Особенности речевого развития детей первых лет жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:56, контрольная работа

Краткое описание

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других и регуляции собственного поведения человека, то есть в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах внешней и внутренней.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…………3
1. Теоретические основы. Проблемы речевого
развития детей раннего возраста…………………………………………………4
1.1.Речевое развитие детей раннего возраста как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………….4
2.Особенности раннего речевого развития детей………………………..…….11
2.1.Развитие понимания речи…………………………………………………….11
2.2.Развитие понимания собственной речи……………………………………..12
2.3.Развитие способности к выполнению речевых инструкций………............18
Заключение…………………………………………………………………… ….22
Список литературы……………………………………………………………….24

Вложенные файлы: 2 файла

контрольная по невропатологии 1.docx

— 47.97 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

контрольная по невропатологии 2.docx

— 48.39 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

«САРАТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

Контрольная работа

По курсу: « Невропатология»

 

На тему: «Этиопатогенез заикания. Невротическое и неврозоподобное заикание»

 

 

 

Выполнила студентка 2 курса 275 группы заочного отделения

Педагогики начального и  специального образования 

факультета СГУ

Ляшенко Ольга Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Проверила:

                                                                                          Кузьмина Нина Владимировна

 

Саратов 2013                                                                                   

 

Содержание

Введение……………………………………………………3

1.Сензитивный период и  гиперсензитивные фазы речевого  развития…………………………………………………….

2.Заикание. ……………………………………………………………………....9

2.1.Этиология заикания…………………………………………………….……9

2.2Определенный возраст ребенка…………………………………………...10

2.3Состояние центральной нервной системы………………………………….10

2.4.Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза……...…11

3.Клиническая и психолого-педагогическая

характеристики заикающихся  с невротической формой речевой  патологии……………………………………………………………………….16

4.Клиническая и психолого-педагогическая

 характеристики заикающихся  с неврозоподобной формой речевой  патологии…………………………………………………………………….…23

Заключение……………………………………………………………………..30

Список  литературы……………………………………………………..…….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время проблема обучения и воспитания детей дошкольного  возраста становиться особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных  появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют микроорганические  поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставания в развитии. Детям с недоразвитием  речи следует вовремя оказать  помощь, к началу обучения в школе.

Заикание представляет собой  одну из острых проблем логопедии. Во всем мире признается , что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе на протяжении всего 20-го века. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И.А. Сикорского, Н.Г. Неткачева и В.А. Гиляровского.

В настоящее время интерес  к проблеме не падает, более того, начиная с 1994 года регулярно проходят Международные симпозиумы, посвященные только проблеме заикания. Эти научные конгрессы собирают более тысячи ученых из стран всего мира. Регулярно издается международный специальный журнал “Fluen y Disorders” (“Нарушение плавности”), который также посвящен этой монопроблеме. Огромный интерес ученых всего мира к проблеме заикания свидетельствует о ее актуальности.

В отечественной логопедии  разработан оригинальный подход в оценке клинической картины заикания. Выделение  двух клинических форм заикания —  невротической и неврозоподобной  — позволяет наиболее полно оценить  не только судорожные проявления в  речи заикающихся, но и особенности  личности как в начальный период развития заикания, так и при его хронификации. Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушения высшей нервной деятельности, связанные в одних случаях с органическим поражением ЦНС, в других случаях — с невротической реакцией. Наблюдаемая при заикании хронификация процесса вызывает, как правило, вторичную невротизацию в качестве реакции личности на основное заболевание, что делает заикание сложнейшим патологическим процессом, который может сопровождать человека всю его жизнь.

В настоящее время от логопеда требуется не только знание практических приемов коррекции речи при заикании, но и понимание целостной клинической  и психолого-педагогической картины  этого сложного патологического  состояния, а также знаний клинических  проявлений невротических и неврозоподобных  состояний. Только при этом условии  могут быть правильно интерпретированы психофизиологические , психологические и психолого-педагогические данные о заикающихся, что и определяет направление реабилитационных, а также профилактических мероприятий.

 

Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития

Хорошее здоровье ребенка  и благоприятная речевая среда  способствует формированию высокоразвитой речи.

Весь период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитивным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Именно в этот период дети могут особо продуктивно освоить устную речь.

Если в сензитивный  период развития речи организм ребенка  претерпевает влияние каких-либо вредоносных  воздействий (факторы риска), то нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для  формирования речи (нарушение речевого общения со взрослыми, потеря слуха  и т.п.), либо вследствие появления  новых “вредоносных” факторов (резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых  людей в окружении ребенка, смена  языковой среды и т.п.). В любом  случае, овладение устной речью в  период воздействия вредоносных  факторов затрудняется. Соматические и особенно нервно-психические заболевания, а также эмоциональная депривация, ограничение речевого общения могут  вести к задержке, искажению и  патологии речевого развития.

Помимо того, что весь период от 1 до 6 лет считается сензитивным  для развития речи, на этом фоне отмечаются достаточно ограниченные по временигиперсензитивные фазы.

Первая из них относится  к периоду накопления первых слов.  Условно   это период от 1 до 1,5 лет. Гиперсензитивность этой фазы                 сводится, с одной стороны, к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребенком позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, с другой

 

стороны, недостаточное речевое  общение со взрослым, соматические и психические стрессы легко  приводят к разрушению формирующейся  речи. Это может проявляться в  задержке появления первых слов, в  “забывании” тех слов, которыми ребенок уже владел, и даже в  остановке речевого развития.

Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится в  среднем к периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок  активно овладевает развернутой  фразовой речью. То есть, в это время  ребенок делает переход от несимволической  к символической вербализации (от конкретных к отвлеченно-обобщенным формам общения), от односложных фраз к комплексным и иерархически организованным синтаксическим и семантическим  структурам. Именно в этот период резко  усложняется внутреннеречевое программирование.

Реализация ребенком речевого замысла на этом этапе сопровождается не только психическим, но и эмоциональным  напряжением. Все это отражается на характере устной речи. В речи ребенка появляются паузы, которые  могут возникать не только между  отдельными фразами, но и в середине фраз и даже слов (дизритмия речевого высказывания). Появление пауз внутри слов как между слогами, так и  внутри слогов т.е. онтогенетические паузы хезитации, характерны только для детей в период формирования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об интенсивном формировании внутриречевого программирования.

Помимо пауз, появляются повторения слогов, слов или словосочетаний — физиологические итерации. Этот период сопровождается определенными особенностями речевого дыхания. Ребенок может начинать речевое высказывание в любую из фаз дыхательного акта: на вдохе, выдохе, в паузу между выдохом и вдохом. Нередко речевые высказывания детей этого возраста сопровождаются выраженными вегетативными реакциями: покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение.

В этот период речь самого ребенка  становится средством его интеллектуального  и речевого развития. У ребенка  трех лет появляется повышенная потребность  в речевой активности. Он говорит  постоянно, обращается к взрослому  с вопросами, инициативно подключая  взрослого в общение с собой.

Любые, главным образом, психические  стрессы в этот период, а также  любые виды сенсорных деприваций могут не только изменить темп речевого развития (задержку речевого развития), но и привести к патологии речи (заикание).

Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 дет, когда  в норме формируется контекстная  речь, т.е. самостоятельное порождение текста. В этот период у ребенка  интенсивно развивается и существенно  усложняется механизм перехода внутреннего  замысла во внешнюю речь. Как и  в возрасте трех лет, центральная  нервная система детей 5-б дет  испытывает особое напряжение в процессе речи.

И это время можно наблюдать  “сбои” речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных  с затруднениями лексико-грамматического  оформления высказывания.

Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен к качеству речевых образцов контекстной  речи взрослых, с другой стороны, психические  стрессы могут привести к возникновению  речевой патологии (заиканию), а ограничение  речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной  сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность  плохо компенсируется и требует  специальной помощи.

Таким образом, возрастные особенности  устной речи, свидетельствующие о  неустойчивости речевой функциональной системы в дошкольном возрасте, делают понятной причину ее избирательной  непрочности при воздействии  различных вредоносных факторов.

Знание закономерностей  речевого онтогенеза в дошкольном возрасте и особенностей протекания гиперсензитивных периодов позволяет глубже понять причину  появления заикания в дошкольном возрасте.

 

2.Заикание

 

Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е. 2-6-летний возраст детей. В связи с этим некоторыми авторами оно называется эволюционным заиканием (Ю.А. Флоренская, 1949 и др.) или заиканием развития (К.П. Беккер, М. Совак, 1983 и др.). Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается в литературе как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического заикания или “вторичного”, которое наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или ряда нервно-психических расстройств.

Этиология заикания

До настоящего времени  нет единого взгляда на этиологию  заикания. В то же время все исследователи  сходятся во мнении, что при появлении  заикания имеет значение ряд факторов.

1. Определенный возраст  ребенка.

2. Состояние центральной  нервной системы ребенка.

3. Индивидуальные особенности  протекания речевого онтогенеза.

4. Особенности формирования  функциональной асимметрии мозга.

5. Наличие психическойтравматизации.

6. Генетический фактор.

7. Половой деморфизм.

Можно перечислить еще  целый ряд факторов, которые могут  предшествовать появлению заикания (соматическая ослабленность, неправильные формы воспитания, аномальные черты  характера, неблагоприятная социальная среда и т.д.). Независимо от того, какой этиологический фактор является ведущим в возникновении заикания, можно считать, что данный фактор, в первую очередь, снижает адаптивные свойства центральной нервной системы ребенка.

При заикании, как правило, отсутствует специфическая одиночная  причина, вызывающая данную речевую  патологию, поскольку для этого  необходимо сочетание ряда факторов.

Итак, рассмотрим каждый из этиологических факторов отдельно.

Определенный  возраст ребенка

По данным многочисленных наблюдений в подавляющем числе  случаев первые признаки появляются в возрасте 2-6 лет. Имеются лишь единичные  случаи, когда заикание появлялось после 7-ми лет. Такая возрастная избирательность  появления заикания связана с  тем, что формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы  речевой деятельности находятся  в стадии интенсивного формирования. Физиологические исследования свидетельствуют  о том, что любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой  под влиянием вредоносных факторов.

Информация о работе Особенности речевого развития детей первых лет жизни