Особенности использования дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определить наиболее эффективные методы использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе.
Задачи:
- дать понятие о дидактической игре;
- раскрыть особенности использования дидактических игр;
- изучить особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала на уроках математики
- выявить эффективные способы использования дидактических игр при обобщении материала.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 56.04 Кб (Скачать файл)

Путь к осознанному решению задач лежит через составление их детьми. В своей работе я делаю это по картинкам; числовым данным; вопросам дополнению задач недостающими данными или вопросом; решению или ответу; схеме, чертежу, краткой записи; формулам; данным взятым из справочников, таблиц и т.д.

Обучение анализу задачи на этом не заканчивается, а продолжается при иллюстрации задачи рисунками, схемами, чертежами, при записывании краткого условия задачи.

Наиболее трудный учебный элемент в обучении младших школьников математике – обучение поиску решения задач. Для этой сложной интеллектуальной деятельности важно правильно организовать разбор задачи. В методике обычно выделяют два способа поиска решения задач: аналитический (от вопроса к данным) и синтетический (от данных к вопросу). Аналитический способ поиска решения задачи направлен на составление плана решения задачи. Учащиеся получают представление о решении задачи в целом, а не об отдельно выбранных действиях. Синтетический способ более доступен и понятен учащимся, он способствует выработке умения предвидеть, что можно узнать исходя из этих данных и направить мысль в нужном плане.

Какой способ разбора задачи наиболее эффективный трудно выделить. При разборе нет шаблона. При решении некоторых задач целесообразно начинать рассуждение от вопроса, а при решении других – рассуждение от данных к вопросу бывают наиболее эффективным и быстрее приводят к решению задач.

Для некоторых задач использование схем, чертежей помогает обнаружить те скрытые связи между величинами, которые трудно выявить при использовании какого-либо вида разбора. Поиск пути решения и само решение проводятся с опорой на данный чертеж.

При решении задач всю работу, связанную с ее анализом возложить на ученика, а учитель ведет направляющую роль. При этом можно пользоваться памяткой «Как решать задачи»

Большое значение при обучении решению задач имеет рассмотрение различных способов их решения. Поиск различных способов решения – один из эффективных приемов развития мышления учащихся, включение их в творческую деятельность. Поэтому целесообразно предлагать детям отыскивать другие способы решения, сравнивать их и выбирать более рациональный.

Решение задачи может выполняться устно и письменно. В начальных классах решение примерно половины всех задач должно выполняться устно, а при письменном решении использовать различные формы записи: по действиям, по действиям с пояснением, по действиям с вопросами и выражением.

После решения задачи нужна проверка. Проверка решения задачи – дело сложное, но полезное. Она является важным умением осознанного усвоения задачи, играет большую роль в развитии самоконтроля, формирует умение рассуждать,внимательно относиться к анализу задачи, хорошо развивает мышление, активизирует познавательную деятельность.

Способов проверки решения задачи много:

Самый элементарный – прикидка ответа (установление границ искомого числа). Прикидка позволяет заметить неправильность рассуждения, несоответствие между величинами, но для многих задач не применим.

Самый полезный, универсальный – составление и решение обратной задачи. Этот способ проверки развивает мышление, рассуждение, но громоздкий и отнимает много времени.

Самый надежный способ проверки – решение задачи другим способом. Эффективным средством формирования творческой активности и мышления учащихся, дающую возможность более полно реализовать обучающие, развивающие и воспитывающие функции задач, является дополнительная работа над уже решенной задачей.

Разнообразие видов дополнительной работы с уже решенной задачей применяется для активизации познавательной деятельности учащихся, используется на разных этапах обучения решению текстовых задач:

изменение условия задачи;

постановка нового вопроса;

сравнение содержания данной задачи и ее решения с содержанием и решением другой задачи;

анализ выполненного решения;

обоснование правильности решения;

составление задач по аналогии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В начальном курсе математики текстовым  задачам уделяется огромное внимание: практически на каждом уроке школьникам приходится иметь с ними дело. Их можно рассматривать как цель  и как средство обучения, т.к. в процессе решения целесообразно подобранных задач у школьников происходит, как формирование умения решать задачи, так и усвоения содержания начального курса математики.

В ходе работы над темой была рассмотрена  психолого-педагогическая и методическая литература. Проблемой обучения решения    задач в начальных классах занимались такие ученые и методисты, как М.А. Бантова, М.И. Моро, Н.Б.   Истоминой. Также было выявлено, что дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, дидактическая  игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой  обучаемые глубже и ярче постигают  явления окружающей действительности и познают мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Бантова М.А. Методическое пособие  к учебнику «Математика. 1 класс»: Пособие для учителя / М.А. Бантова,  Г.В., Г.В. Бельтюкова, С.В.Степанова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 63 с. - ISBN 5-09-011234-7

2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика  преподавания математики в начальных  классах: Учеб. Пособие для учащихся  школ. отд-ний пед. уч-щ (спец. № 2001)/Под ред. М.А. Бантовой 3-е изд., испр.-М.: Просвещение, 1984.-335 с., ил.

3. Бантова М.А. Методическое пособие  к учебнику «Математика 1 класс»: Пособие для учителя / Бантова  М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. - 2-е изд. - М. : Просвящение, 2002. - 63 с.

4. Белошистая А.В. Обучение решению  задач в начальной школе. Книга  для учителя. - М.: «ТИД «Русское  слово - РС», 2003. - 188 с.

5. Боровик С.С. Курсовые и выпускные  квалификационные работы. Методические  рекомендации. - М., 2001. - 32 с.

6. Демидова Т.Е., Тонких А.П. Теория  и практика решения текстовых  задач: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.

7. Истомина Н.Б. Методика обучения  математике в начальных классах. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997 - 288с., ил.

8. Истомина Н.Б. Методика обучения  математике в начальных классах.  Москва, 1992 - 251с.

9. Истомина Н.Б. Методические рекомендации  к учебнику «Математика. 1 класс». - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1995 -79с.

10. Истомина Н.Б., Нефёдова И.Б. Математика. 2 класс: Учебник для четырёхлетней  начальной школы. - Смоленск, Издательство  «Ассоциация XXI век», 2001. - 176 с.

11. Зайцев В.В. Математика для  младших школьников: Метод пособие  для учителей и родителей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 72 с.: ил.

12. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи  в курсе математики начальных  классов // Начальная школа №5, 2001.

13. Стойлова Л.П. Математика: учебник  для студ. высш. пед. учеб. заведений Л.П.Стойлова. - М.: Издательский центр «Академия» 2007. - 432 с.

14. Стойлова Л.П., Пышкало А.М. Основы  начального курса математики6 Учеб. пособия для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2001 «преподавание в нач. классах общеобразоват. шк.» - М.: Просвещение, 1988. - 320 с.: ил.

15. Фридман Л.Д. Психолого-педагогические  основы обучения математике в  школе. - М.: Просвещение, 1983. - 160с., ил.

16. Фридман Л.М. Сюжетные задачи  по математике. История, теория, методика: учебное пособие для учителей  и студентов педагогических ВУЗов,  колледжей - М: школьная пресса, библиотека журнала «Математика  в школе», №15, 2002.

17. .С.Е.Царева. Виды работ  с задачами на уроке математики. Ж-л «Начальная школа» ¹10, 1990.

 

18 С.Е.Царева. Различные способы решения текстовых задач. Ж-л «Начальная школа» ¹2, 1991.

 

19С.Е.Царева. Обучение решению задач. Ж-л «Начальная школа» ¹11, 1997

 

20С.Е.Царева. Учебная деятельность и умение учиться. Ж-л «Начальная школа» ¹9, 2007.

21. Эрднеев П.М. Теория и методика обучения математике в начальной школе - М: Педагогика, 1988

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.  Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т.  М., 1990

2 Кружецкий В.А.  Психология.  М., 1986  стр.241

3 Кружецкий В.А.  Психология.  М., 1986  стр.242

4 Менджерицкая Д.В.  Воспитателю о детской игре.  М., 1982  стр.114

5 Менджерицкая Д.В.  Воспитателю о детской игре.  М., 1982  стр.125

6 . Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах, с.175

7 Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах, с 135

8 Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах, с. 178

 


Информация о работе Особенности использования дидактических игр