Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:13, реферат
Формирование личностной сферы специалиста осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса, но и специфической профессиональной среды, в которой он оказывается, обучаясь в высшей школе. Среда рассматривается исследователями в качестве обобщенного, совокупного, объединенного, целостного фактора развития личности, играющего определяющую роль в модификации поведения, которое развертывается как следствие «запланированных факторов среды» (Б.Ф. Скиннер).
1. Введение………………………………………………………………………….2
2. Педагогическая образовательная среда и её факторы…….………………..4
3. Студент в образовательной среде вуза.……………………………………..7
4. Формирование будущего специалиста………………………………………10
5. Средовой подход в педагогике………………………………………………12
6. Заключение……………………………………………………………………….18
7. Литература……………………………………………
Формирование
будущего специалиста.
При формировании профессиональной готовности специалиста, состоящей из двух взаимосвязанных составляющих (М.И. Дьяченко, А.М. Столяренко, С.Л. Рубинштейн) - предварительной, заблаговременной, планируемой подготовленности личности к профессиональной деятельности и непосредственной, сиюминутной, ситуационной готовности к решению конкретных задач, основное внимание в вузе уделяется первой. Так, организованный учебный процесс в медицинском вузе нацелен на формирование необходимого для врачебной деятельности уровня предварительной профессиональной готовности. Однако и при достаточно высоком уровне потенциальной профессиональной готовности деятельность специалиста может оказаться малоэффективной, если у него нет опыта быстрой мобилизации интеллектуальных, физических и духовных сил, опыта саморегуляции, самонастроя, опыта проявления профессионально-личностных функций в изменяющихся условиях бытия, опыта смены вида деятельности. Ситуационный уровень функционирования среды, обнаруживая различные способы влияния последней на студентов, служит источником опыта выработки непосредственной готовности специалиста, ибо она как раз и отличается высокой динамичностью, подвижностью и зависимостью от ситуативных обстоятельств. В то же время ситуативная психологическая готовность выступает следствием актуализации потенциальной готовности, опыт формирования которой закладывается в учебной деятельности. Профессионально-личностный опыт, приобретаемый в учебном процессе и опыт, «поставляемый» образовательной средой, различаются: по условиям приобретения, спектру возможностей самостоятельного выбора, по деятельности индивида и ответственности за её результаты, по сложности преодолеваемых препятствий, степени организации опыта, его оценке и применению. Сопоставление специфики личностного опыта, приобретаемого в учебном процессе и поставляемого образовательной средой, свидетельствует о том, что для профессионально-личностного развития необходима интеграция личностного опыта, приобретаемого в сфере организованных педагогических влияний, и опыта поиска смыслов, опыта коммуникации, опыта принятия решений, ответственности, самооценки, опыта реакции на поставляемые средой образцы поведения являющегося следствием воздействий средовых феноменов.
Рассмотрение множественности
сред в образовательном учреждении,
представление о сущности их интерференции
и резонансе позволило сделать вывод о
том, что существуя одновременно, взаимно
проникая и взаимодействуя между собой,
среды при определенных условиях взаимно
обогащают друг друга, в силу чего влияние
их оказывается больше, чем простая сумма
их воздействий, что позволяет представить
рассматриваемый педагогический феномен
– образовательную среду - как явление
целостное. Наличие множества сред в образовании,
построение и реализацию их проектов на
практике приводит к тому, что действительному
состоянию образовательной среды вуза
отвечает в каждом конкретном случае сочетание
их общих сущностных характеристик. Понимание
образовательной среды как педагогического
феномена обусловило необходимость изучения
и использования в педагогической деятельности
средового подхода.
Средовой
подход в педагогике.
К психологическим
особенностям средовых факторов надо
отнести то, что воздействие среды
на человека достаточно тонкое, зачастую
опосредованное, проявляющееся не только
на сознательном, но и на подсознательном
уровне. Влияние среды исключает
прямое "давление" на личность, что
как раз и обусловливает
Выявлены основные причины, вызывающие актуализацию средового подхода в педагогике. Среди них по степени значимости можно выделить следующие: 1) личностно-развивающая ориентация образования, предполагающая актуализацию альтернативных («жизненных») источников опыта; 2) ситуационный подход к проектированию личностно-развивающих систем в отличии от деятельностного подхода, более соответствующего организации собственно образовательного процесса; проектирование ситуаций-событий предполагает не прямое управление развитием, а действие «через среду»; 3) глобальная компьютеризация общества и использование дидактических компьютерных сред в образовании; 4) проникновение экологического сознания, принципов экологически сообразного поведения в среде; 5) расширение пространства и сокращение времени коммуникаций, в силу чего расширяется фактиорное поле становления личности.
