Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:45, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить наиболее эффективные методы использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе.
Задачи:
- дать понятие о дидактической игре;
- раскрыть особенности использования дидактических игр;
- изучить особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала на уроках математики
- выявить эффективные способы использования дидактических игр при обобщении материала.
Путь к осознанному решению задач лежит через составление их детьми. В своей работе я делаю это по картинкам; числовым данным; вопросам дополнению задач недостающими данными или вопросом; решению или ответу; схеме, чертежу, краткой записи; формулам; данным взятым из справочников, таблиц и т.д.
Обучение анализу задачи на этом не заканчивается, а продолжается при иллюстрации задачи рисунками, схемами, чертежами, при записывании краткого условия задачи.
Наиболее трудный учебный элемент в обучении младших школьников математике – обучение поиску решения задач. Для этой сложной интеллектуальной деятельности важно правильно организовать разбор задачи. В методике обычно выделяют два способа поиска решения задач: аналитический (от вопроса к данным) и синтетический (от данных к вопросу). Аналитический способ поиска решения задачи направлен на составление плана решения задачи. Учащиеся получают представление о решении задачи в целом, а не об отдельно выбранных действиях. Синтетический способ более доступен и понятен учащимся, он способствует выработке умения предвидеть, что можно узнать исходя из этих данных и направить мысль в нужном плане.
Какой способ разбора задачи наиболее эффективный трудно выделить. При разборе нет шаблона. При решении некоторых задач целесообразно начинать рассуждение от вопроса, а при решении других – рассуждение от данных к вопросу бывают наиболее эффективным и быстрее приводят к решению задач.
Для некоторых задач использование схем, чертежей помогает обнаружить те скрытые связи между величинами, которые трудно выявить при использовании какого-либо вида разбора. Поиск пути решения и само решение проводятся с опорой на данный чертеж.
При решении задач всю работу, связанную с ее анализом возложить на ученика, а учитель ведет направляющую роль. При этом можно пользоваться памяткой «Как решать задачи»
Большое значение при обучении решению задач имеет рассмотрение различных способов их решения. Поиск различных способов решения – один из эффективных приемов развития мышления учащихся, включение их в творческую деятельность. Поэтому целесообразно предлагать детям отыскивать другие способы решения, сравнивать их и выбирать более рациональный.
Решение задачи может выполняться устно и письменно. В начальных классах решение примерно половины всех задач должно выполняться устно, а при письменном решении использовать различные формы записи: по действиям, по действиям с пояснением, по действиям с вопросами и выражением.
После решения задачи нужна проверка. Проверка решения задачи – дело сложное, но полезное. Она является важным умением осознанного усвоения задачи, играет большую роль в развитии самоконтроля, формирует умение рассуждать,внимательно относиться к анализу задачи, хорошо развивает мышление, активизирует познавательную деятельность.
Способов проверки решения задачи много:
Самый элементарный – прикидка ответа (установление границ искомого числа). Прикидка позволяет заметить неправильность рассуждения, несоответствие между величинами, но для многих задач не применим.
Самый полезный, универсальный – составление и решение обратной задачи. Этот способ проверки развивает мышление, рассуждение, но громоздкий и отнимает много времени.
Самый надежный способ проверки – решение задачи другим способом. Эффективным средством формирования творческой активности и мышления учащихся, дающую возможность более полно реализовать обучающие, развивающие и воспитывающие функции задач, является дополнительная работа над уже решенной задачей.
Разнообразие видов дополнительной работы с уже решенной задачей применяется для активизации познавательной деятельности учащихся, используется на разных этапах обучения решению текстовых задач:
изменение условия задачи;
постановка нового вопроса;
сравнение содержания данной задачи и ее решения с содержанием и решением другой задачи;
анализ выполненного решения;
обоснование правильности решения;
составление задач по аналогии.
Заключение
В начальном курсе математики текстовым задачам уделяется огромное внимание: практически на каждом уроке школьникам приходится иметь с ними дело. Их можно рассматривать как цель и как средство обучения, т.к. в процессе решения целесообразно подобранных задач у школьников происходит, как формирование умения решать задачи, так и усвоения содержания начального курса математики.
В ходе работы над темой была рассмотрена психолого-педагогическая и методическая литература. Проблемой обучения решения задач в начальных классах занимались такие ученые и методисты, как М.А. Бантова, М.И. Моро, Н.Б. Истоминой. Также было выявлено, что дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Список используемой литературы
1.
Бантова М.А. Методическое
2.
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика
преподавания математики в
3.
Бантова М.А. Методическое
4.
Белошистая А.В. Обучение
5.
Боровик С.С. Курсовые и
6. Демидова Т.Е., Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.
7.
Истомина Н.Б. Методика
8.
Истомина Н.Б. Методика
9.
Истомина Н.Б. Методические
10.
Истомина Н.Б., Нефёдова И.Б. Математика.
2 класс: Учебник для
11. Зайцев В.В. Математика для младших школьников: Метод пособие для учителей и родителей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 72 с.: ил.
12.
Левитас Г.Г. Нестандартные
13. Стойлова Л.П. Математика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений Л.П.Стойлова. - М.: Издательский центр «Академия» 2007. - 432 с.
14. Стойлова Л.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики6 Учеб. пособия для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2001 «преподавание в нач. классах общеобразоват. шк.» - М.: Просвещение, 1988. - 320 с.: ил.
15.
Фридман Л.Д. Психолого-
16.
Фридман Л.М. Сюжетные задачи
по математике. История, теория, методика:
учебное пособие для учителей
и студентов педагогических
17. .С.Е.Царева. Виды работ
с задачами на уроке
18 С.Е.Царева. Различные способы решения текстовых задач. Ж-л «Начальная школа» ¹2, 1991.
19С.Е.Царева. Обучение решению задач. Ж-л «Начальная школа» ¹11, 1997
20С.Е.Царева. Учебная деятельность и умение учиться. Ж-л «Начальная школа» ¹9, 2007.
21. Эрднеев П.М. Теория и методика обучения математике в начальной школе - М: Педагогика, 1988
1 Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 1990
2 Кружецкий В.А. Психология. М., 1986 стр.241
3 Кружецкий В.А. Психология. М., 1986 стр.242
4 Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1982 стр.114
5 Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1982 стр.125
6 . Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах, с.175
7 Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах, с 135
8 Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах, с. 178
Информация о работе Особенности использования дидактических игр