Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:51, творческая работа

Краткое описание

Формирование речи у слышащих опирается на слуховое восприятие обращенной к ним речи;
Слова детей и образы слов, сохраняемые слуховой памятью, закрепляются в активной речи ребенка;
Произношение «подгоняется» к опережающему слуховому образу слова;

Вложенные файлы: 1 файл

Surdopsikh_Lekts_Myshlenie.ppt

— 271.50 Кб (Скачать файл)

 

Операция сравнения выявляет:

 

  • отношения тождества
  • отношения сходства
  • отношения различия между объектами, явлениями и их признаками.

Последовательность сравнения  объектов взрослыми:

 

  • Признание объектов в целом сходными или отличными друг от друга.
  • Сравнение отдельных признаков объектов.
  • Определение черт сходства и различия объектов.
  • Умозаключение о сходстве и отличии объектов.

Развитие соотносительного анализа (сравнения) у детей

 

  • В раннем детстве дети выделяют несоответствующие друг другу признаки.
  • Слышащие, признав объекты в целом сходными или отличными, начинают выделять отдельные признаки у одного из объектов и сообщают, имеется или отсутствует ли выделенный признак у второго объекта.
  • Выделив признак у одного объекта, продолжает анализировать его, не обращаясь к второму объекту.

Возрастные особенности соотносительного  анализа (последовательность)

 

  • Выделяет резко контрастные признаки.
  • Выделив контрастный признак (например, цвет), анализирует этот предмет (младший дошкольный возраст).
  • Выделяет признак у одного предмета и ищет признак у второго предмета (у чашки есть ручка и у кастрюли есть ручка; средний и старший дошкольный возраст).
  • Сразу сообщает, что выделенный признак есть у обоих предметов, привлекая обобщающие слова (чашка и кастрюля круглые).

Особенности соотносительного  анализа неслышащих детей:

 

  • Дольше сохраняется анализ одного объекта;
  • Сравнивая сложные объекты, дети обращаются к анализу функций, чем к анализу внешних признаков.

Данные признаки свидетельствуют  о ригидности мышления.

Ригидность мышления неслышащих  обусловлена:

 

  • Трудностями зрительного анализа и синтеза;
  • Трудностями расчлененного восприятия объектов (невозможность «оторвать», абстрагировать свойство от объекта);
  • Спецификой обучения, когда детей учат только категориальным (например, родо-видовым, функциональным) обобщениям. Ребенок не умеет обобщать объекты по разным основаниям (цвет, форма, несущественные признаки).

Абстракция является компонентом

 

  • Игры
  • Учебной деятельности и др.
  • Проявляется в действиях замещения (игровых атрибутов, своих возможностей в процессе выполнения роли, например, «я врач»)

 

Для использования предмета-заместителя (карандаш как градусник) необходимо:

 

  • Выделить в обоих предметах соответствующие признаки (длина, форма, ширина).
  • Отвлечь эти признаки (внешние) от функциональных (сущностных) признаков обозначенных предметов.

Трудности неслышащих детей  в замещении 

 

  • Трудности сравнительного анализа (внешние признаки не выделяются, см. выше);
  • Обобщение происходит исключительно по функциональным, а не по внешним признакам.

Особенности абстракции неслышащих (иссл. И.М.Соловьева)

 

  • Детям предлагалось напоить кукол чаем и уложить спать;
  • Проблема: недостаточное количество кукольных чашек, кроваток;
  • Для разрешения проблемы предлагались предметы, которыми можно «заместить» недостающие чашки (коробочка, чайница, наперсток, раковина, электрический ролик)

Результаты

 

  • Дети самостоятельно не воспользовались предметами-заместителями;
  • После убеждений педагога 5 из 8 детей воспользовались предметами-заместителями;
  • Наиболее сложным оказалось отвлечение от функций предметов («с наперстком шьют», «в коробочку надо что-то положить»).
  • Пригодным оказался только электрический ролик.

 

 

Объяснение

 

  • Переосмысливание объектов происходило быстрее, если предмет (функциональное назначение) был незнаком (ролик заместил чашку), то есть ребенок не выполнял операцию отвлечения от знакомых функциональных свойств предметов;
  • Особенно трудно происходит «расшатывание» взаимосвязи внешних и функциональных свойств объектов.

Особенности наглядных обобщений  у неслышащих детей

 

Дети в возрасте 2-3 лет так  же, как слышащие правильно обобщают  однородные предметы:

  • В быту (одежда, посуда);
  • В игровой и учебной деятельности (игрушки, пособия);
  • названия предметов (переносят на изображения).

Это проявляется в адекватном  характере действий, выполняемых  с предметами.

 

Изучение наглядных обобщений (Ж.И.Шиф)

 

  • Детям предлагалось разложить по стаканам в соответствии с образцом 25 карандашей разных цветов (красный, синий, фиолетовый, оранжевый, коричневый)

Результаты (дети 2,5 и 3 лет)

 

  • Перекладывают в бокал все карандаши подряд;
  • После обучения выполнению задания с красным карандашом (показы взрослого, совместное выполнение) дети начинали отбирать к синему карандашу подходящие по цвету, затем утрачивали принцип отбора по цвету, вновь вкладывали в стакан карандаши любого цвета.

Результаты (2г.5м.-3г.3м.)

 

  • К красному подбирают 11 из 25 (в наборе-4), объединяют красный, розовый, оранжевый, коричневый цвета;
  • К синему подбирают 8, объединяют синий, голубой, фиолетовый, редко-коричневый;
  • Не сличают с образцом
  • Отграничивают «теплые» и «холодные» цвета

Результаты (неслышащие, 4года)

 

  • Сначала отбирают наиболее похожие на образец, затем менее сходные с ним;
  • Сличают с образцом;
  • Обобщение чрезмерно широкое (как у детей предыдущего возраста).

Результаты (слышащие, 4года)

 

  • Сужение обобщения (преобладание оттенков цвета, как образец, смежных с ним).

 

Результаты (неслышащие, 5-7 лет)

 

  • Изменение способа действия (зрительное соотнесение с образцом);
  • Обобщение вначале более дифференцированное и узкое (выбирают 1-2 карандаша, близкие по светлоте и насыщенности);
  • После паузы добираются карандаши в последовательности (остальные красные, оранжевые, розовые, коричневые).

Фазы (ступени) обобщений неслышащих  детей

 

  • Дети выполняют узкие по объему, дифференцированные обобщения, отбирая оттенки того же цвета, что и образец;
  • Обобщения расширяются по объему, дети обобщают полноцветные оттенки смежных цветов.

У неслышащих в дошкольном  возрасте не бывает 3 ступени обобщения, характерной для слышащих 5-6 лет

 

  • Категориальное обобщение – дети шире и полнее обобщают разные по светлоте и насыщенности оттенки одного цвета (светло-красный, темно-красный), перестают обобщать в одну группу оттенки смежных цветов (розовый, оранжевый).
  • Наличие всех трех ступеней обобщения – признак развития наглядно-образного мышления.
  • Благодарю за внимание!

Информация о работе Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха