Примером такой системы может
служить широко апробированная в практике
и получившая в 2001-ом году премию Президента
РФ система воспитания этической культуры
школьников, разработанная в Государственном
НИИ семьи и воспитания.
Данная воспитательная система
включает три логически взаимосвязанных
компонента: [5, c. 128]
- этический курс занятий
с детьми с 1-го по 11-ый класс
как специализированный воспитательный
предмет этической направленности,
учитывающий возрастные изменения
учащихся, построенный по принципу
диалогического взаимодействия
с ними.
Занятия в соответствии с возрастными
особенностями учеников строятся по сюжетному
рисунку, ориентированы на психолого-педагогический
уровень воспитательной палитры и творческое
личностное осмысление учеником нравственных
проблем человеческой жизни. Это достигается
путём создания многообразной сферы включения
школьников в практику нравственной жизни
человека, приёмов стимулирования усилий
личности в моральном самоопределении
и самовоспитании через активизацию её
природных, интеллектуальных и эмоциональных
ресурсов, организацию тонкой рефлексивной
работы.
Сюжетный рисунок этического
занятия предполагает логически выстроенную
канву диалогического взаимодействия
педагога и детей, совместного размышления,
поиска ответа или решения, в процессе
которого рождаются оценочные суждения,
побуждающие школьника к нравственно
ценным ориентирам и стимулирующие их.
Превалирует направленность на стимулирование
этических суждений детей, акцент которых
базируется не столько на усвоении знаний,
сколько на актуализации творческого
потенциала мышления, самостоятельного,
обоснованного рассуждения, что ведёт
к личностному поиску школьниками истины,
а не к усвоению лишь готового знания,
а педагога ориентирует на раскрытие ресурсов
творческого воображения учеников.
- «повседневная методика
этического заряда», действующая
в системе свободного общения
детей на перемене и в послеурочное
время. Она предполагает сочетание
этической установки на доброжелательность
и уважение во взаимоотношениях
со сверстниками с методически
инструментированными формами предупреждения
конфликтных ситуаций и достойного
выхода из них;
Методика ориентирована на
позитивные аспекты в организации доброжелательного
климата взаимоотношений учащихся, оптимистический
прогноз их поведения через психологическую
установку на уважение к окружающим и
друг другу, на эмоциональное тепло и взаимопонимание,
при котором никто не будет обижен и обделён
вниманием. Методические приёмы направлены
на совместный поиск путей предотвращения
конфликтов и определения достойных способов
выхода из создавшихся конфликтных ситуаций.
Отрабатывается и психологическая канва
поведения педагога, который терпеливо
учит школьников находить корректные
способы реагирования на недостойное
поведение других, настойчиво культивирует
умение детей простить, проявить снисходительность
и благородство.
- общеколлективная внеурочная
деятельность с этической направленностью,
специально ориентированная на
включение всех учащихся в
этический диалог, общение, взаимодействие.
Композиционно она построена
как театрализованное представление-диалог
и осуществляется в форме «школы
вежливости» в начальных классах,
«этических диалогов о главном»
– в подростковых, «вечеров этических
раздумий» – в старших возрастных
группах.
Главное здесь – организация
разностороннего общения, взаимодействия,
взаимовлияния детей, в основе которого
педагогом определена нравственная перспектива,
предусмотрена возможность ситуации успеха
каждому, созданы условия для этической
рефлексии.
Каждый из компонентов системы,
имея свою функцию, специфическое содержание
и методическую особенность, осуществляет
определённую часть нравственно-этического
воспитания как непрерывного процесса
соотнесения знаний, чувств, поведения
школьников с ценностными основаниями
жизнедеятельности людей, выработанными
и отобранными вековым человеческим опытом,
что способствует постижению значимых
смыслов в цели и образе жизни формирующейся
личности. Этическое в данном процессе
выступает мировоззренческим основанием
жизнеосмысления, а нравственное – критерием
отношений с людьми и окружающим миром.
Жизнедействие системы, её педагогическая
сущность – в содержательной основе и
методическом обеспечении моделирования
непрерывного этического воспитания учащихся
в современной школе. Она базируется на
смыслозначимых ценностях человеческой
жизни и жизни общества. [6, c. 121]
Начало логической канве непрерывности
нравственно-этического воспитания школьников
возложено на специализированный воспитательный
предмет этики, несущий в диалогическом
взаимодействии с учащимися познавательную
основу моральных норм и жизненно значимых
ценностей, которые с помощью разнообразных
методик осмысливаются учениками, эмоционально
проживаются ими и в процессе усвоения
через метод нравственного выбора действенно
влияют на формирующийся опыт нравственно
ориентированных отношений к окружающему
миру и людям.
Закрепляется данная направленность
нравственного становления личности в
последовательном процессе включения
учеников в опыт этически значимого поведения
в различных видах внеклассной и внеурочной
деятельности, применения специальных
методик гуманизации взаимодействия и
отношений детей в межурочном пространстве,
т.е. на переменах. [7, c. 119]
При такой стратегической линии
непрерывности нравственно направленного
педагогического действия и его воспитательной
функции сможет формироваться и укрепляться
приоритет нравственности в школьной
среде и жизнедеятельности учеников.
Процесс непрерывности воспитания
основан на дифференцированно и последовательно
выстроенной, логически обоснованной
канве поэтапного включения учащихся
в соответствии с их возрастным взрослением
в стержневые категории этики, осмысливаемые
и осваиваемые ими во взаимодействии и
взаимосвязи просвещения с богатой палитрой
разнообразных, эмоционально-чувственных,
деятельностных, игровых, экспериментальных,
творческих средств введения школьника
в процесс освоения этических смыслов
в собственном образе жизни.
1.3 Психолого-педагогические
принципы организации процесса нравственного
воспитания школьников в образовательном
учреждении
Нравственное воспитание как
педагогическое явление направлено на
развитие и укрепление механизмов, организующих
и регулирующих нравственную жизнь школьников,
их жизнедеятельность. Процесс нравственного
воспитания учащихся в образовательном
учреждении предполагает овладение личностью
необходимой суммой этических знаний,
их осмысление через эмоционально-образное
представление и практическое опробование
норм морального поведения, что влияет
на развитие культуры нравственно ориентированного
мышления и поведения воспитанников.
Сам процесс нравственного
развития школьников следует рассматривать
как постепенное достижение гармонии
и психолого-педагогического единства
развивающего действия эмоционально-чувственной
и интеллектуально-рациональной сфер
личности, обеспечивающего накопление,
осознание и развитие школьником эмоционально
пережитых и личностно принятых этических
норм поведения. Логика данного процесса
предполагает направленность на совершенствование
и реализацию всей совокупности моральных
ориентиров и ценностно значимых смыслов
жизнедеятельности человека в образе
жизни школьников. [8, c. 132]
Всё это требует чёткого вычленения
психолого-педагогических принципов организации
процесса нравственного воспитания школьников,
которые базируются на двухмерной позиции
ученика, выступающего в роли объекта
воспитания и субъекта организуемого
воспитательного процесса. И это очень
важно, поскольку действенность организуемого
процесса зависит от характера взаимодействия
этих позиций, в котором необходимо обеспечить
развивающее нравственные основания ребёнка
движение от позиции объекта к всё более
выраженной и осознаваемой самим учеником
позиции субъекта.
В соответствии с этим важнейшим
психолого-педагогическим принципом организации
процесса нравственного воспитания является
его последовательная поэтапность. Внутри
каждого этапа также заложены в соответствии
со стоящими задачами и обеспечивающие
их принципы и методические подходы. [9,
c. 201]
На первом этапе, когда субъектность
ученика сравнительно невелика, педагог
стремится вызвать его интерес к нравственному
знанию, способствовать развитию моральных
устремлений и потребностей личности.
Достигает он этого с помощью широкого
спектра насыщения школьников нравственными
знаниями, эмоционально и деятельностно
окрашенными формами их включения в игру,
упражнение, размышление, диалогическое
взаимодействие, практические формы деятельности
с учётом возрастных особенностей детей,
их уровня воспитанности.
На втором этапе, когда наблюдается
расширение сферы субъектного начала
личности школьника, необходимо эмоционально-образное
сосредоточение учеников на нравственно
ценных ориентирах их жизнедеятельности
через накопление эмоциональных реакций,
проявлений, действий, утверждающих нравственное
начало личности. Усиление эмоционального
начала в реакциях на других людей психологи
связывают с культивированием гуманности.
