Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 10:09, доклад
Цель организации внеурочной деятельности МОУ СОШ №2 в соответствии с ФГОС НОО - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
1. Введение
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Цель организации внеурочной деятельности МОУ СОШ №2 в соответствии с ФГОС НОО - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов:
· приобретение учащимися социального опыта;
· формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
· приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
личностные результаты -- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности. |
метапредметные результаты -- освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные) |
|
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:
· обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
· оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
· улучшить условия для развития ребенка;
· учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
2.1 Модель организации внеурочной деятельности в МОУ СОШ №2.
2.1.1 Опыт работы учреждения в режиме полного дня
В рамках реализации областной программы "Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 г.г." (направление "Внедрение организационно-педагогических моделей и программ работы школ полного дня") в МОУ СОШ №2 успешно проведен эксперимент по внедрению режима полного дня. За шесть лет эксперимента на базе школы был создан новый тип образовательного учреждения, где обеспечиваются все условия для всестороннего развития личности и индивидуализации процесса обучения; развита внеурочная деятельность, организована система дополнительного образования, действует самоуправление учащихся, ведется работа по здоровьесбережению, при этом взаимосвязь школы с семьей, внешкольными учреждениями, с социумом усилилась.
Младший школьный возраст - период, наиболее благоприятный в становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающим миром, осваивает новые социальные роли, начинает интересоваться общественными явлениями, разбираться в мотивах поведения, нравственных оценках и задумываться над своим "Я". В связи с этим режим школы полного дня оптимально подходит для создания среды, развивающей младших школьников.
Педагогическому коллективу школы удалось добиться высоких результатов в организации режима полного дня, среди основных отмечены следующие:
§ оптимизация процесса развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования (в том числе работа на базе образовательного учреждения музыкальной школы, секций спортивной школы, кружков станции юного техника, домов детского и юношеского творчества);
§ снижение учебной нагрузки школьников за счет создания единого нелинейного расписания на первую и вторую половину дня;
§ объединение в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов;
§ поляризация образовательной среды с выделением разноакцентированных пространств, чередование видов деятельности и смена помещений (кабинеты, мастерские, библиотека, читальный зал, компьютерный класс, игровые комнаты, зал хореографии, актовые залы, пространства для общения, для игр и спокойной работы);
§ обеспечение условий для ранней профилизации;
§ создание условий для 3-х разового горячего питания и дневного сна;
§ медико-психологическое сопровождение учащихся.
Анализ результатов работы в режиме полного дня показал, что данная модель для организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов в МОУ СОШ №2 наиболее приемлема.
2.1.2 Занятия внеурочной деятельности в системе воспитательной работы школы
Система воспитательной работы школы (с 1-го по 11-й кл.) выстроена в соответствии со следующими направлениями:
1). Спортивно-оздоровительное:
• Работа спортивных секций по мини-футболу, волейболу, баскетболу, теннису, кунг-фу, каратэ, тхэвондо.
• Организация экскурсий, Дней здоровья, подвижных игр, "Весёлых стартов", внутришкольных спортивных соревнований.
• Проведение бесед по охране здоровья.
• Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
• Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
• Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
• Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.
2). Художественно-эстетическое:
• Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
• Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
• Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, области.
3). Научно-познавательное:
• Предметные недели;
• Библиотечные уроки;
• Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
4). Гражданско-патриотическое:
• Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества.
• Выставки рисунков.
• Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, серпуховичей.
• Тематические классные часы.
• Подготовка к участию в военно- спортивной игре "Зарница".
• Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.
5). Общественно-полезное:
• Проведение субботников.
• Работа на пришкольном участке.
• Разведение комнатных цветов.
• Акция "Посади дерево".
6). Проектная деятельность:
• Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.
• Разработка проектов к урокам.
Интеграция занятий внеурочной деятельности
в систему воспитательной работы школы (занятия в/д
№ п/п |
Направления деятельности |
Формы деятельности, название программ внеурочных занятий. |
Охват учащихся |
|
1 |
Игровая |
КВН, "Своя игра", "Поле чудес" и т.д. ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ, ИГРОТЕКА. |
1-4 классы |
|
2. |
Художественное творчество |
Конкурсы рисунков, выставки. ИЗОСТУДИЯ, "МАЛЕНЬКИЙ МАСТЕР", "МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА". |
1-4 классы |
|
3. |
Спортивно-оздоровительная |
Спортивные секции, спартакиады, дни здоровья, беседы и мероприятия о здоровом образе жизни и др. "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ МИРА", "РАСТИ ЗДОРОВЫМ", "РИТМИКА", "ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ". |
1-4 классы |
|
4. |
Досугово - развлекательная деятельность |
Праздники, конкурсы, викторины, фестивали. |
1-4 классы |
|
5. |
Трудовая деятельность |
Трудовые десанты, сбор макулатуры, субботники. |
1-4 классы |
|
6 |
Познавательная деятельность |
Олимпиады, конференции, предметные недели, курс "Эрудит". "ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ" |
1-4 классы |
|
7 |
Духовно-нравственное |
Классные часы. "НАШ ДОМ И МЫ В НЕМ". |
1-4 классы |
|
Внедрение программ внеурочной деятельности значительно обогатило систему воспитательной работы школы. Финансирование внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО дает возможность внедрить новые программы и привлечь к проведению внеурочных занятий не только учителей начальных классов, но и учителей-предметников.
Модель организации внеурочной деятельности в МОУ СОШ №2 г.Серпухова: |
||
смешанные группы дополнительного образования (количество) |
1 |
|
группа дополнительного образования - класс в режиме полного дня (количество) |
4 |
|
Способы организации внеурочной деятельности |
||
для параллели (% охвата учащихся смешанные группы дополнительного образования) |
11% |
|
для каждого класса (% охвата учащихся , группа дополнительного образования - класс) |
100% |
|
Проводят внеурочные занятия (% от количества организованных групп дополнительного образования): |
||
учителя-предметники % |
25% |
|
специалисты дополнительного образования % |
7% |
|
учителя начальных классов % |
75% |
|
воспитатели ГПД % |
14% |
|
Направления внеурочной деятельности (% охвата учащихся) |
||
спортивно-оздоровительное |
100% |
|
общеинтеллектуальное |
100% |
|
общекультурное |
100% |
|
социальное |
100% |
|
духовно-нравственное |
100% |
|
Основные трудности |
||
большая наполняемость групп |
||
2.2 Разработка учебного плана и плана внеурочной деятельности и создание условий для их реализации
2.2.1 Соответствие содержания внеурочной деятельности направлениям, зафиксированным в ФГОС НОО
Внеурочная деятельность в МОУ СОШ №2 реализуется через
· учебный план, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, проводимые в формах, отличных от классно-урочной);
· образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, с которыми сотрудничает школа;
· организацию деятельности групп продленного дня;
· классное руководство (экскурсии, прогулки, праздники, соревнования);
· деятельность иных педагогических работников (социального педагога, педагога-психолога, логопеда) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
· инновационную (экспериментальную) деятельность.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса (1-2-е классы, 2012-2013 уч.г.)
Направление в соответствии с ФГОС НОО |
Наименование объединения |
Мотивация выбора программ по направлениям |
|
Духовно-нравственное |
Наш дом и мы в нем |
Осуществление связи с семьями и социумом, формирование традиций |
|
Общеинтеллектуальное |
Занимательное естествознание |
Ранняя профилизация, создание условий для непрерывного образования (в МОУ СОШ №2 реализуется естественно-математический и информационно-технологические профили) |
|
Общекультурное |
Информатика для малышей |
||
Музыкальная шкатулка |
Развитие личности учащихся, удовлетворение потребностей семьи |
||
Изостудия |
|||
Маленький мастер |
|||
Спортивно-оздоровительное |
Подвижные игры народов мира |
Сохранение и укрепление здоровья детей, преодоление перегрузки |
|
Расти здоровым |
|||
Социальное |
Школьный калейдоскоп |
Адаптация учащихся в социуме, накопление социального опыта, формирование общественного сознания |
|
Образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, с которыми сотрудничает школа:
"Ритмика", "Бумагопластика", программы музыкальной школы, функционирующей на базе школы, "Эстетика быта", программы спортивных федераций города, тренеры которых ведут занятия в МОУ СОШ №2.
Организация деятельности ГПД:
"Веселые старты", работа
в режиме ГПД позволяет
Информация о работе Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе