Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 15:57, реферат
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога.
Речевая культура в современном понимании – это область лингвистики и риторики, которая изучает осознанную речевую деятельность как целенаправленную, целесообразную и этически корректную. Речевая культура – это основной инструмент культуры в целом.
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.
1.Введение………………………………………………………………………… 3
2.Требования к качеству профессиональной речи педагога...4
3.Роль психофизического аппарата педагога в его профессиональной деятельности………………………………………..5
4.Особенности речи учителя. Требования к речи педагога…17
5.Заключение…………………………………………….…………………….21
6.Список используемой литературы………………………………….23
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Естественно –Географический
Реферат на тему:
Особенности профессиональной речи педагога.
Выполнил:
студент
группы ГБЖЗ-12
Катранов А.А.
Проверил:
Кандидат педагогических наук,
доцент кафедры общей и социальной педагогики
Кильянова Л. В.
Г.Нижний Новгород
2014
СОДЕРЖАНИЕ.
1.Введение……………………………………………………
2.Требования к качеству
профессиональной речи педагога
3.Роль психофизического аппарата педагога в его профессиональной деятельности………………………………………..5
4.Особенности речи учителя. Требования к речи педагога…17
5.Заключение…………………………………………….
6.Список используемой литературы………………………………….23
1.Введение.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога.
Речевая культура в современном понимании – это область лингвистики и риторики, которая изучает осознанную речевую деятельность как целенаправленную, целесообразную и этически корректную. Речевая культура – это основной инструмент культуры в целом.
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.
Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы существуют для всех компонентов речевой культуры и проявляются они, прежде всего, как нормы общения: когнитивная (восприятие других и их понимание), аффективная (отношение к другому), поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации). Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные.
Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществлять оптимальное общение, создавать благоприятный эмоциональный климат и раскрывать личность каждого партнера по общению. Они обеспечивают выбор средств общения и действуют на всех этапах речевой деятельности.
Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность.
Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.
Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.
Что же такое «Культура речи»?
Однозначного понимания термина не существует.
Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.
Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.
Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.
2.Требования к качеству профессиональной речи педагога
Педагог обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет ему и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет воспитывать чувство стиля у детей.
Разнообразная стилистическая дифференциация речи обеспечивается синонимией языка: лексической (жилище - дом - квартира - жилплощадь - пристанище - приют - угол - гнездо - крыша над головой - обитель - кров - жилье - берлога - логово - нора - гнездышко); грамматической (идти полем - по полю - через поле; идущий - который идет; красивее - более красивый); фонологической, одну и ту же фразу (например, «Садитесь!») можно произнести с разной интонацией, выразив этим свое отношение к собеседнику: проявить к нему уважение или, напротив, обидеть его уничижением. (Вспомним старую пословицу, отражающую это свойство интонации: «То же слово, да не так бы молвить!»).
Педагог, работая над совершенствованием собственной культуры речи, прежде всего, должен позаботиться о синонимическом богатстве ее компонентов - лексики, грамматики, фонетики. Он должен уяснить, для чего существует в языке такое множество лексических дублей, какие смысловые и эмоциональные оттенки их отличают, когда уместно пользоваться ими в собственной речи. Нужно развить в себе потребность постоянно обращаться к словарям. Педагог, старающийся повысить культуру речи, должен помнить и о выразительных средствах морфологии - аффиксах-синонимах, а также использовать в своей речи все богатство синонимов-флексий, синонимов-предлогов, синонимов-союзов, синонимов - конструкций простых и сложных предложений. Педагог обязан быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает более четкой его дикцию, а также в модулировании своим голосом всех просодем: силы голоса, высоты тона, темпа речи, тембра голоса - для выражения различных человеческих чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки и т. д. Это даст ему умение легко схватывать стиль произношения связной речи: будь то книжный стиль или разговорный стиль.
Знание педагогом требований к профессиональной речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качества собственной речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в образовательном учреждении.
3.Роль психофизического аппарата педагога в его профессиональной деятельности.
Тело педагога — его профессиональный инструмент. И в сказанном нет ничего необычного либо обидного для педагога. Назовем ряд профессий, в которых психофизический аппарат играет столь же большую роль: актеры, танцовщики, музыканты, политики, телекомментаторы, менеджеры, продавцы, чиновники...
Телодвижения сообщают окружающим о нашем состоянии, о наших намерениях, даже о нашем характере. Тело, как сосуд, наполненный драгоценным содержанием, создает образ личностностного проживания этого драгоценного наполнения. В повседневном общении мы черпаем неосознанно информацию о человеке благодаря его телодвижениям. Мы часто называем такое познание другого человека интуитивным. Нам кажется, что мы каким-то особым чутьем угадываем скрытые движения человеческой души. На самом же деле наши глаза фиксируют пластику и мимику человека, уши слышат тонкие изменения в интонациях речи и мелодике голоса — невидимые отношения оказываются доступными восприятию. Мы воспринимаем мельчайшие детали проживаемого человеком и отраженного в его внешнем облике отношения. Воплощенное в жесты, мимику, интонации, пластику, наше отношение материализуется и обретает способность к восприятию и фиксированию своего качества. Мы не догадываемся об отношении — мы воспринимаем отношение, невзирая на нематериальную субстанцию отношения, потому что оно, отношение, руководит нашими действиями, придает эмоциональную окраску мимике, диктует ритм нашей пластике, сдерживает либо растормаживает наши жесты, рождает вполне определенную мелодику голоса и интонации речи.
