Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 10:09, доклад

Краткое описание

Цель организации внеурочной деятельности МОУ СОШ №2 в соответствии с ФГОС НОО - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Вложенные файлы: 1 файл

23.docx

— 32.98 Кб (Скачать файл)

1. Введение

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Цель организации внеурочной деятельности МОУ СОШ №2 в соответствии с ФГОС НОО - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов:

· приобретение учащимися социального опыта;

· формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

· приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

 

личностные результаты -- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

метапредметные результаты -- освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные)

 
     

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

· обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

· оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

· улучшить условия для развития ребенка;

· учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

2.1 Модель организации внеурочной деятельности в МОУ СОШ №2.

2.1.1 Опыт работы учреждения в режиме полного дня

В рамках реализации областной программы "Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 г.г." (направление "Внедрение организационно-педагогических моделей и программ работы школ полного дня") в МОУ СОШ №2 успешно проведен эксперимент по внедрению режима полного дня. За шесть лет эксперимента на базе школы был создан новый тип образовательного учреждения, где обеспечиваются все условия для всестороннего развития личности и индивидуализации процесса обучения; развита внеурочная деятельность, организована система дополнительного образования, действует самоуправление учащихся, ведется работа по здоровьесбережению, при этом взаимосвязь школы с семьей, внешкольными учреждениями, с социумом усилилась.

Младший школьный возраст - период, наиболее благоприятный в становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающим миром, осваивает новые социальные роли, начинает интересоваться общественными явлениями, разбираться в мотивах поведения, нравственных оценках и задумываться над своим "Я". В связи с этим режим школы полного дня оптимально подходит для создания среды, развивающей младших школьников.

Педагогическому коллективу школы удалось добиться высоких результатов в организации режима полного дня, среди основных отмечены следующие:

§ оптимизация процесса развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования (в том числе работа на базе образовательного учреждения музыкальной школы, секций спортивной школы, кружков станции юного техника, домов детского и юношеского творчества);

§ снижение учебной нагрузки школьников за счет создания единого нелинейного расписания на первую и вторую половину дня;

§ объединение в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов;

§ поляризация образовательной среды с выделением разноакцентированных пространств, чередование видов деятельности и смена помещений (кабинеты, мастерские, библиотека, читальный зал, компьютерный класс, игровые комнаты, зал хореографии, актовые залы, пространства для общения, для игр и спокойной работы);

§ обеспечение условий для ранней профилизации;

§ создание условий для 3-х разового горячего питания и дневного сна;

§ медико-психологическое сопровождение учащихся.

Анализ результатов работы в режиме полного дня показал, что данная модель для организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов в МОУ СОШ №2 наиболее приемлема.

2.1.2 Занятия внеурочной деятельности в системе воспитательной работы школы

Система воспитательной работы школы (с 1-го по 11-й кл.) выстроена в соответствии со следующими направлениями:

1). Спортивно-оздоровительное:

• Работа спортивных секций по мини-футболу, волейболу, баскетболу, теннису, кунг-фу, каратэ, тхэвондо.

• Организация экскурсий, Дней здоровья, подвижных игр, "Весёлых стартов", внутришкольных спортивных соревнований.

• Проведение бесед по охране здоровья.

• Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.

• Динамические паузы и прогулки в начальной школе.

• Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.

• Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

2). Художественно-эстетическое:

• Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

• Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

• Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, области.

3). Научно-познавательное:

• Предметные недели;

• Библиотечные уроки;

• Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

4). Гражданско-патриотическое:

• Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества.

• Выставки рисунков.

• Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, серпуховичей.

• Тематические классные часы.

• Подготовка к участию в военно- спортивной игре "Зарница".

• Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.

5). Общественно-полезное:

• Проведение субботников.

• Работа на пришкольном участке.

• Разведение комнатных цветов.

• Акция "Посади дерево".

6). Проектная деятельность:

• Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.

• Разработка проектов к урокам.

Интеграция занятий внеурочной деятельности в систему воспитательной работы школы (занятия в/д выделены курсивом):

 

№ п/п

Направления деятельности

Формы деятельности, название программ внеурочных занятий.

Охват учащихся

 

1

Игровая

КВН, "Своя игра", "Поле чудес" и т.д.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ, ИГРОТЕКА.

1-4 классы

 

2.

Художественное творчество

Конкурсы рисунков, выставки.

