Особенности и значение воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 11:19, курсовая работа
Краткое описание
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
Содержание
Введение…………………………………………..……………………………….3 Глава 1. Содержание воспитания сенсорной культуры ребенка в отечественных и зарубежных исследованиях 1.1. Понятие, задачи сенсорного воспитания 1.2. Понятие и сущность сенсорных эталонов 1.3 Особенности и значение воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста 1.4. Игра как основной метод воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста. 1.2 Роль родителей в сенсорном воспитании ребёнка 2. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста с нормальным слухом. 2.1 Развитие сенсорного восприятия в онтогенезе 2.2 Освоение эталонных значений Заключение Список использованных источников
Глава 1. Содержание воспитания
сенсорной культуры ребенка в
отечественных и зарубежных исследованиях
1.1. Понятие, задачи
сенсорного воспитания
1.2. Понятие и
сущность сенсорных эталонов
1.3 Особенности и
значение воспитания сенсорной
культуры детей раннего возраста
1.4. Игра как основной
метод воспитания сенсорной культуры
детей раннего возраста.
1.2 Роль
родителей в сенсорном воспитании
ребёнка
2. Особенности
сенсорного развития детей раннего
возраста с нормальным слухом.
2.1 Развитие
сенсорного восприятия в онтогенезе
2.2 Освоение
эталонных значений
Заключение
Список использованных источников
Приложения
1.
2.
Введение
Сенсорное развитие во все времена
было и остается важным и необходимым
для полноценного воспитания детей. Сенсорное
развитие ребенка - это развитие его восприятия
и формирования представлений о важнейших
свойствах предметов, их форме, цвете,
величине, положении в пространстве, а
также запахе и вкусе. Значение сенсорного
развития в раннем детстве трудно переоценить,
именно этот период наиболее благоприятен
для совершенствования деятельности органов
чувств, накопления представлений об окружающем
мире.
Сенсорное развитие, с одной
стороны, составляет фундамент общего
умственного развития ребенка; с другой
стороны, имеет самостоятельное значение.
Полноценное восприятие необходимо также
и для успешного обучения ребенка в детском
дошкольном учреждении, в школе и для многих
видов трудовой деятельности. От того,
как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает
мир осязательным путем, во многом зависит
его нервно-психическое развитие.
Сенсорное воспитание, направленное
на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности, служит
основой познания мира, первой ступенью
которого является чувственный опыт. Успешность
умственного, физического, эстетического
воспитания в значительной степени зависит
от уровня сенсорного развития детей.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается
наиболее чувствительным к тем или иным
воздействиям. В этой связи каждая возрастная
ступень становится благоприятной для
дальнейшего нервно-психического развития
и всестороннего воспитания дошкольника.
Чем меньше ребенок, тем большее значение
в его жизни имеет чувственный опыт.
Цель исследования
– изучить особенности развития восприятия
сенсорных эталонов в раннем возрасте.
В соответствие с целью,
нами были выделены следующие задачи:
Определить понятие, задачи сенсорного
воспитания
Обозначить роль
и сущность сенсорных эталонов
Охарактеризовать
особенности и значение воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста
Рассмотреть игру в качестве основного метода воспитания сенсорной культуры детей
раннего возраста.
Объект исследования
– сенсорое воспитание детей.
Предмет - особенности
развития восприятия сенсорных эталонов
в раннем возрасте.
Методами исследования выступили изучение
и анализ литературных источников:
В истории дошкольной педагогики известны
различные системы сенсорного воспитания,
разработанные педагогами прошлого (Ф.
Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И.
Тихеева и др.) В отечественной педагогике
систему сенсорного воспитания разрабатывали
А.П. Усова, Н. Сакулина, Н. Ветлугина, А.
Леушина и др. Разработка этой системы
неразрывно связана с созданием теории
восприятия в отечественной психологии
(Л. Выготский, Б. Ананьев, С. Рубинштейн,
А. Леонтьев, А. Запорожец, Л. Венгер и др.).[
]
1 Содержание воспитания
сенсорной культуры ребенка в
отечественных и
зарубежных исследованиях
1.1 Понятие,
задачи сенсорного воспитания
Под сенсорным воспитанием в педагогике
понимается система педагогических воздействий,
направленных на формирование способов
чувственного познания и совершенствования
ощущений и восприятий.
Конкретное определение содержания
и методов сенсорного воспитания в педагогике
зависит от того, как проблема развития
восприятий и ощущений понимается в психологии.
Решающее значение при этом имеют две
проблемы: 1) что в восприятии является
"выученным", приобретенным в результате
опыта, и 2) как происходит это "выучивание".
Содержание и методы сенсорного воспитания
опираются на ряд важнейших положений
о сущности восприятия и его развитии
у детей :
1) ощущения и восприятия
рассматриваются не как рецепторные
процессы, а как рефлекторные. Это
значит, что ощущение и восприятие
носят не пассивный характер зеркального
отражения отдельных качеств предмета
или предмета в целом, а рассматриваются
как особые действия анализаторов, направленные
на обследование предмета, его особенностей.
Само развитие восприятия рассматривается
как длительный путь овладения ребенком
сенсорными действиями;
2) развитие восприятия
у ребенка рассматривается как
процесс усвоения социального сенсорного
опыта, как формирование под влиянием
взрослых новых, ранее не существовавших
сенсорных способностей. Прежде всего,
ребенок осваивается систему перцептивных
(обследовательских) действий, закрепленных
человечеством в качестве способов, обеспечивающих
адекватное познание окружающего, затем
осваивает системы эталонов и научается
ими пользоваться как мерками качества
для своего сенсорного опыта (система
геометрических форм, цветов, величин,
материалов, звуков по высоте; нормы произношения
в речи; система направлений и т.д.).
Цель сенсорного воспитания - формирование
сенсорных способностей у детей.
Задачи сенсорного воспитания:
1) формирование у детей
систему перцептивных действий;
2) формирование у детей
систем сенсорных эталонов - обобщенных
представлений о свойствах, качествах
и отношениях предметов;
3) формирование умений
самостоятельно применять системы
перцептивных действий и системы
эталонов в практической и
познавательной деятельности.
Содержание сенсорного воспитания - круг
свойств и качеств предметов и явлений,
которые должны быть освоены ребенком;
он определяется многообразием как особенностей
окружающего мира, так и видов деятельности.[
]
1.2 Понятие и сущность
сенсорных эталонов
Заключение
1.Раннее детство очень важный
период в развитии ребёнка, период ознакомления
с окружающей действительностью. Необходимо
дать ребёнку возможность получить как
можно более разнообразный и полезный
чувственный опыт.
От уровня сенсорного развития
ребёнка в дальнейшем зависит его умственное
развитие. Эти знания необходимы
в дальнейшем для приобретения определённых
умений знаний жизненного опыта.
Без достаточного развития
восприятия невозможно познать качества
предметов, без способности наблюдать
ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.
Без специальных воспитательных
приёмов сенсорное развитие не будет успешным,
оно будет поверхностным, неполным, а часто
даже неверным.
В раннем детстве наибольшее
значение имеет не объем знаний, который
приобретает ребёнок в том или ином возрасте,
а уровень развития сенсорных и умственных
способностей и уровень развития таких
психических процессов, как внимание,
память, мышление. Поэтому важно развивать
у ребёнка ориентировочно-познавательную
деятельность и умение воспринимать.
Список литературы
1. Аксарина, Н.М. Воспитание
детей раннего возраста / Н. М. Аксарина.
М., Медицина, 1977. – 303 с.
2. Венгер А.А., Выгодская Г.Л.,
Леонгард, «Отбор детей
в специальные дошкоьные учереждения»,
М, Просвещение, 1972 - 142 с.
