря, неназойливо решается педагогическая проблема о приобщении детей к нормам поведения.
Приступая к работе над задачей, необходимо учить ребенка читать задачу, понимать смысл прочитанного, пересказывать содержание, подмечать, какие события произошли в задаче: что было, что изменилось, что стало; объяснять, что обозначает каждое число в задаче, в чем суть тех или других математических выражений. При таком методическом подходе дети приобретают первые навыки анализа условия задачи на основе событий происходящих в задаче. Работа по осознанию текста включает и разъяснение некоторых слов и словосочетаний, без правильного понимания которых задача не может быть решена верно.
Например: Задача «Рыбак поймал 42 окуня, лещей на4 меньше. Четвертая часть улова пошла на уху. Сколько рыб он засушил?»
Нацеливание учащихся на разъяснение слов-подсказок помогает раскрыть смысл задачи, и большинство детей самостоятельно справляются с дальнейшей работой над задачей. Особо следует обратить внимание на число, от которого они будут находить долю всего улова.
Далее ребята учатся выделять в задаче условие и его вопрос, правильно ставить вопрос к условию(или составлять по вопросу условие задачи). На этом этапе начинается обучение детей составлению, сочинению, придумыванию задач, что может стать основным методическим приемом в практической работе учителя.
Информация о работе Особенности использования дидактических игр