Этому способствует разбуженная эмоциональная
сфера ученика, которая включает его в
позитивную канву построения своих контактов
и отношений с окружающими. При этом нравственное
чувство и нравственное сознание как опосредствующие
духовные звенья во взаимодействии и общении
школьников приведут к конкретизации
и обоснованию собственной нравственной
позиции ученика как на этических занятиях,
так и в повседневной жизнедеятельности.
[10, c. 96]
На третьем этапе на основе
концентрации развившихся моральных представлений
и чувств, формирующегося нравственного
опыта поведения на максимально используемых
педагогом и стимулирующих внутренние
усилия школьников ситуациях нравственного
выбора субъектная позиция ученика актуализируется.
Нравственный выбор и связанные с ним
приоритеты направлены на становление
жизненно важных смыслов, поскольку учащимся
важно выработать своё субъектное их основание.
Происходит как бы саморазвёртывание
нравственных свойств личности, формируются
и развиваются движущие силы её субъектного
начала.
Четвёртый этап, направленный
на создание педагогических условий для
нравственной рефлексии, ведущей к самоопределению
школьников, самооценки через актуализацию
нравственного потенциала личности, утверждения
через оценку других положительного начала
личности каждого, характерен развитием
нравственного отношения к самому себе,
уважения к своим человеческим достоинствам,
осознания себя равным другим и рождением
ответственности за последствия своего
поступка, поведения.
На этом этапе следование нравственным
принципам и нормам поведения обусловлено
внутренним принятием их личностью. Данные
нормы становятся устойчивым требованием
школьников к себе, убеждением.
Заключение
В заключение отметим то, что
на уроках в постоянном общении с учителем
и сверстниками формируется нравственность
ребенка, обогащается его жизненный опыт.
Переживания младших школьников, их радости
и огорчения связаны с учебой. На уроке
взаимодействуют все основные элементы
воспитательного процесса: цель, содержание,
средства, методы, организация. Воспитывает
весь процесс обучения на уроке, а не так
называемые воспитательные моменты.
В процессе обучения происходит
систематическое приобщение к нравственным
знаниям.
Знания школьников о нравственных
нормах, полученные на уроках, собственные
жизненные наблюдения нередко бывают
разрозненными и неполными. Поэтому требуется
специальная работа, связанная с обобщением
полученных знаний. Формы работы разные:
например, в начальных классах это может
быть рассказ учителя, этическая беседа.
Формирование нравственного
опыта школьников не может быть ограничено
только их учебной деятельностью, утверждает
С.Е. Кантарбаев. Становление и развитие
личности предполагает ее активное участие
в общественно-полезном труде. Посильный
труд ребят вливается в труд страны. В
посильном труде на благо Родины воспитывается
отношение к труду как важнейшей жизненной
необходимости, потребность трудиться
на благо общества, уважение к людям труда,
бережное отношение к народному достоянию.
Формирование нравственной
самостоятельности осуществляется на
всех ступенях обучения.
Воспитательный процесс строится
таким образом, что в нем предусматриваются
ситуации, в которых школьник ставится
перед необходимостью самостоятельного
нравственного выбора. Моральные ситуации
для школьников всех возрастов ни в коем
случае не должны быть представлены или
выглядеть как обучающие, или контролирующие,
иначе их воспитательное значение может
быть сведено на нет.
Результат нравственного воспитания
проявляется в отношениях школьников
к своим обязанностям, к самой деятельности,
к другим людям.
На уроке постоянно возникают
определенные деловые и нравственные
отношения между учащимися. Сообща решая
общие познавательные задачи, поставленные
перед классом, учащиеся общаются между
собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет
ряд требований, касающихся деятельности
учащихся на уроке: не мешать остальным,
внимательно слушать друг друга, участвовать
в общей работе – и оценивает умение учеников
в этом плане. Совместная работа школьников
на уроке рождает между ними отношения,
характеризующиеся многими признаками,
которые свойственны отношениям в любой
коллективной работе. Отношение каждого
участника к своему делу как к общему,
умение согласованно действовать вместе
с другими для достижения общей цели, взаимная
поддержка и в то же время требовательность
друг к другу, умение критически относиться
к себе, расценивать свой личный успех
или неудачу с позиции сведения структуры
учебной деятельности. Для того, чтобы
эти возможности урока реализовать практически,
учителю необходимо создавать в течение
урока ситуации, в которых у учеников была
бы возможность общения между собой.