Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:28, курсовая работа
Целью нашего исследования явилось изучение выразительности речи заикающихся дошкольников, а также усовершенствование методики работы над интонационными характеристиками речи.
Введение……………………………………………………………………….. 3 Определение понятия выразительности речи…………………………………. 5
Отечественные и зарубежные теории понятия
интонационной стороны речи …………………………………………………... 7 Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе…………………………. 13
Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников… 21
Характеристика состояния выразительности речи у заикающихся детей дошкольного возраста. ………………………………………………………… 26
Формирование интонационной стороны речи у заикающихся детей дошкольного возраста………………………………………………………….. 29
Методические рекомендации по развитию выразительности речи у детей, страдающих заиканием………………………………………………………... 32
Заключение…..………………………………………………………………. 37
Список литературы……………………………………………………………
В каждой ИК есть центр –
слог, на котором начинаются изменения
компонентов интонации, значимые для
выражения таких различий, как
вопрос-сообщение-
ИК-1. Интонационный центр – на ударном гласном последнего слова, а перед ним находится предценторовая часть. На ней движение тона ровное, а на гласном центра тон понижается и до конца ИК, в постценторовой части остается в достигнутом положении. Такая ИК характерна для завершённого повествования.
ИК-2. Интонационный центр на ударном гласном первого слова, движение тона ровное или нисходящее, а само словесное ударение усилено. Так оформляются вопросы с вопросительным словом, побудительные предложения со значением сопоставления.
ИК-3. Интонационный центр на том же слове, что и ИК-1, но в данном случае тон резко повышается, что характерно для оформления общего вопроса.
ИК-4. В предцентровой части тон довольно высокий, на гласном центра он понижается, а затем повышается, и высокий уровень держится до конца ИК. Такое оформление свойственно переспросу, побуждению, незаконченному повествованию.
ИК-5. В отличие от других
ИК, эта имеет два центра, на первом
тон повышается, а на гласном второго
центра – понижается. Такое оформление
свойственно для
ИК-6. Интонационный центр характеризуется повышением тона, сохраняющимся до конца конструкции, и такое оформление также придает высказыванию эмоциональную окраску.
ИК-7. На гласном центра тон резко повышается, этот гласный заканчивается смычкой голосовых складок, что придает высказыванию отрицательно-эмоциональное значение.[12,c.137]
Употребление основных интонационных типов в русской спонтанной речи также имеет свои особенности. В спонтанной разговорной речи преобладают интонационные конструкции с более контрастным движением тона, с высокими и резкими подъемами, значительными замедлениями и особенно ускорениями темпа.
Изучение интонации
В случае недостаточной сформированности
интонационной стороны речи у
лиц с речевой патологией могут
наблюдаться трудности
РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
При изучении формирования речи основной акцент делается на вопросы, касающиеся последовательности овладения ребенком системой родного языка, и механизмы, лежащие в основе формирования языковой специфичности. Становление интонационной системы является одним из аспектов овладения звуковой стороной языка.
Интерес широкого круга специалистов к исследованиям формирования интонационной выразительности речи объясняется, с одной стороны, необходимостью пересмотра временных рамок становления интонации в онтогенезе, с другой стороны, значимостью интонации в процессе формирования у детей языковой системы.
Развитие речи в раннем возрасте делится на два периода: подготовительный период (до 1,5 лет) – до оформления самостоятельной речи и период оформления самостоятельной речи (1,5–2 года). В литературе наиболее распространенным является выделение в довербальном (предречевом) периоде нескольких последовательно сменяющих друг друга стадий: крик или плач; гуление; лепет; стадия первых слов.
Исследователи доречевой
и начала речевой стадии развития
ребенка, Винарская Е.Н. и Тонкова-Ямпольская
Р.В., утверждают, что интонационные
модели присутствуют в вокализациях
детей уже на этих стадиях, а усвоение
интонационной системы
В период новорожденности
у ребенка наблюдаются
К концу первого, в начале
второго месяца жизни у ребенка
возникает слуховое сосредоточение
на звуке голоса взрослого. Отмечается,
что шепот вызывает более устойчивое
и длительное сосредоточение, чем
более громкие речевые и
Голосовые реакции в составе
«комплекса оживления» появляются позже,
на третьем месяце жизни. Сначала
ребенок произносит короткие, отрывистые
звуки (гуканье); затем он издает протяжные,
певучие, тихие звуки, не связанные
с беспокойством или
Гуление наступает с появлением
коротких сигналов, генерируемых, как
правило, на выдохе. Звуки, которыми изначально
характеризуется гуление, чаще всего
напоминают гласные или их сочетания
с незначительным количеством звуков,
напоминающих согласные [г], |х]. Сроки
наступления стадии гуления –
второй месяц жизни. С этого момента
звукопродукция как по способу ее
произнесения, так и по длительности,
интенсивности, интонационному контуру
приближается к обычной вокализации.
В возрасте 4–5 месяцев типичной
является генерация протяженных
гласноподобных вокализаций. Они часто
характеризуются мелодичностью, напоминая
песню. Дословесный период является
своего рода подготовительным к собственно
речевой деятельности. Ребенок практикуется
в артикуляции отдельных
Н. X. Швачкин установил, что
ребенок оказывается уже
В первом полугодии ребенок переходит к лепету – следующему шагу в овладении физической стороной устной речи, для которого характерны более устойчивая локализация и артикуляционная стабильность звуков, объединение их в слоги, слогов – в отрезки через их интонационное и ритмическое оформление. [23, c.19]
Лепет характеризуется появлением
в репертуаре систематически повторяющихся
ритмических сочетаний
Тембровые изменения мелодики
ребенок начинает слышать в эмоциональной
речи взрослых, когда он уже операционно
освоил воспроизведение
А.А. Леонтьев отметил в позднем лепете детей словоподобные звуковые комплексы хореического типа. Эти комплексы не несут еще никакого смысла. Но их ритмическая структура как бы предсказывает ритмическую структуру первых детских слов.[11, c. 92]
Первые детские слова представляют собой открытые слоги, состоящие из повторяющихся согласных и гласных. В лепете и псевдословах обнаруживается та же ритмическая повторность одинаковых слогов, которая в дальнейшем сменяется чередованием разнородных слогов.
Экспериментальные исследования показали, что обращения взрослых подразделены на смысловые части, при этом в каждой из них выделяются их ключевые слова. Подражая взрослым в процессе эмоционального общения с ними, ребенок осваивает звуковые комплексы, соответствующие синтагмам взрослых, но не тождественные им, поскольку языковое содержание синтагмы еще недоступно ребенку этого возраста.
Исследователи, занимавшиеся
изучением становления
Активное овладение
Интересны результаты исследования интонации Н.И. Лепской. Она утверждает, что интонация появляется в возрасте 1 года 4 месяцев – 1 года 6 месяцев и в течение полугода остается основой детской коммуникации. Указываются возрастные границы возникновения некоторых типов интонаций. [16, c.148]
По наблюдениям Л.Т. Журба,
Е.М. Мастюковой, в возрасте 2–3 месяцев
дифференцированность эмоций ребенка
проявляется интонационной
И.В. Верестюк рассматривает
становление интонационной
К школьному возрасту при
своевременном развитии речи дети правильно
произносят в слове ударные и
безударные слоги, но выделить их по заданию
взрослого пока не умеют. Интуитивная
способность произносить
Анализ данных свидетельствует,
что к настоящему времени периодизация
основных этапов развития речи осуществлена
достаточно подробно. Что касается
интонации, то в большинстве работ
основное внимание уделяется времени
появления тех или иных ее форм,
но уделяется недостаточно внимания
вопросам точности их исполнения, хотя
очевидно, что и ребенок, и взрослый
допускают при этом ошибки. Степень
усвоения той или иной интонационной
модели, «отрицательный языковой материал»,
о котором говорил Л.В. Щерба, характер
возникающих в разном возрасте ошибок
не могут не вызывать интереса. Даже
у детей младшего и среднего школьного
возраста нередко отмечается неправильное
использование интонационных
Исследования Н.Ю. Вахтиной свидетельствуют о том, что смысл высказываний детей до трех лет часто непонятен взрослым, что обусловлено особенностями синтаксиса и сегментного состава их речи, и это заставляет взрослых чутко прислушиваться именно к интонации для оценки эмоциональной насыщенности. К 3–4 годам в связи с развитием речи ребенка взрослые начинают понимать смысл его высказываний, вырванных из контекста.