Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:28, курсовая работа
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.
Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии [7,10].
Цель исследования – изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста.
Введение…………………………………………………………………......3
Глава 1. Особенности развития внимания младших школьников
1.1. Внимание и его физиологические основы………………………....5
1.2. Виды и свойства внимания……………………………………….....8
1.3. Возрастные особенности внимания школьников………………..11
Глава 2. Изучение особенностей внимания младших школьников
2.1Цели, задачи, организация исследования………………….…….....14
2.2 Исследование особенности и уровней развития внимания младших школьников………………………………………………………………………15
Выводы…………………………………..………………………………..24
Рекомендации…………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………28
Ряд психологов выделяют еще один вид
внимания, который, подобно произвольному,
носит целенаправленный характер и требует
первоначальных волевых усилий, но затем
человек как бы "входит" в работу:
интересными и значительными становятся
содержание и процесс деятельности, а
не только ее результат. Такое внимание
было названо Н. Ф. Добрыниным послепроизвольным
[7]. Возьмем ученика, который решает трудную
математическую задачу. Первоначально
она его может совсем не увлекать. Он берется
за нее только потому, что ее нужно сделать.
Ученику приходится возвращать себя к
решению постоянными усилиями. Но вот
решение начато, правильный ход намечается,
задача становится более понятной. Ученик
все больше увлекается ею, она его захватывает,
он
перестает отвлекаться: задача стала для
него интересной. Внимание из произвольного
стало как бы непроизвольным [6,17].
Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.
В отечественной психологии
Концентрированность внимания, то есть сила сосредоточенности на каком-либо интересном предмете или занятии, у школьника может быть достаточно большой. Иногда незначительный факт или малозаметный для других предмет вызывает у детей отвлечение внимания. Именно поэтому учителю легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание школьников [9,20].
Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта человека. У младшего школьника его ещё очень немного. Поэтому дети мало способны держать в поле зрения сразу несколько объектов.
М. Н. Волокитина пишет, что в первые дни после поступления в школу внимание детей сосредотачивается, преимущественно, на узком участке. Распределение внимания у младших школьников развито ещё недостаточно. Если ученик, например, находит решение задачи, то он, как правило, не способен следить за своим поведением: вскакивает с места, высоко поднимает руку, забывая, что этого не следует делать [13,19].
О переключении внимания с одного предмета на другой можно сказать то же самое. Дети привыкают быстрее переключаться с отдыха на работу и с одного вида деятельности на другой.
Устойчивость внимания у младших школьников выражена слабо и присутствует как бы в своей противоположности – неустойчивости. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младших школьников возбуждение преобладает над торможением. Внимание их часто переключается с одного объекта на другой. Поэтому из поля зрения детей необходимо удалить всё, что не имеет отношения к работе на уроке [9, 16].
Нужно заметить, что многие недостатки
внимания исчезают в
Также одной из причин
Но и здоровые дети, живущие
в нормальных условиях, могут
проявлять невнимательность. Это
может быть обусловлено
1.3
Возрастные особенности
внимания школьников
Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разному воспринимаются человеком в зависимости от возраста и вызывает у него различные реакции. Поэтому успех деятельности учителя зависит не от того, в какой мере учитель знает своих учеников, учитывает их индивидуальные и возрастные особенности. Эти особенности зависят от физиологического созревания, от пройденного человеком жизненного пути, от воспитания, которое он получил [14, 18].
В дошкольном возрасте у детей
преобладает непроизвольное
Общий психологический склад
личности в значительной
Процессы возбуждения и
Такая повышенная
Существует мнение, что учащиеся
в этом возрасте более
Если в дошкольном возрасте
для привлечения внимания
Нужно сказать, что обучение ребёнка в школе, сам процесс получения знаний, - всё это способствует быстрому росту у школьников 2-3 классов произвольного внимания, развивающегося у них, главным образом, на основе возникающих интересов, в частности интереса к учебным занятиям.
Наличие многообразных
Глава 2. Изучение особенностей внимания младших школьников
2.1
Цели, задачи, организация
исследования
При теоретическом
Целью исследования, является анализ и выявление особенностей внимания детей младшего школьного возраста.
С
этой целью были проведены 2 методики:
тест Бурдона в модификации П.
А. Рудника и методика «Исправь ошибки».
Задачи исследования:
Объект исследования: познавательная сфера младших школьников.
Предмет исследования: внимание.
Исследование проводилось на учащихся 3 класса Будённовской СОШ.
Класс малокомплектный, состоит из 10 человек. Все дети в классе дружные, общительные, из благополучных семей.
Дети охотно участвовали в проведении эксперимента, были сосредоточенны, внимательны. Продолжительность исследования - 20 минут.
2.2 Исследование особенности и уровней развития внимания младших школьников
Методика 1. Тест Бурдона в модификации П. А. Рудника.
Задачей данного исследования является выявление концентрации, точности и продуктивности внимания.
Цель: измерение количественных характеристик внимания: (концентрации, точности и продуктивности), а также динамики этих характеристик в процессе кратковременной работы.
Оборудование: в работе используется бланк тест Бурдона (см. Приложение 4).
Порядок проведения: Исследование проводится с группой школьников. Каждому испытуемому выдаются листы с тестом Бурдона. Зачитывается инструкция: «По моей команде «начали» вы начинаете искать и вычеркивать в каждой строке лежащего перед вами листа буквы: А, М, К, З. Работать нужно внимательно и как можно быстрее. Вначале будет минута упражнения. Затем основная работа в течение каждой минуты в ответ на мою команду «Черта!» вы будите ставить черту в том месте, где сейчас работаете. Выполнение задания прекращается по команде «Закончили работу».
Обработка и анализ результатов:
Среди испытуемых школьников были выявлено:
Карандашова К.
К1=54%
К2=30%
К3=28%
К4=40%
К5=37%
Таболина Д.
К1=35%
К2=30%
К3=16%
К4=12%
К5=16%
Шипицин В.
К1=38%
Информация о работе Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста