Особенности профессиональной речи педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 15:57, реферат

Краткое описание

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога.
Речевая культура в современном понимании – это область лингвистики и риторики, которая изучает осознанную речевую деятельность как целенаправленную, целесообразную и этически корректную. Речевая культура – это основной инструмент культуры в целом.
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………… 3
2.Требования к качеству профессиональной речи педагога...4
3.Роль психофизического аппарата педагога в его профессиональной деятельности………………………………………..5
4.Особенности речи учителя. Требования к речи педагога…17
5.Заключение…………………………………………….…………………….21
6.Список используемой литературы………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности профессиональной речи педагога.doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)

– уместность речи (знание педагогом аудитории, понимание ее особенностей и обстоятельств, в которых осуществляется речевая деятельность, предполагает отбор содержания речи, языковых средств, определенных коммуникативных действий); 

– существенным требованием к речи педагога является ее литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету, (использование системы специфических, профессиональных стереотипов, устойчивых формул общения). Основу педагогического речевого этикета составляют доброжелательное, вежливое обращение к учащимся, независимо от их возраста, успеваемости и поведения. Педагогический этикет обязывает учителя к конкретной адресованности речи. Неопределенная обращенность транслируемой информации (и по форме, и по содержанию) затрудняет слушателям ее восприятие как личностно значимой. 

Профессионально важно умение учителя этически грамотно формулировать вопросы, отвечать и пояснять ответы, высказывать оценочное суждение. 

В плане вышеназванных требований к речи учителя принципиальное значение имеет культура волеизъявлений учителя, предъявления им требований. Для учителя норма – не прямое (иногда безапелляционное) требование, а приглашение, просьба, совет, пожелание, предостережение и т.д. Обязательны в речи педагога разнообразные формулы вежливости: «пожалуйста», «будь добр», «не сочтите за труд», «прошу Вас», «благодарю за услугу», «извини» и т.д. Важность данного требования к речи педагога (как, кстати, и всех, обозначенных выше) обусловлено тем, его речевое поведение призвано быть эталонным для учеников и других участников педагогического процесса.

Правила речевой культуры педагога:  

1. Педагог должен говорить  негромко, но так, чтобы каждый  мог его услышать, чтобы процесс  слушания не вызывал у воспитанников  значительного напряжения.  

2. Педагог должен говорить  внятно.  

3. Педагог должен говорить  со скоростью около 120 слов в минуту.  

4. Для достижения выразительности  звучания важно уметь пользоваться  паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.  

5. Педагог должен говорить  с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.  

6. Мелодичность придает  голосу педагога индивидуальную  окраску и может существенно  влиять на эмоциональное самочувствие  воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки. 

5.Заключение

Перед учителем стоит серьезная задача он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего при помощи нашего языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

Методически адекватная, уместная и целесообразная речь учителя является важнейшим средством обучения (представления содержания обучения, организации учебной деятельности на различных этапах урока, реализации методов обучения и т.д.). Это в свою очередь позволяет сделать вывод о том, что педагогическая речь учителя – средство выражения его коммуникативной компетентности, поскольку одновременно является важнейшим источником, средством и инструментом решения как учебно-воспитательных задач общего и частного плана, так и организации собственно профессиональной и совместной деятельности.

Мастерство педагога — это высокий уровень творческого овладения современным арсеналом средств психолого-педагогического воздействия; эффективное применение их в процессе всей деятельности. Педагогическая техника - необходимая составная часть педагогического мастерства. Ф.А. Рау выделяет такие необходимые для педагога системы специального образования качества:  физическая выносливость;  сопротивляемость инфекционным заболеваниям;  отсутствие дефектов речи и значительного снижения зрения;  психическое здоровье.

Учитель должен способствовать  развитию  у детей умения свободно владеть нормами устной и письменной речи. Развитие и совершенствование речи детей  и есть реализация  практического направления  деятельности учителя.  

Вот почему для тех, кто решил посвятить себя педагогической профессии, так важна речевая культура. В  руках  педагогов будущая культура нации.  Если учитель знает, что сказать, если понимает, ради чего говорится то, что он   сообщает, если он использует все возможности речи и определяет тактику речевого поведения, то профессиональное речевое мастерство придет обязательно. Живое общение учителя и учеников поможет выработать правильное поведение, отношение, личностную позицию, научит и направит. Это ли не цель любого  обучения – совместными усилиями  познавать мир?!

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Старший воспитатель Мохова Е. Л. « Речевая культура  педагога».

2. Макаренко А.С. Педагогии, соч. в 8-ми т. М.,1984. Т. 5. С. 172.

3. «Практикум по педагогической технологии». М., 2000

4. Н. Е. Щуркова «Педагогическая технология».

5. В.А. Сластенин «Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки»

6. Прохорова А.Г., учитель-логопед

 

 

Интернет ресурсы.

 

1.https://sites.google.com/site/predshkpodgotovka/v-informacionnyj-blok/tema-5

2. http://rudocs.exdat.com/docs/index-268955.html?page=13

3.http://dd95.ucoz.ru/load/obshhee/gramotnaja_rech_pedagoga_i_vospitannika/osobennosti_rechi_uchitelja/25-1-0-53

4.http://college-dpc.ru/electonnoe_posobie/russian_language/6.html

 


Информация о работе Особенности профессиональной речи педагога