Средовой подход
проектирует систему
Методологическая
функция средового подхода
Методологическими регулятивами средового подхода в исследовании педагогических проблем выступают: 1. Возможность исследовать ситуацию развития личности студента «извне», в более широком плане, не ограничиваясь рамками академической аудитории; 2. Рассмотрение образовательной среды как источника личностного опыта и детерминанты установок, стимулов, факторов развития личности; 3. Раскрытие механизма влияния среды через конкретные ситуации. Ситуация развития личности – это та жизненная среда, функционирующая (или организованная) в соответствии с закономерностями становления личностной сферы человека, которая учитывает: невозможность принудительного формирования личностных ценностей и смыслов; наличие условий избирательного отношения к ценностям, внешним факторам, избирательной реализации предоставляемых ими возможностей (среда опять-таки, в отличие от организованного учебного процесса, дает возможность выбирать содержание жизнедеятельности, находить в окружающем пространстве "свою нишу» в переносном и прямом смыслах слова); 4. Внешние обстоятельства должны не требовать определенного поведения, а востребовать, ставить перед необходимостью внутреннего решения.5. Побуждение к поиску и открытию новых смыслов (утрата возможности опредмечивания прежней жизненно значимой потребности побуждает индивида к поиску путей преобразования ситуации, обретения нового опыта. Среда как совокупность обстоятельств жизни, если и не указывает выход из ситуации, то, во всяком случае, предлагает обилие вариантов саморазвития).6. Принятие индивидом позиции субъекта своей жизнедеятельности, реализуемой в разнообразных формах проявления субъектности. В этой связи не вызывает сомнения, что жизненные обстоятельства дают формирующемуся человеку гораздо больше возможностей проявить субъектность, чем формализованная, регламентированная ситуация обучения, где ему уже в известном смысле дана «ориентировочная основа» действий.
Предложенная трактовка
средового подхода как
Сопоставительный
анализ средового подхода с другими
методологическими подходами, применяемыми
в современных педагогических исследованиях,
позволяет выделить специфическую
функцию средового подхода, в
соответствии с которым образовательная
среда вуза рассматривается как
развивающийся пространственно-
Средовый подход можно представить, таким образом, как совокупность исследовательских процедур включающих: выявление факторов, создающих доминату развития личности и, соответственно, тип среды; установление взаимовлияния организованного обучения и средовых условий, порождающих вариативные модели поведения и развития студентов; проектирование оптимальной композиции коммуникативных, информационных, учебных, творческих, досуговых сред.
В соответствии с указанными процедурами определялись возможности среды, то есть её личностно-развивающего и педагогического потенциала. В этой связи среда рассматривается как пространство жизненно значимых событий (К. Левин), имеющих образовательную ценность. Среда изучается также как возможность актуализации и опредмечивания потребностей человека (Г.Г. Дилигенский, В.Э. Мильман, В. Кеннон, Ш.А. Надирашвили).
Наличие «в среде» аппаратуры,
технических устройств (например, компьютера),
информационных ресурсов порождает
потребность пользоваться ими. Особенно
притягательными оказываются не
предметы, а люди, поскольку без
их признания и принятия не может
реализоваться важнейшая
Среда актуализирует познавательные потребности индивида и потребность быть признанным, быть личностью! Среда переживается человеком в форме так называемых смысловых структур, а не в чистом виде. Он видит ее через призму собственных смыслов - в «превращенной форме» (М.К. Мамардашвили). Среда предстает как место, где происходит «столкновение смыслов» (Д.А. Леонтьев) встреча с новой смысловой структурой, сопоставление различных вариантов осмысления действительности, конкуренция смыслов. Одним из важных источников смысла для индивида является идентификация с определенной социальной общностью, принятие ее смыслов. Таковой общностью, как показало исследование, чаще всего выступает студенческая группа, факультет, университет. Среда есть также место, где происходят коммуникации с другими личностями. Уровень значимости личностей и характер коммуникации с ними являются мощными факторами, которые могут подавлять или поддерживать развитие. Противопоставляя себя этим факторам, человек может противостоять и самому себе, т.е. функционировать как личность.
