Особенности мелодико-интонационной стороны речи у детей школьного возраста с заиканием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования явилось изучение выразительности речи заикающихся дошкольников, а также усовершенствование методики работы над интонационными характеристиками речи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3 Определение понятия выразительности речи…………………………………. 5
Отечественные и зарубежные теории понятия
интонационной стороны речи …………………………………………………... 7 Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе…………………………. 13
Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников… 21
Характеристика состояния выразительности речи у заикающихся детей дошкольного возраста. ………………………………………………………… 26
Формирование интонационной стороны речи у заикающихся детей дошкольного возраста………………………………………………………….. 29
Методические рекомендации по развитию выразительности речи у детей, страдающих заиканием………………………………………………………... 32
Заключение…..………………………………………………………………. 37
Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности мелодико(2).docx

— 61.30 Кб (Скачать файл)

3. Инсценировки. 

Известно, что заикающийся  ребенок, входя в определенный образ, может говорить свободно. Эта способность  к перевоплощению, присущая всем людям, а детям в особенности, широко используется в логопедической работе с заикающимися дошкольниками.

Возможность для перевоплощения предоставляется в различных  играх-драматизациях. В этих играх  отрабатывается навык правильной выразительной  речи и уверенного общения в коллективе. Затем инсценировки включаются в  программу праздничного или заключительного  концерта, где дети получают возможность  выступать в более сложных условиях.

Работая с детьми над инсценировками, логопед не преследует цель обучать  их актерскому мастерству. Важно создать  на занятиях ненапряженную, радостную  обстановку, которая будет располагать  детей к творческой игре и свободной  речи. Участие в инсценировках  дает возможность перевоплощаться  в различные образы и побуждает  говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. [20, c. 174]

Любые инсценировки должны разворачиваться в присутствии  зрителей. Это вызывает у детей  определенную ответственность, желание  лучше сыграть свою роль, четко говорить.

В условиях логопедической группы для заикающихся детей  инсценировки можно осуществить  по следующему плану: подготовка к спектаклю, подбор атрибутов, распределение ролей, ход игры-драматизации.

Подготовительная работа необходима для того, чтобы ознакомить детей с содержанием выбранного для спектакля текста. Логопед  передает текст (если он не велик) в  лицах. Если же он большой, то только какую-то определенную часть. Дети вслед за логопедом  повторяют только слова действующих  лиц. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера  присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Такая подготовка настраивает  детей на творческий лад.

Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить определенные атрибуты. Это могут быть маски  персонажей, костюмы, которые дети делают вместе с взрослыми, или некоторые  детали к костюму. Все это не просто ручной труд, но и повод для разговора. Во время работы логопед просит каждого  ребенка рассказать о том, как  он изготовляет ту или иную поделку.

Распределяя роли в игре-драматизации, логопед должен учитывать, какая  речевая нагрузка возможна для детей  в определенный период   логопедической работы. Важно дать ребенку возможность  выступить наравне с другими  хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься  от речевого дефекта, обрести веру в  себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого  зайца или находчивую Машу. Важно, что он создает образ с несвойственными  ему самому чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.

4. Сюжетно-ролевые игры.

Играя, дети уточняют свои представления  о действительности, заново переживают события, о которых слышали или  в которых участвовали или  были их свидетелями, перевоплощаются. Так, например, куклы становятся их детьми, которых надо воспитывать, лечить, водить в школу. С детской наблюдательностью  и непосредственностью, изображая  мир взрослых, ребенок копирует их слова, интонацию, жесты. [10, c. 64]

5.Логопедическая ритмика.

Музыкально-двигательные упражнения помогают коррегированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение всегда положительно влияет на его эмоциональное состояние и имеет серьезное значение для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики.

Формы музыкально-ритмических  упражнений могут быть разнообразны: отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или  просто направления движения в зависимости  от темпа или характера музыки, пение, мелодекламация, рассказывание  стихотворения в сопровождении  соответствующих движений, танцы  и пляски, речевые игры и т.д. На этих занятиях используются в основном игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их.

6.Произнесение скороговорок  с разной интонацией.

7.Произнесение приветствий, обращений, имен с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями ( ласково, требовательно, весело и т. п.).

Итак, нами предложено несколько  направлений работы с заикающимися дошкольниками по формированию у  них выразительности речи. Важно, что все они осуществляются в  игровой форме, а игра, как известно, является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.[4, c. 114]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Роль выразительности  речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как  целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.

Выразительность речи взаимосвязана  с другими компонентами речи: семантическим, синтаксическим, лексическим и морфологическим.

Для речи заикающихся дошкольников характерны особенности развития выразительности  их речи, что выражается в изменении  всех интонационных характеристик.

При преодолении заикания работа над выразительностью речи занимает важное место, так как является связующим  звеном в единой системе речевой  деятельности. Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи заикающихся и на их речь в целом.

Именно дошкольный возраст  является наиболее благоприятным для  решения коррекционных задач, для  овладения интонационными характеристиками речи. Лучше всего это происходит в игровой деятельности детей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Абелева И.Ю., Голубева  Л.П., Евгенова А.Я. «В помощь  взрослым заикающимся». - М., 1999 г.   

2. Абелева И.Ю. « Если ребенок заикается». - М., 1999 г.   

3. Андронова Л.З. «Коррекция  интонационной стороны речи заикающихся». // Дефектология –2008 г.,

4. Богомолова А.И. «Устранение  заикания у детей и подростков». - М., 2007 г. 

5. Боскер Р.И. «Из опыта  преодоления заикания у подростков» // Дефектология –2003 г.

6. Гринер В.А. «Логопедическая  ритмика для дошкольников». - М.,2001 г.  

7. Зееман   М. «Расстройство    речи  в  детском возрасте ». - М., 2002 г. 

8. Когновицкая Т.С. «Преодоление  заикания у школьников с учетом  мелодики и темпа их речи».  Автореф. дисс. на соиск.уч. степ.канд. пед. наук.- Л., 2000 г.

9. Кузьмин Ю. И., Ильина  Л.Н. «Скорость речи больных  заиканием».//Расстройства речи, клинические  проявления и методы коррекции: Сб. науч. тр. – М., 2004 г.   

10. Куршев В.А. «Заикание». - М., 2003 г. 

11. Левина Р.Е. «Основы  теории и практики логопедии».  - М.,    2008 г.

12. Лохов М.И. «Психофизиологические  механизмы коррекции речи при заикании». - М., 2004 г.  

13. Мещерская Л.Н. «Реабилитация  речи больных логоневрозом  с  использованием задержанной акустической  обратной связи  в    сочетании   с  белым шумом: Методические рекомендации». - М., 2002 г.

14. Павалаки И.Ф. «Темпо-ритмическая  организация движений и речи  заикающихся дошкольников». - М., 2006 г.

15. Панасюк А.Ю. «Влияние  задержек акустического сигнала  на мелодические характеристики  и темп речи больных с заиканием»//Современные  проблемы физиологии и патологии голоса и речи.    –М.,  1999 г.

16. Правдина О.В. «Логопедия». - М., 2003 г.

17. Пружан И.И. «О темпе  речи при заикании».// Вопросы  физиологии и патологии верхних дыхательных путей. – М., 1996 г.

18. Рахмилевич А.Г., Оганесян  Е.В. «Особенности интонационной  стороны речи и функционального  состояния внутренних мышц гортани  при фонации у заикающихся».//Дефектология. – 2007 г., №6. 

19. Селиверстов В.И. «Заикание у детей». - М., 1999 г.

20. Тяпугин Н.П. «Заикание». - М., 2006 г.

21. Хватцев М.Е. «Логопедия». - М., 1999 г.

22. Хватцев М.Е. «Как  предупредить и устранить недостатки  голоса и речи у детей». - М., 2002 г.

23. Швачкин Н.Х. «Развитие  речевых форм у младшего дошкольника».//Вопросы  психологии ребенка дошкольного  возраста. – Сб. ст./Под.ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. – М., 2005 г.


Информация о работе Особенности мелодико-интонационной стороны речи у детей школьного возраста с заиканием