ИЗОСТУДИЯ, "МАЛЕНЬКИЙ МАСТЕР", "МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА".

1-4 классы

 

3.

Спортивно-оздоровительная

Спортивные секции, спартакиады,

дни здоровья, беседы и мероприятия о здоровом образе жизни и др.

"ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ МИРА", "РАСТИ ЗДОРОВЫМ", "РИТМИКА", "ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ".

1-4 классы

 

4.

Досугово - развлекательная деятельность

Праздники, конкурсы, викторины, фестивали.

1-4 классы

 

5.

Трудовая деятельность

Трудовые десанты, сбор макулатуры, субботники.

1-4 классы

 

6

Познавательная деятельность

Олимпиады, конференции, предметные недели, курс "Эрудит".

"ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ", "ПЕРВЫЕ ШАГИ МОЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ", "ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ".

1-4 классы

 

7

Духовно-нравственное

Классные часы.

"НАШ ДОМ И МЫ В НЕМ".

1-4 классы

 
         

Внедрение программ внеурочной деятельности значительно обогатило систему воспитательной работы школы. Финансирование внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО дает возможность внедрить новые программы и привлечь к проведению внеурочных занятий не только учителей начальных классов, но и учителей-предметников.

 

Модель организации внеурочной деятельности в МОУ СОШ №2 г.Серпухова:

   

смешанные группы дополнительного образования (количество)

1

 

группа дополнительного образования - класс в режиме полного дня (количество)

4

 

Способы организации внеурочной деятельности

   

для параллели (% охвата учащихся смешанные группы дополнительного образования)

11%

 

для каждого класса (% охвата учащихся , группа дополнительного образования - класс)

100%

 

Проводят внеурочные занятия (% от количества организованных групп дополнительного образования):

   

учителя-предметники %

25%

 

специалисты дополнительного образования %

7%

 

учителя начальных классов %

75%

 

воспитатели ГПД %

14%

 

Направления внеурочной деятельности (% охвата учащихся)

   

спортивно-оздоровительное

100%

 

общеинтеллектуальное

100%

 

общекультурное

100%

 

социальное

100%

 

духовно-нравственное

100%

 

Основные трудности

   

большая наполняемость групп

   
     

2.2 Разработка учебного плана и плана внеурочной деятельности и создание условий для их реализации

2.2.1 Соответствие содержания внеурочной деятельности направлениям, зафиксированным в ФГОС НОО

Внеурочная деятельность в МОУ СОШ №2 реализуется через

· учебный план, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, проводимые в формах, отличных от классно-урочной);

· образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, с которыми сотрудничает школа;

· организацию деятельности групп продленного дня;

· классное руководство (экскурсии, прогулки, праздники, соревнования);

· деятельность иных педагогических работников (социального педагога, педагога-психолога, логопеда) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

· инновационную (экспериментальную) деятельность.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса (1-2-е классы, 2012-2013 уч.г.)

 

Направление в соответствии с ФГОС НОО

Наименование объединения

Мотивация выбора программ по направлениям

 

Духовно-нравственное

Наш дом и мы в нем

Осуществление связи с семьями и социумом, формирование традиций

 

Общеинтеллектуальное

Занимательное естествознание

Ранняя профилизация, создание условий для непрерывного образования (в МОУ СОШ №2 реализуется естественно-математический и информационно-технологические профили)

 

Общекультурное

Информатика для малышей

   
 

Музыкальная шкатулка

Развитие личности учащихся, удовлетворение потребностей семьи

 
 

Изостудия

   
 

Маленький мастер

   

Спортивно-оздоровительное

Подвижные игры народов мира

Сохранение и укрепление здоровья детей, преодоление перегрузки

 
 

Расти здоровым

   

Социальное

Школьный калейдоскоп

Адаптация учащихся в социуме, накопление социального опыта, формирование общественного сознания

 
       

Образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, с которыми сотрудничает школа:

"Ритмика", "Бумагопластика", программы музыкальной школы, функционирующей на базе школы, "Эстетика быта", программы спортивных федераций города, тренеры которых ведут занятия в МОУ СОШ №2.

Организация деятельности ГПД:

"Веселые старты", работа  в режиме ГПД позволяет осуществлять  деление классов на подгруппы  на занятиях изобразительным  искусством, на спортивно-оздоровительных  занятиях (воспитатель ГПД работает  с одной из подгрупп), что решает  проблему большой наполняемости  групп.

Информация о работе Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе