Особенности развития словоря детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 16:14, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы содержания и методов развития словаря детей в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой,Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой,Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др. Авторами определены цели и задачи развития словаря детей, методические принципы, созданы системы обучающих занятий, рассмотрены специфические условия развития словаря детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1.Формирование словаря ………………………………………………………………..5
1.1. Количественный рост словарного запаса и его качественное развитие……… 5
1. 2. Задачи, принципы и направления словарной работы ………………………...10
2 .Занятия и упражнения по развитию речи………………………………………….12
Заключение ……………………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

развитие речи.docx

— 52.31 Кб (Скачать файл)

Последующая работа на других занятиях касается закрепления  и дифференцировки понятий. Первая часть на этих занятиях может быть опущена, но сохраняются выделение  существенного признака и подведение под понятие (транспорт — наземный, воздушный, пассажирский, грузовой и  т.п.).

Ознакомлению  дошкольников с окружающим и обогащению их словаря способствует и другой метод — показ картины, мало знакомой детям по содержанию. Специфика его  заключается в том, что преобладающее  место занимает речь воспитателя  — объяснение, толкование новых  слов, сравнение их по смыслу с уже  известными детям. Благодаря этому методу прежде всего растет пассивный словарь детей, они учатся видеть и понимать картину. Конечно, по ходу связного рассказа педагога о содержании картины встречаются и обращения к опыту детей, приемы активизации слов, уже известных им. Для сравнения отметим, что в другом методе — рассматривании знакомых детям картин – преобладают речь детей, их ответы на вопросы педагогов.

Для обогащения словаря большой эффект имеют также следующие методы: показ кинофильмов и диафильмов, чтение художественных произведений.

Занятия, содействующие закреплению  и активизации словаря

Рассматривание  игрушек как метод словарной  работы используется во всех возрастных группах. Рассматривание игрушек необходимо отличать от другого метода — дидактической  игры, в которой обязательны строгие  правила для участников и ведущего, есть свое игровое действие и т.д.

Так, рассматривая с детьми куклу и  ее одежду, воспитатель вначале может  предложить детям самый яркий  предмет или самый необычный (например, красную шапочку, муфту). Но в дидактической игре «Оденем куклу на прогулку» воспитатель, согласно правилам этой игры, должен надеть на куклу в первую очередь такую вещь, которую первой надевают на себя и дети, собираясь на прогулку (рейтузы или теплую кофточку). Иногда можно соединять оба эти метода на одном занятии, например рассматривание игрушек-животных и дидактическую игру «Узнай по голосу», рассматривание дидактических игрушек и дидактическую игру с ними «Угадай, что изменилось»[3].

В старших группах содержание словарной  работы в процессе рассматривания игрушки  шире. Дети называют материал, из которого она сделана, форму отдельных  частей, обобщающее слово, классифицирующее данную игрушку. Подобные занятия проходят интересно, так как при этом используется игровая деятельность детей: игрушку  трогают, двигают, катают и пр.

Для уточнения и активизации словаря  дошкольников полезно рассматривание картинок разного типа: предметных, сюжетных. Основа словарной работы при рассматривании картины другая, чем при непосредственном наблюдении. Дети видят изображение предмета, их учат узнавать предмет на картине, т. е. сравнивать его с известным ранее.

Основной  словарный прием на этом занятии  — вопрос.

В старших группах можно использовать приемы, разработанные Е. И. Тихеевой. Проводятся упражнения типа игры «Кто больше увидит?» Дети называют детали изображенного предмета, не повторяясь. Это важно для развития наблюдательности, внимания и активизации словаря. Хорош прием сравнения картин (Чем похожи и чем не похожи?)

Еще один метод активизации словаря  детей — дидактические игры. Каждая дидактическая игра имеет свое программное  содержание, например закрепляет знания о цвете, пространстве, времени, счете и т. д.

Воспитатель обращает внимание детей на точность их ответов, добиваясь активизации  намеченных слов.

Для детских садов создано специальное  наглядно-методическое пособие «Альбом  для словарно-логических упражненпи на занятиях по родному языку в детском саду» В. А. Кирюшкина и Ю. С. Ляховской (М., 1973). Альбом содержит 204 картинки, предметные и сюжетные, сгруппированные в зависимости от целей словарно-логических упражнений в четыре серии: 1) узнавание и называние предметов; 2) обобщение и группировка; 3)классификация; 4) установление временной последовательности.

Кроме дидактических игр и упражнений с наглядным материалом, используются словесные упражнения и игры. Игровая  задача словесных упражнений заключается  в быстром подборе точного  слова — ответа ведущему. Эти  упражнения и игры проводят в старших  группах. Упражнения должны быть кратковременны (5—10 мин) и составлять лишь часть занятия по родному языку[3].

В словесной игре очень важно правильно  объяснить ее содержание (объяснение обычно включает 2—3 примера выполнения задания-ответа). Не менее важен полный подбор словаря для игры (задания  ведущего и ответы играющих), поэтому  педагогу следует составлять подробные  конспекты этих игр. Для каждой игры подбирается 5—10 слов с постепенным  усложнением словарного материала.

Для активизации словаря и ознакомления с образным строем речи известное  значение имеет составление детьми загадок. Загадка — своеобразное образное описание предмета, его характерных  особенностей. Сначала дети учатся отгадывать «готовые» — народные, авторские загадки. Предъявляются  загадки двух видов: прямое описание характерных признаков без называния  самого предмета (мягкие лапки, а в  лапках цап-царапки) и метафорическое описание, сопоставление с другим предметом, чем-то близким загадываемому.

Следующий этап — составление загадок самими детьми. Как правило, на первых порах  их загадки представляют собой краткое  описание предмета (без его названия). Поощряется ритмичность фраз, использование  сравнений, например: «Мое животное летит, как стрела, а любимая его еда  — зеленая трава» (лошадь). Такие  описания приучают пользоваться образным словарем, находить точные интересные выражения, а затем отыскивать сравнения, уподобления.

На  подобных занятиях дошкольники тренируются  в быстром поиске нужного слова. Его семантическом и стилистическом подборе.

Активизируется  словарь и на других речевых занятиях — в беседе, в рассказе. Но на этих занятиях преобладают другие ведущие  задачи — формировать связность  и содержательность речи, которые  решаются своими специфичными приемами[2].

 

 

 

 

                                                   

 

                                                           Заключение

 

   Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет, поэтому необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией, способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать их по смыслу[5].

    Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).

     Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, однако главным видом является обучение родному языку на специальных речевых занятиях. Структура занятий по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, развития элементарного осознания языковых явлений и т.п.; однако основной задачей на занятии (особенно со старшими дошкольниками) является развитие связной монологической речи. Прямое обучение элементам пересказывания и рассказывания необходимо начинать со 2-й младшей группы (четвертый год).

   Обязательным условием  развития речи в каждой возрастной  группе должна быть преемственность  содержания и методов развития  речи. При этом необходимо соотносить  структуру взаимосвязей разных  разделов речевой работы на  занятиях, чтобы каждая задача  была органично связана со  всеми другими[7].

   Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

    В процессе словарной работы (и решения других речевых задач) необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно выражают замысел говорящего[7].

   В развитии словарного запаса у детей наблюдается целый ряд особенностей, отличающих его от словаря взрослых. Однако при нормальном ходе речевого развития эти особенности постепенно сглаживаются и для их исчезновения не требуется какой-то специальной помощи. Необходимы лишь правильная и достаточно богатая и образная речь окружающих ребенка людей и их речевое общение с ребенком[8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [ Текст ]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 360с.

2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей[Текст]: Учеб.пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Дош. пед-ка и психология» / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 255с.

3. Гербова, В. В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности [Текст] / В.В. Гербова.//Ученые записки: МГЗПИ. - 1970. - №31. – С.31-38.

4. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить [Текст] / М.М. Кольцова. – М.: Просвещение, 1973. – 287с.

5. Малетина, Н.С. «Управление речевым развитием детей в дидактической игре» / Воспитание личности дошкольника и младшего школьника: сборник докладов научно-практической конференции[Текст] / Н.С. Малетина. – Ханты-Мансийск: ИПК и РРО, 2003. - 270с.

6. Нисканен, Л.Н. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников[Текст ]: Учеб. пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Н.Нисканен, О.А.Шаграева, Е.В.Родина [и др.]; под ред. Л.Н.Нисканен. М.: Академия, 2002.- 208с.

7. Парамонова, Л.Г. Говори и пиши правильно[Текст] / Л.Г. Парамонова. -  СПб.: Дельта, 1996. - 384с.

8.Ушакова,О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова.- М.: Изд-во Института Психотерапии,2001. - 256с.

9. Швачкин, Н.X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника [Текст] / Н.Х. Швачкин. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.: Просвещение , 1989. - №8. - С.94-95.  

 


Информация о работе Особенности развития словоря детей дошкольного возраста