Понятие педагогической техники Сознание же человека,
желая материализовать отношение, конструирует
жесты, пластику позы, интонации, лексику.
Педагог-профессионал
владеет своим психофизическим аппаратом
и сознательно выстраивает внешние характеристики
своих телодвижений, воплощая проживаемые
отношения для восприятия этих отношений
детьми.
Педагогическая техника — профессиональное
владение педагогом собственным психофизическим
аппаратом в процессе профессиональной
деятельности как средством осознанного
педагогического воздействия и, следовательно,
как одним из факторов, определяющих характер
взаимодействия педагога с детьми.
Педагогическая техника
сродни актерской, поэтому часто говорят
о сходстве работы педагога и актера: и
тот и другой «лепят» образ воздействия,
благодаря средствам пластики, мимики,
голоса, темпо-ритма движений. Принципиальная
разница данного сходства заключается
в том, что актер, перевоплощаясь, создает
образ «другого», в то время как педагог
выражает образ своего «Я». А если точнее,
то следовало бы сказать так: педагог конструирует
образ собственного отношения, проживаемого
«здесь и сейчас», и предъявляет детям
данный образ, вовлекая их в поле личностного
влияния.
От того, как звучит
голос, какова линия движений, позы, походки,
а также что выражает мимика педагога,
зависит восприятие детьми ситуации текущей
жизни. Профессионал всегда, зная это,
осознанно пользуется психофизическим
инструментом. Подчеркнем: не притворяется,
не лицемерит, но вполне свободно выражает
выпукло и ярко протекающее в его душе
отношение, чтобы дети видели, как происшедшее
расценивается педагогом.
«Я убежден, - писал
Макаренко, - что в будущем в педагогических
вузах обязательно будет преподаваться
и постановка голоса, и поза, и владение
свои организмом, и владение своим лицом,
и без такой работы я не представляю себе
воспитателя»
Сами по себе, в своей отдельной изолированности от ситуации, технические характеристики профессиональных умений нейтральны, они не имеют социально-педагогических оценок, пока к выявлен содержательный вектор их использования. Так, мелодическим голосом можно оскорбить и унизить, но с помощью мелодики голоса возможно воодушевить, вдохновить, обласкать; выразительность мимики обладает как силой подавления, так и силой возвышения человека; а пластика и темпо-ритм движений либо пугают, либо утешают, либо доставляют наслаждение, либо отвращают.
О нейтральности технических данных нельзя забывать, чтобы не увлекаться культивированием психофизического аппарата педагога, сводя профессиональную подготовку к упражнениями актерской школы. Но нельзя недооценивать значимости нашего тела в создании «образа воздействия», ибо глухой неразборчивый голос, суетливые жесты, угрожающие позы сами по себе оказывают влияние, не ожидаемое педагогом, а следовательно, не объяснимое им.
Профессиональный имидж педагог
Несомненно, педагоги обладают многообразной палитрой для создания внешнего портрета современного человека. Однако существуют границы этого многообразия. Они достаточно общие, и не ущемляют свободы индивидуальности: педагог не может переступить границы, за которыми располагается поведение, оскорбляющее достоинство человека.
Иногда молодые педагоги в погоне за популярностью среди подростков воспроизводят стиль площадной анархической морали, демонстрируя, как они полагают, единство с подростками. Их развязные манеры, пиво и сидение верхом на стуле, нечистый лексикон, небрежность костюма демонстрируют их ложно-демократическую позицию. Дети очень скоро начинают презрительно относиться к такому педагогу.
Овладение педагогической технологией имеет свою вторую сторону. Педагог не только сам выражает пластически, мимически, интонационно и ритмически проживаемое отношение, но он еще обладает способностью за пластикой, мимикой, действиями, позой ребенка воспринимать проживаемое ребенком отношение.
Такую способность обозначают термином апперцептивной способности — то есть способности профессионально интерпретировать внешний образ поведения человека, обнаруживая за внешней формой внутреннее отношенческое содержание. Такое расширительное толкование педагогической техники уже намечается, и эта тенденция, вероятно, будет усиливаться.
Психологическая и физическая свобода педагога Возможность педагога как субъекта проявлять волю, быть непринужденным, не испытывать стеснения, а следовательно, наиболее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность, во многом зависит от умения педагога овладевать физической и психической свободой в. нужной момент профессиональной работы.
Физическая свобода обеспечивается снятием физической зажатости мышечной системы («расслабиться»), а психическая свобода предполагает отсутствие закрепощенности протекания психических процессов («релаксация»). Такая свобода нужна педагогу не только ради его личного самочувствия — хотя, конечно же, это немаловажно. Способность вводить себя в состояние физической и психологической свободы имеет профессионально-педагогическую значимость. И вот почему.
Психологическая и физическая закрепощенность лишают возможности двух субъектов (педагога и детей) выйти на свободное взаимодействие, в ходе которого индивидуальность полностью проявляет себя, обогащая своим присутствием каждый миг взаимодействия. Однако достаточно одному из субъектов обрести свободу, избавившись от физической закрепощенности и аннулировав психологическую закованность, как другой субъект, зеркально воспроизводя партнера по взаимодействию, тоже обретает некоторую способность свободно проявлять свое «Я» во взаимодействии с партнером.
Информация о работе Особенности профессиональной речи педагога