Особенности мышления детей
с нарушениями слуха
Ворошнина О.Р., доцент
кафедры специальной дошкольной
педагогики и психологии, канд. псих.наук
Задание для СРС
- Уточните определения понятий, подготовьтесь к терминологическому диктанту по теме.
Мышление – это
- психический познавательный процесс, направленный на разрешение проблемной ситуации для установления новых отношений между фактами действительности.
Обобщение – это
- один из основных мыслительных процессов, а также продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств действительности.
Сравнение – это
- одна из мыслительных операций, посредством которой выявляются отношения тождества, сходства и различия между объектами и явлениями и их признаками.
Анализ – это
- мысленный процесс разложения предмета (явления) на составляющие его части, или мысленное выделение отдельных его свойств или сторон.
Абстракция – это
- одна из основных операций мышления. Мысленное вычленение свойства конкретного предмета или явления и отвлечение от основных его свойств.
Понятие – это
- одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического мышления.
Умозаключение – это
- одна из логических форм мышления, характеризующаяся выводом на основе правил логики заключения.
Суждение – это
- одна из логических форм мышления, выражающая связь между двумя понятиями.
Наглядно-действенное мышление
- один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов.
Наглядно-образное мышление
- один из видов мышления, связанный с представлением ситуаций и изменений в них, обусловленный внутренними ориентировочными действиями с образами.
Словесно-логическое (понятийное) мышление
– это
- один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, функционирует на базе языковых средств.
Мышление –
- Наиболее сложный познавательный процесс, заключающийся в обобщенном и опосредствованном отражении действительности, тесно связанный с речью как в развитии, так и при функционировании. У неслышащих, овладевающих словесной речью в более поздние сроки, наблюдается наибольшее своеобразие именно в развитии мышления.
Сравнительно исследованными в
развитии мышления неслышащих
являются:
- особенности наглядно-действенного мышления;
- особенности наглядно-образного мышления.
Наглядно-действенное мышление
- занимает промежуточное положение между восприятием и практической деятельностью, с одной стороны, и словесно-логическим мышлением, с другой
- необходимо, когда задача должна быть при помощи действия
- речь в его функционировании участвует минимально
Исследование Яшковой.
- Изучалось умение практически и мысленно переворачивать объект на обратную сторону.
- Детям предлагалось перевернуть на обратную сторону 8 геометрических фигур, разрезанных на 3 части.
- Основная трудность состояла в том, что при переворачивании нужно было сохранить правильное соотношение между частями фигуры, которая распадалась на части. Детям приходилось конструировать фигуру заново.
Результаты
- У неслышащих и слышащих детей наблюдалась положительная динамика по мере взросления: неслышащие в возрасте 6-6,5 лет правильно выполняли 39% заданий, к 11 годам до 99% заданий дети выполняли правильно.
Результаты
- Слышащие обгоняли неслышащих по количеству правильно выполненных заданий:
- Слышащие 5,5-6,5 лет - 49%; неслышащие 6-6,5 лет - 39%;
- Слышащие 8 лет - 89%; неслышащие 8лет - 64%.
Результаты
Наибольший сдвиг в качестве
выполнения заданий наблюдался:
- У слышащих в 5-8 лет;
- У неслышащих в 8-11 лет
Характер ошибок:
- Грубые: ребенок переворачивал все части фигуры на местах по отдельности, не меняя местами крайние части фигуры (лесенка вместо треугольника);
- Негрубые: ребенок не переворачивал одну часть фигуры или переворачивал, но неправильно прикладывал.
Время исчезновения грубых ошибок:
- У слышащих – в 8 лет;
- У неслышащих в 11 лет
Отличия в способах выполнения
заданий, характерные для неслышащих:
- Сохранение элементарных способов (манипулирование, практическое действие, отсутствие мысленного переворачивания частей фигуры);
- Появившееся и возросшее к 9-11 годам стремление прямо подражать действиям взрослого
Отличия в самообучении неслышащих
детей
- Слышащие дети допускали наибольшее количество ошибок при переворачивании первой фигуры, дальше количество ошибок резко сокращалось;
- Неслышащие научились правильно переворачивать только последние фигуры;
- Неслышащие не осваивали достаточно обобщенного способа действий, которые отличались стереотипностью и скованностью.
Объяснение ошибок
- Неслышащм труднее удерживать опорный образ фигуры (если его нет перед глазами, он разрушается в момент переворачивания)
- Неслышащим трудно учитывать изменяющиеся соотношения частей фигуры при переворачивании (восприятие слитно, синкретично, наблюдаются трудности зрительного анализа и синтеза)
Объяснение ошибок
- Не у всех неслышащих детей вырабатывается способ переворачивания фигур, что свидетельствует о недостаточной обобщенности образа действия;
- Основной причиной результатов является задержка и недостаточность развития предметной деятельности.
Первый вариант обучающего (формирующего)
эксперимента
- Детям предлагались: разрезанная фигура, неразрезанный образец. После переворачивания фигур действия проверялись на обобщенность: образцы фигур убирались, детям предлагалось перевернуть одну из фигур в другую сторону, с другой части.
Результаты обучения
(первый вариант)
- Увеличилось количество правильных решений (приблизилось к слышащим)
- Неслышащие затруднялись при переворачивании фигур в разные стороны или в разной последовательности
- Результаты свидетельствуют о нарушении обобщенности действий и гибкости мышления.
Второй вариант обучающего (формирующего)
эксперимента
- Детям предлагалась четкая последовательность действий, которой они должны подражать
- Показ производился без ограничений количества повторений
- Детям предлагалось самостоятельное выполнение задания в другую сторону или с другой части.
Результаты обучения
(второй вариант)
- Неслышащим потребовалось в 4 раза больше времени и в 3 раза больше показов
- Неслышащих пришлось обучать на нескольких фигурах
- У неслышащих сохранились грубые ошибки даже после обучения
Данные результаты свидетельствуют
- О трудностях и задержке формирования обобщенных действий;
- Недостаточная обобщенность действий свидетельствует о недостаточной обобщенности наглядно-действенного мышления в целом.
Обобщенность наглядно-действенного
мышления – это
- Возможность включения мыслительных операций в решение практических задач, способность к переносу наиболее эффективных и рациональных способов действия, это интеллектуальный уровень совершения практических действий.
Сохранение элементарного уровня
выполнения действий связано
с
- Недостаточной свободой мысленного оперирования пространственными образами;
- Трудностями в осуществлении мысленных и практических форм анализа и синтеза.
Способы преодоления трудностей
- Упражнения на занятиях по конструированию и ручному труду. Тогда нужные для мышления, но неявные свойства предметов (длина, форма, соотношение размеров) будут выделяться и оцениваться с точки зрения их существенности для решения задачи;
- «Оречевление» свойств. Речевые обобщения должны обслуживать процесс мышления.
Особенности мыслительных операций
неслышащих детей
- Анализ и синтез;
- Сравнение;
- Абстракция;
- Обобщение
С возрастом у неслышащего
ребенка
происходит совершенствование анализа
и синтеза:
- выделение в объекте все большего количества частей и частиц;
- выявления новых свойств, присущих частям и предмету в целом;
- анализ становится все более детальным и полным
- синтез обеспечивает формирование знаний об объектах (выявление, объединение, обобщение отношений между признаками, функциями)