Особенности познавательной деятельности школьников в проблемном обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы изучения особенности познавательной деятельности школьников в проблемном обучении определяется прежде всего тем, что современная педагогика как наука находится в процессе постоянного развития. Изменяется роль человека в экономике, культуре и других сферах общественных отношений, изменяются и цели, которые ставит перед собой образование, совершенствуются педагогические методы, появляются новые идеи. Цель курсовой работы изучить проблему взаимосвязи познавательной деятельности школьников и проблемного обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ литературы по теме «Особенности познавательной деятельности школьников в проблемном обучении»
Проблемное обучение как педагогическое явление …………………....6
Особенности проблемного обучения…………………………………….8
Виды проблемного обучения……………………………………………11
Функции проблемного обучения………………………….…………….13
Сравнительная характеристика проблемного и традиционного
обучения…………………………………………………………………………21
1.3 Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе….………….24
1.3.1 Взаимосвязь между активизацией познавательной деятельности школьников и проблемным обучением………………………………………..27
Выводы по 1 главе………………………………………………………………32
Глава 2. Исследование особенностей познавательной деятельности школьников в проблемном обучении
2.1. Описание исследования……………………………….………………....33
2.1.1. Организация проблемного обучения в средней школе….……….…….33
2.1.2. Способы создания проблемных ситуаций…….…………….….……….35
2.1.3. Правила создания проблемных ситуаций……………………………….36
2.1.4. Процесс решения учебной проблемы. …………………………………..39
2.2. Организация уроков русского языка с элементами проблемного
Обучения…………………………………………………………………………41
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….50
Заключение……………………………………………………………………….51
Библиография…………………………………………………………………….52

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 90.99 Кб (Скачать файл)

Эта структура отражает и основные этапы учения, и этапы  организации современного урока. Но по отношению к мыслительной деятельности учащихся, являясь выражением целей образования, она выступает как внешний показатель учения, то есть не отражает процесса продуктивной познавательной деятельности учащихся и не может обеспечить управление этой деятельностью. Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:

  1. возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
  2. выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
  3. доказательство гипотезы;
  4. проверка правильности решения проблемы.

Таким образом, структура  проблемного урока, в отличие  от структуры непроблемного, имеет  элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней логики процесса обучения. Структура проблемного  урока, представляющая собой сочетание  внешних и внутренних элементов  процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.

В рамках проблемного  обучения в педагогике исследуются  не только общепедагогические проблемы, но и проблемы обучения отдельным  предметам.

 

2.1.2. Способы создания проблемных ситуаций.

На основании обобщения  передового опыта можно указать  несколько основных способов создания проблемных ситуаций.

  1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.
  2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома и т.д. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.
  3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на уроках по гуманитарным предметам.
  4. Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
  5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
  6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
  7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение. В этом случае, как сравнение выявляет особые свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.
  8. Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.
  9. Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалом.
  10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.

 

2.1.3. Правила создания проблемных ситуаций.

  1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.
  2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
  3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
  4. Проблемными заданиями могут быть:
    1. усвоение;
    1. формулировка вопроса;
    2. практические здания.

Проблемное задание  может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеупомянутых правил.

  1. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
  2. Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.

Подготовленность  ученика к проблемному учению определяется прежде всего его умением  увидеть выдвинутую учителем (или  возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти пути решения  и решить эффективными приемами.

     Всегда ли ученик сам выходит  из создавшегося познавательного  затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода:

  1. Учитель сам ставит и решет проблему;
  2. Учитель сам ставит и решет проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;
  3. Учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;
  4. Учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).

На основе лингвистического определения: проблема – задача, подлежащая разрешению, исследованию. Какова же природа проблемы возникающей в процессе обучения? Многие учителя понятие «проблема» отождествляют с понятием «вопрос» и «задача», проблему в обучении смешивают с проблемой в общеупотребительном ее значении.

Учебная проблема не тождественна задаче. И в жизни, и  в школе встречается много задач, решение которых требует лишь механической деятельности, не только не способствующей развитию самостоятельности мышления, но и тормозящей это развитие.

Учебная проблема –  форма реализации принципа проблемности в обучении. Учебная проблема – явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли, так же как любое суждение, пока оно не станет логически завершенным. Задача – явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания.

Основными элементами учебной проблемы являются «известное»  и «неизвестное» (нужно найти «связь», «отношение» между известным и неизвестным). В условиях задачи обязательно содержатся такие элементы, как «данное» и «требования».

Учебная проблема –  форма проявления логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию (объяснению) сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия.

Основные функции  учебной проблемы:

  1. Определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы.
  2. Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.

К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.

  1. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся. Если до учащихся не дошел смысл задачи, дальнейшая работа над ней бесполезна. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных учащимся терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство учеников уяснили сущность поставленной проблемы и средства для ее решения.
  2. Вторым требованием является посильность выдвигаемой проблемы. Если выдвинутую проблему большинство учащихся не сможет решить, придется затратить слишком много времени или решать ее самому учителю; то и другое не даст должного эффекта.
  3. Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. Конечно, главным в создании интереса является математическая сторона дела, но весьма существенно подобрать и надлежащее словесное оформление. Развлекательность формы нередко способствует успеху решения проблемы.
  4. Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если учащихся специально предупредить, что будет решатся проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит переход к более трудному.

Знание учителем основных требований к учебной программе  является одним из важнейших условий  успешной постановки проблемы и организации  самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Постановка учебной  проблемы осуществляется в несколько  этапов:

а) анализ проблемной ситуации;

б) осознание  сущности затруднения – видение  проблемы;

в) словесная  формулировка проблемы.

Учебная проблема не является проблемой для учителя. Учитель ставит перед учениками  проблемный вопрос или проблемную задачу. Такая постановка ведет к возникновению проблемной ситуации принятию учеником проблемы, сформулированной и поставленной учителем.

Процесс постановки учебной  проблемы должен осуществляться с учетом основных логических и дидактических  правил:

  1. отделение (ограничение) известного от неизвестного,
  2. локализация (ограничение) неизвестного,
  3. определение возможных условий для успешного решения,
  4. наличие в формулировке проблемы неопределенности.

 

2.1.4.Процесс решения учебной проблемы.

Решение учебной проблемы есть результат преодоления противоречий учебного процесса вообще и основного  противоречия познавательной проблемы в частности, есть результат активного мыслительного процесса, при котором отбрасываются неверные гипотезы и выбираются правильные, обоснованные. Решение учащимися проблемы, пишет польский дидакт В. Оконь, имеет огромное преимущество перед простым заучиванием готовой информации. Преимущество заключается в том, что при решении проблемы учащийся активно мыслит. А это приводит не только к прочности и глубине знаний, приобретенных самостоятельно, но и к ценнейшему качеству ума – умению ориентироваться в любой ситуации и самостоятельно находить пути решения любой проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Организация уроков русского  языка  с элементами проблемного  обучения.

Урок родился около  четырехсот лет назад. Л. А. Каменский  считается отцом его и учредителем. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких движений. Урок всегда являлся  и является основополагающим элементом  образовательной системы. Дидактическим  стержнем урока должна являться деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей. Иными словами, действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер, захватывающий личность.

Учителя постоянно  беспокоит вопрос: как построить  урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений.

В настоящее время  педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким  использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения.

Учебная проблема существует в двух основных формах:

    • Как тема урока.
    • Как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.

Приемы проблемного  изложения знаний происходят на трех этапах уроков:

    • Актуализация знаний.
    • Постановка проблемы.
    • «Открытие» детьми нового знания.

«Открытие» детьми нового знания строится на основе некоторой  мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний надо включить задания, тренирующие эту мыслительную операцию. Мышление необходимо привести в «форму». Поэтому в актуализацию знаний надо включить задания типа: найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти и т.д.

В последнем задании  запланировано «затруднение». Завершение этапа актуализации знаний связано  с фиксацией «затруднения» в  деятельности. Существует три возможности  постановки проблемы на уроке:

    • Создание проблемной ситуации
    • Подводящий диалог
    • Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема

Первый путь создания проблемной ситуации.

Наиболее характерной  является проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между  необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала.

Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает  диалог, побуждающий их к осознанию  противоречия и формулированию проблемы.

Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог.

В структуру подводящего  диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока.

Третий путь постановки учебной проблемы

Сообщение темы урока  в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается  в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.

Информация о работе Особенности познавательной деятельности школьников в проблемном обучении