3. Кузнецова Л.В., Л.И. Переслени,
Л.И. Солнцева и др «Основы специальной
психологии: Учеб. пособие для студ. сред.
пед. учеб. Заведений»; Под ред. Л.В. Кузнецовой.
— М.: Издательский центр «Академия», 2002.
— 480 с.
4. Мусейибова Т. «Генезис отражения
пространства и пространственной ориентации
у детей дошкольного возраста» Дошкольное
воспитание. -1970. - №3, С. 36-41.
5. Мусейибова Т. «Развитие ориентировки
во времени у детей дошкольного возраста//Дошкольное
воспитание» - 1972. -№2. -С. 48-55.
6.. Мухина В.С. Сенсорное
развитие дошкольникаДетская психология:
Учеб.пособие для студ.пед.ин-тов/под ред.
Л.А. Венгер. – 2-е изд. перераб. и доп. –
М.: Просвещение, 1985. с. 213-238
7. Николаева Т.В. «Комплексное
психолого-педагогическое обследование
ребёнка раннего возраста с
нарушенным слухом» М, Экзамен, 2006
- 111 с.
8. Николаева Т.В. «Педагогическое
обследование ребёнка третьего
года жизни с нарушенным слухом» Автореф.
дис. канд. пед. наук. - М; 2001 - 22 с.
9. Печора К.Л., Пантюхина Г.В.,
Голубева Л.Г. «Дети раннего возраста в
дошкольных учреждениях», М, Просвещение,
М, 1986 - 143 с.
10. Пилюгина Э.Г, "Занятия
по сенсорному воспитанию с
детьми раннего возраста", пособие
для воспитателя детского сада,
М., 1983 г.
11.«Психология глухих
детей», под ред. И.М. Соловьёва, Ж.И.
Шиф, Т.В., Н.В. Яшковской, М, Советский спорт»
2006 - 500 с. (переизд.)
12. Репина Т.А. «Восприятие
дошкольниками выразительной стороны
рисунка и ее влияние на отношение к герою
книги» //Вопросы психологии. - 1960. - №5.
- С. 115-124.
13. Усова А.П., Запорожец
А.В. «Педагогика и психология
сенсорного развития и воспитания дошкольника»
— В кн.: Теория и практика сенсорного
воспитания в детском саду. М., 1965, с. 7.
Приложение
1
Конспект занятия
по сенсорике
на тему: «Ведерки для Зайки и Мишки» (
)
Программные задачи: учить детей чередовать предметы
по величине и по форме, накапливать цветовые
впечатления, закреплять элементарные
действия с предметами, формировать эмоциональное
отношение к занятию, воспитывать добрые
чувства
Материал: два ведёрка (большое-красное,
маленькое-зелёное), шары, кубики, круги,
квадраты (большие и маленькие красного
и зелёного цвета), чудесный мешочек, Зайка
и Мишки.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Воспитатель:
Дети, посмотрите, кто к нам пришёл сегодня
в гости – Зайка и Мишка. (Дети здороваются
с ними), Они принесли с собой … ведёрки.
Одно ведёрко маленькое – это Зайки, так
как Зайка сам маленький.
- Какого цвета ведёрко?
(Ответы детей)
Правильно зелёного.
- А другое ведёрко большое
– это Мишки, так как Мишка
сам большой.
- Какого цвета большое
ведро? (Ответы детей)
- Правильно, ведёрко большое
красного цвета. Но почему-то ведёрки
пустые. Сейчас мы спросим у
Зайки и Мишки. (Воспитатель спрашивает
и имитирует ответы детей)
- Дети, оказывается нам
нужно помочь Зайке и Мишке
наполнить ведёрки тем, что лежит в
этом чудесном мешочке. Давайте заглянем
в него.
Воспитатель заглядывает в
мешочек.
- Ой, сколько тут всего
интересного, дети! Сейчас я достану
(Достаёт маленький зелёный шарик)