Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.
Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии [7,10].
Цель исследования – изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………......3
Глава 1. Особенности развития внимания младших школьников
1.1. Внимание и его физиологические основы………………………....5
1.2. Виды и свойства внимания……………………………………….....8
1.3. Возрастные особенности внимания школьников………………..11
Глава 2. Изучение особенностей внимания младших школьников
2.1Цели, задачи, организация исследования………………….…….....14
2.2 Исследование особенности и уровней развития внимания младших школьников………………………………………………………………………15
Выводы…………………………………..………………………………..24
Рекомендации…………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование особенностей развития внимания !!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 446.50 Кб (Скачать файл)
  1. При выявлении коэффициента точности внимания было выявлено, что наиболее точно и заинтересованно дети работали на первой минуте работы – 40%, а наименее точно, невнимательно, на последней минуте – 50%.
  1. При выявлении коэффициента продуктивности внимания, было определено, что по времени выполнения работы 1 минута была для детей наиболее продуктивная, а последняя наименее продуктивная.
  2. При определении уровня устойчивости внимания, было определено, что дети, имеющие низкий уровень концентрации внимания, обладают неустойчивым вниманием.
 
 
 

                                                     
 
 
 
 

                                               Рекомендации

       Можно ли научить ребенка быть внимательным, научиться искусству сосредоточения? Наиболее важны для работы памяти параметры концентрации и устойчивости внимания.

     Я постараюсь выяснить, возможно ли тренировать эти параметры? "Необходимости концентрированного внимания всегда сопутствует непреодолимое желание отвлечься",- Артур Блох. Трудно сочетать любой вид умственной деятельности с постоянными усилиями по поддержанию внимания. Тем не менее, работая, мы все-таки нередко отвлекаемся.  
Можно ли избавиться от ненужных отвлечений, научиться работать сосредоточенно? Для этого необходимо знать некоторые правила сосредоточенной работы. Нужно учитывать, что не все отвлечения вредны. Глубокая концентрация внимания сопровождается возбуждением определенных участков коры головного мозга.  
Однако длительное поддержание возбуждения невозможно - наступает утомление. Поэтому, в ряде случаев, отвлечения оправданы - когда они носят характер кратковременного отдыха, усиливающего дальнейшую сосредоточенность. 5 - 10 минут каждого часа умственной работы достаточны для такого отдыха (несколько физических  
упражнений, небольшой самомассаж, гимнастика для глаз и т. д.) [10, 12] 
Однако наибольшие неудобства детям доставляют непреднамеренные отвлечения в процессе самой работы: не связанные с ней посторонние мысли, желание разглядывать посторонние предметы. Поэтому второе правило - необходимость создания соответствующей характеру работы обстановки. Некоторые дети могут сосредоточенно работать при любых условиях, однако для большинства очень важны внешние факторы: относительная тишина, порядок на столе. Хорошее освещение, удобная поза и т. д. Также, нужно ориентироваться на наиболее благоприятные для умственной работы периоды в течение дня. Согласно многочисленным экспериментам пик нашей активности приходятся на 5, 11, 16, 20 и 24 часа. В эти периоды облегчено достижение максимальной концентрации внимания [12, 18]. Однако в процессе умственной работы важна не только степень концентрации внимания, но и возможность ее длительного поддержания. Главная задача при этом - обеспечение полного отсутствия всех посторонних мыслей, которые не относятся к рассматри ваемому предмету. Попробуем смотреть на кончик своего пальца с полной концентрацией на нем в течение 3 - 4 минут подряд. Это далеко не так просто, как кажется, но нужно выполнять подобные упражнения ежедневно [5,15].

     Некоторые психологи рекомендуют широко известное  упражнение "созерцание зеленой точки". Оно заключается в следующем: из книги вырезается страница, в центре ее ставится зеленая точка диаметром 1- 2 мм. Ежедневно по 10 мин., лучше перед самым сном в течение 2 - 3 месяцев нужно смотреть в зеленую точку. Главная задача та же - борьба с посторонними мыслями. Смотреть лучше за столом, время контролировать по лежащим рядом часам. По истечении 10 мин закрыть глаза и сразу лечь спать. Стараться, чтобы страница с зеленой точкой была последним зрительным впечатлением дня [11, 12]. Для тренировки слухового внимания необходимо выделять ежедневно 10 мин. для максимального "вслушивания". Параметр распределения внимания тоже поддается тренировке. Попробуем одновременно писать разными руками разные слова, например, левой рукой - свое имя, правой - фамилию. Или: считать вслух от 1 до 20. Одновременно писать "20, 19, 18?1". Затем наоборот: говорить: "20, 19, 18", а писать в порядке возрастания. Это труднее. Рисовать на бумаге или описывать одной рукой в воздухе круг, другой - треугольник. Подобные упражнения не являются пустой забавой. Упражнения для тренировки параметра распределения внимания способствуют увеличению наших способностей приспособления к смене ритма деятельности. Кроме того, они могут использоваться для облегчения перехода от сна к бодрствованию, снятии эмоциональных перегрузок [7, 13].

     Наше внимание также требует к себе внимания. От умения организовать его работу зависит эффективность многих видов деятельности, связанных с запоминанием. Уделим своему вниманию 5 - 10 минут в день, и результаты не замедлят. 
 
 

                                                  

                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Проведённый анализ психологической  литературы позволил выяснить  наиболее значимые характеристики  внимания, на которые учитель должен опираться, используя систему приёмов организации и развития внимания.

     Были  изучены особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста. Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание [9,18]. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Из-за этого младшим школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности [6, 20].

     Следовательно, наша гипотеза относительно приемов  и методов по организации внимания детей младшего школьного возраста, применяемых  учителем, способствующих формированию и развитию внимания подтверждена. 
 

        
 
 
 
 
 

                                             Список литературы

    1.Акимова М. Н. Индивидуальность учащегося и индивидуальный     подход. – М., Знание, 1992.

    2.Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте.Хрестомаия по вниманию.М.:Эйдос 1996 – 450 с.

    3.Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1994 – 330.

    4.Гиппенрейтер Введение в общую психологию. Курс лекций .М.:1997-419с.

    5.Гильбух Ю. З. Темперамент и познавательные способности школьника. – Киев, 1993.

    6.Гоноблин Ф. Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972.

    7.Добрынин Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. /Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. – М., 1958 – 447с.

    8.Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. – М., Просвещение, 1997 – 218с..

    9.Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? – М., 1990-147с.

    10.Леонтьев А. Н. Умственное развитие ребёнка. – М.,  ЧеРо,2000 -627с.

               11.Лурия А. Р. Внимание и память. – М., Эйдос-1994 197 с.

    12.Немов Р. С. Психология: В 2 тт. – М., Просвещение, 1995- 432с.

    13.Практикум по общей психологии /Под ред. А. И. Щербакова. – М., 1990 -291с.

    14.Практические  занятия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. – М., Просвещение 1997- 214с.

    15.Развитие внимания малыша .Составитель Гаврина С.Е.-Ярославль 1997-385 с.

    16.Романов В. С. ,Петухов Б.М. Психология внимания М.:1996 – 263с.

    17.Рубинштейн С. Л. Внимание и его воспитание. – СПб.:Питер,2001-458с.

    18.Самохин А. И.Физиология высшей нервной деятельности.М.:1999- 185с.

    19.Фридман Л. М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., Просвещение, 1998-328с. 

    20.Хрестоматия по вниманию /Под ред. Леонтьева А. Н. – М., МГУ, 1999-387с. 

                                                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                            


Информация о работе Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста