Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:28, курсовая работа
Целью нашего исследования явилось изучение выразительности речи заикающихся дошкольников, а также усовершенствование методики работы над интонационными характеристиками речи.
Введение……………………………………………………………………….. 3 Определение понятия выразительности речи…………………………………. 5
Отечественные и зарубежные теории понятия
интонационной стороны речи …………………………………………………... 7 Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе…………………………. 13
Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников… 21
Характеристика состояния выразительности речи у заикающихся детей дошкольного возраста. ………………………………………………………… 26
Формирование интонационной стороны речи у заикающихся детей дошкольного возраста………………………………………………………….. 29
Методические рекомендации по развитию выразительности речи у детей, страдающих заиканием………………………………………………………... 32
Заключение…..………………………………………………………………. 37
Список литературы……………………………………………………………
3. Инсценировки.
Известно, что заикающийся ребенок, входя в определенный образ, может говорить свободно. Эта способность к перевоплощению, присущая всем людям, а детям в особенности, широко используется в логопедической работе с заикающимися дошкольниками.
Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Затем инсценировки включаются в программу праздничного или заключительного концерта, где дети получают возможность выступать в более сложных условиях.
Работая с детьми над инсценировками, логопед не преследует цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать на занятиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. [20, c. 174]
Любые инсценировки должны разворачиваться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить.
В условиях логопедической группы для заикающихся детей инсценировки можно осуществить по следующему плану: подготовка к спектаклю, подбор атрибутов, распределение ролей, ход игры-драматизации.
Подготовительная работа необходима для того, чтобы ознакомить детей с содержанием выбранного для спектакля текста. Логопед передает текст (если он не велик) в лицах. Если же он большой, то только какую-то определенную часть. Дети вслед за логопедом повторяют только слова действующих лиц. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Такая подготовка настраивает детей на творческий лад.
Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить определенные атрибуты. Это могут быть маски персонажей, костюмы, которые дети делают вместе с взрослыми, или некоторые детали к костюму. Все это не просто ручной труд, но и повод для разговора. Во время работы логопед просит каждого ребенка рассказать о том, как он изготовляет ту или иную поделку.
Распределяя роли в игре-драматизации,
логопед должен учитывать, какая
речевая нагрузка возможна для детей
в определенный период логопедической
работы. Важно дать ребенку возможность
выступить наравне с другими
хотя бы с самой маленькой ролью,
чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься
от речевого дефекта, обрести веру в
себя. Не имеет значения, какую роль
исполняет ребенок – робкого
зайца или находчивую Машу. Важно,
что он создает образ с
4. Сюжетно-ролевые игры.
Играя, дети уточняют свои представления о действительности, заново переживают события, о которых слышали или в которых участвовали или были их свидетелями, перевоплощаются. Так, например, куклы становятся их детьми, которых надо воспитывать, лечить, водить в школу. С детской наблюдательностью и непосредственностью, изображая мир взрослых, ребенок копирует их слова, интонацию, жесты. [10, c. 64]
5.Логопедическая ритмика.
Музыкально-двигательные упражнения помогают коррегированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение всегда положительно влияет на его эмоциональное состояние и имеет серьезное значение для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики.
Формы музыкально-ритмических упражнений могут быть разнообразны: отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламация, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танцы и пляски, речевые игры и т.д. На этих занятиях используются в основном игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их.
6.Произнесение скороговорок с разной интонацией.
7.Произнесение приветствий, обращений, имен с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями ( ласково, требовательно, весело и т. п.).
Итак, нами предложено несколько направлений работы с заикающимися дошкольниками по формированию у них выразительности речи. Важно, что все они осуществляются в игровой форме, а игра, как известно, является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.[4, c. 114]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
Выразительность речи взаимосвязана с другими компонентами речи: семантическим, синтаксическим, лексическим и морфологическим.
Для речи заикающихся дошкольников характерны особенности развития выразительности их речи, что выражается в изменении всех интонационных характеристик.
При преодолении заикания работа над выразительностью речи занимает важное место, так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи заикающихся и на их речь в целом.
Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи. Лучше всего это происходит в игровой деятельности детей.
1. Абелева И.Ю., Голубева Л.П., Евгенова А.Я. «В помощь взрослым заикающимся». - М., 1999 г.
2. Абелева И.Ю. « Если ребенок заикается». - М., 1999 г.
3. Андронова Л.З. «Коррекция
интонационной стороны речи
4. Богомолова А.И. «Устранение заикания у детей и подростков». - М., 2007 г.
5. Боскер Р.И. «Из опыта
преодоления заикания у
6. Гринер В.А. «Логопедическая ритмика для дошкольников». - М.,2001 г.
7. Зееман М. «Расстройство речи в детском возрасте ». - М., 2002 г.
8. Когновицкая Т.С. «Преодоление
заикания у школьников с
9. Кузьмин Ю. И., Ильина
Л.Н. «Скорость речи больных
заиканием».//Расстройства
10. Куршев В.А. «Заикание». - М., 2003 г.
11. Левина Р.Е. «Основы теории и практики логопедии». - М., 2008 г.
12. Лохов М.И. «
13. Мещерская Л.Н. «Реабилитация
речи больных логоневрозом с
использованием задержанной
14. Павалаки И.Ф. «Темпо-
15. Панасюк А.Ю. «Влияние
задержек акустического
16. Правдина О.В. «Логопедия». - М., 2003 г.
17. Пружан И.И. «О темпе речи при заикании».// Вопросы физиологии и патологии верхних дыхательных путей. – М., 1996 г.
18. Рахмилевич А.Г., Оганесян
Е.В. «Особенности
19. Селиверстов В.И. «Заикание у детей». - М., 1999 г.
20. Тяпугин Н.П. «Заикание». - М., 2006 г.
21. Хватцев М.Е. «Логопедия». - М., 1999 г.
22. Хватцев М.Е. «Как
предупредить и устранить
23. Швачкин Н.Х. «Развитие
речевых форм у младшего