Общение с высококвалифицированными
специалистами, признанными носителями
профессионального опыта, основателями
научно-педагогических школ, развивающее
психолого-педагогическое «сопровождение»
будущего специалиста со стороны
кафедр составляют многоуровневую систему
факторов профессиональной и личностной
социализации будущего специалиста, который
выбирает свою среду, творит свое жизненное
пространство, строит жизненные отношения
и, соответственно-личностно-
Среда предстает также как возможность свободы выбора студентом содержания и форм деятельности и, причём, такой деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения, как источник возможностей для самоопределения, саморазвития и самореализации.
Ситуационно-средовый подход выступает не только как методология исследования, но и как технология организации среды. Нами выделено два уровня реализации этой технологии: макроуровень (проектирование и построение образовательной среды (кафедры, факультета, вуза) и микроуровень (реконструкция среды в педагогическом смысле –проектирование ситуации личностного развития на основе актуализации жизненных событий студентов, привлечение самих студентов к выявлению в средовых отношениях импульсов собственного развития). Применение средового подхода на макроуровне обеспечивается работой администрации и всего педагогического коллектива, а ситуационно-средового подхода на микроуровне подразумевает индивидуальную работу педагога и студента. В диссертации внесены уточнения в дефиниции понятий «средовой подход» и «ситуационно-средовой подход». «Ситуационно-средовой подход» используют при реализации технологии организации среды на микроуровне.
Проектирование и реализация личностно-развивающих ситуаций является формой обеспечения единства собственно образовательных и средовых факторов.
Педагогическая реконструкция
среды состоит том, чтобы овладеть
ею в педагогическом смысле – использовать
или изменять направленность ее педагогических
функций. В этом смысле среда помогает
вырастить новый опыт, создать
его вместе с воспитанником, а
не «объяснить», «убедить», «привить готовое».
Последнее предполагает интеграцию
двух источников личностного опыта
(среда и учебный процесс) в
целостную ситуацию развития личности.
В исследовании показана необходимость
применять наряду с объективными
количественными методами экспертизы
образовательной среды и
Заключение.
Образовательная среда высшего учебного заведения представляет собой педагогический феномен сложной природы, многокомпонентный и многофакторный, обладает сущностными характеристиками и взаимосвязями с образовательной, научной, социокультурной средой региона и мира. Создание среды, как и работа с ее информационными ресурсами прививает будущим педагогам интерес к жизни университета, обеспечивает их доступом к информации о специфике учебной и внеучебной деятельности вуза, делает их причастными к формированию направлений образовательной деятельности, реализуемых педагогическим вузом; у студентов появляется дополнительное направление и факторы повышения мотивации для творческого исследования в процессе их привлечения к разработке и компоновке информационных ресурсов; у будущих педагогов формируется потребность в обучении школьников с использованием систематизированных средств информатизации образования.
С внедрением среды у преподавателей вуза появляется дополнительный стимул к разработке новых учебно-методических материалов, которые включаются в состав ее информационных ресурсов. Разрабатываемые материалы содержательно и методически связываются с другими, уже имеющимися в среде разработками, и отвечают потребностям системы подготовки педагогов в вузе; за счет использования дополнительных средств и ресурсов активизируется профессиональное общение преподавателей вуза и школьных учителей, такое общение базируется на содержании, характерном для образовательной деятельности педагогического вуза.
Личность специалиста не является застывшим образованием, а представляет собой постоянное движение, процесс саморазвития и чем раньше студент встанет на эту стезю, тем больше выпускник вуза будет соответствовать образу личности, а результат высшего образования будет адекватен провозглашённым целям.
Литература.
1. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: Монография/ А.И. Артюхина – Волгоград: Изд-во ВГУ, 2006 – 237 с. (14,8 п. л)
2. Артюхина А.И. Средовой подход и его реализация в кафедральной образовательной среде / А.И. Артюхина, О.В. Островский, О.Ф. Великанова // Волгоград. - 2002 –С.5-15.
3. Информатизация
научно-исследовательской