Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:01, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ различных подходов к проблеме речевой деятельности дошкольников.
Задачами исследования являются:
1) анализ теоретических основ проблем речевой деятельности в современных психолого-педагогических исследованиях: определение понятия речи, языка, речевой деятельности различных авторов, соотношения понятий речи и языка, речевой деятельности и речевой культуры, современных методик развития речи различных авторов;
2) анализ особенностей речевой деятельности дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблем речевой деятельности в современных психолого-педагогических исследованиях……………………..5
1.1. Определение понятий «речи», «языка», «речевой деятельности» в современных психолого - педагогических исследованиях……………........….5
1.2. Проблема развития речи дошкольников в современных психолого-педагогических исследованиях………………………………………………... 11
Глава 2. Особенности речевой деятельности детей дошкольного возраста…17
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………………......26
1.2. Проблема развития речи дошкольников в современных психолого-педагогических исследованиях
Поскольку развитие речи является стержнем формирования личности в целом, недостатки в речевом развитии ребенка являются первопричиной многих проблем в личностном развитии человека. В связи с этим, в последние годы в широких кругах педагогической общественности выражается обеспокоенность состоянием речевой культуры в целом, неудовлетворенность уровнем речевого развития детей как дошкольного, так и школьного возраста. В связи с чем, потребность в разработке новых методик по развитию речи ребенка приобретает особую актуальность.
В психологической
литературе развитие речи
Перед учеными прошлого столетия до 90-х годов в сфере развития речи ребенка основной задачей стояла обучение «культуре речи»: правильному, грамотному произношению, построению фраз и предложений в соответствие в правилами русского литературного языка.
Что касается современных методик речевой деятельности, собственно речевые задачи сегодня отделяются от ознакомления с окружающим, вычленяются знания и представления детей об элементах языковой действительности, языкового общения (1, С. 47).
Большое внимание в современной
психолого-педагогической науке уделяется
вопросам диагностики речевого поведения
детей, с целью последующей разработки
соответствующих методик
Так, в работе Громовой О.Е. «Речевое поведение детей раннего возраста» рассматривается проблема разработки такого инстументария, дающего возможность адекватно оценивать речевое поведение детей. Предлагается воспользоваться опытом зарубежным стран, активно использующих тест речевого и коммуникативного развития ребенка (ТРКР), позволяющий дать комплексную оценку словаря ребенка по его отдельным базовым разделам, разработав и внедрив подобную комплексную систему и в нашей стране (13, С. 42).
Кроме того, особое внимание начинает уделяться т.н. интегративным занятиям, целью которых является использование потенциала различных развивающих занятий (музыкальных, педагогических, логопедических) для решения зада развития речи. В рамках дополнительного образования активно развиваются различные формы обучения и коррекции родной речи в детских садах и образовательных центрах.
Современные методики развития речи содержатся также в работах таких авторов как Алексеева М.М., Яшина Б.И., Стародубова Н.А.
По мнению Стародубой Н.А., речь представляет собой конкретные высказывания, производимые с помощью мыслительного и речевого аппарата человека, язык – это те правила, по которым речь осуществляется. Язык представляет собой потенциальную систему знаков, некий образец, в то время как речь – это продукт языка, вызванный ситуацией, обстоятельствами, всегда имеющий определенную цель и направленную на решение конкретной задачи. Под речевой деятельность вышеназванным автором понимается активный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
Что касается методических основ, то, по мнению Стародубой Н.А., в вопросе развития речи основополагающей должна быть так называемая «концепция развивающего обучения», под которой следует понимать идею о том, что обучение, опираясь на достигнутый уровень детского развития, должно опережать его, вести за собой. При этом, обучение речи в дошкольных учреждениях должно вестись в двух основных направлениях:
Большое внимание в современных исследованиях по вопросу речевой деятельности уделяется проблеме обогащения мотивов такой деятельности. Так, В.И. Яшина впервые предложила учитывать иерархию мотивов в процессе становления речевой деятельности дошкольников. Кроме того, автором в качестве стимулирующих развитие речевой деятельности выделялись такие мотивы как: новизна содержания и наглядного материала, использование игровых приемов обучения, демократический стиль общения педагога с детьми, применение нетрадиционных форм занятий: игр-соревнований, кроссвордов, путешествий, занятий, объединенных единым игровым содержанием. В.И. Яшиной был сделан вывод о необходимости комплексного взаимодействия личностных, познавательных и игровых мотивов, взаимосвязи обучения с творческим общением в различных видах деятельности (1, С.156).
М.В. Климентьевой исследовалась проблема развития вербальной креативности в дошкольном возрасте. По мнению автора, креативность, под которой понимается преобразовательная активность дошкольника, возникает в процессе социального и культурного становления ребенка, являясь результатом усвоения различных семантических конструкций. Основную роль в развитии креативности играет вербальное развитие ребенка, предложена методика развития креативности дошкольника посредством сказки (17, С12).
Исследуя проблему современных психолого-педагогических исследований по речевой деятельности, нельзя не остановиться на состоявшейся 11-12 октября 2007 года Международной научно-практической конференции в рамках проекта «развитие речи и обучение родному языку детей дошкольного возраста: теория, методика, региональная практика», при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина). Целью вышеназванного мероприятия являлось обсуждение актуальных проблем речевого развития и обучения родному языку детей дошкольного возраста на современном этапе. Оно было призвано решать задачи рассмотрения научно-практических и методических аспектов проблем речевого развития дошкольников и обсуждения возможных путей внедрения новых технологий речевого развития детей дошкольного возраста.
Для участия
в данной конференции были приглашены
ведущие ученые Российской академии
образования и вузов страны, а
также преподаватели
На конференции в качестве основных проблем обсуждались такие глобальные проблемы речевого развития, как:
Особого внимания в рамках настоящего исследования заслуживают доклады следующих ученых.
В докладе доктора педагогических наук Ушаковой О.С. был проведен анализ современных исследований по речевому развитию и обучению родному языку дошкольников, в которых была представлена идея многоаспектности и полифункциональности речевого развития и речевого воспитания, органичной взаимосвязи и взаимозависимости речи с умственным воспитанием, а речевого воспитания с формированием художественно-речевой деятельности. При этом проблема развития речи дошкольников, по мнению автора, в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста, а еще шире – в формирование общих художественно-творческих способностей дошкольников. Автором отмечалась также особая роль эмоционального фактора в развитии речи дошкольников.
Доктором педагогических наук Сушковой И.В. на основе рассмотрения таких понятий, как «основные начала нравственного сознания дошкольников», «педагогическое регулирование», «моральный язык ребенка-дошкольника», «нравственные суждения дошкольников» были раскрыты разнообразные речевые проявления начал нравственного сознания детей в раннем онтогенезе, приведен фактический материал, дана характеристика уровней развития начал нравственного сознания детей, содержащая информацию о возможностях оценки соответствующих уровней развития речи детей, раскрыты мотивы нравственного выбора дошкольников (12. С. 6).
Таким образом,
нельзя не отметить высокую степень
научной разработанности
Глава
2. Особенности речевой
Овладение речью, то есть способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а также точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, играет особую роль в вопросе развития личности в целом. При этом, наиболее активно речь ребенка развивается именно в дошкольный период, происходит как количественный рост словарного запаса, так и качественное развитие, заключающееся в освоении всех сторон речи (фонетики, лексики, грамматики, синтаксиса). Степень овладения речевой деятельностью дошкольником является необходимым условием успешного обучения в школе.
Дети разных народностей осваивают язык в одной и той же последовательности.
Мышление ребенка и уровень его речевого развития находятся в тесной взаимосвязи. Так, уровень развития интеллекта дошкольника опосредует развитие речевой деятельности, в то же время, развитие речи как таковое оказывает огромное влияние на развитие уровня мышления ребенка.
Речевое развитие в рамках настоящего исследования рассматривается нами как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.
Особенности развития речевой деятельности дошкольника являлись предметом пристального изучения специалистов в области физиологии, психологии, психолингвистике, смежных областей научного знания.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов (19).
Дошкольный возраст - период наиболее быстрого словаря. При этом, уровень развития речи конкретного ребенка опосредуется условиями жизни, воспитания и обучения, поэтому данные о количестве слов дошкольников одной и той же возрастной группы существенно отличаются между собой. Остановимся более подробно на особенностях речи детей в зависимости от возраста.
Процесс формирования речевой деятельность А.А. Леонтьевым подразделяется на ряд последовательных «стадий».
1-й - подготовительный (с момента рождения до года);
2-й - преддошкольный (от года до 3 лет);
3- й - дошкольный (от 3 до 7 лет);
4–й - школьный (от 7 до 17 лет) (5, С. 214).
Развитие детской речи до трёх лет может быть подразделено на три основных этапа:
1. доречевой этап, основные элементы – гуление и лепет;
2. этап первичного освоения языка (дограмматический)- второй год жизни и
3. этап усвоения грамматики (третий год жизни).
С рождения ребенок распознает и отличает речь от других звуков, почти сразу же начинает узнавать голос матери. На 2-м месяце ребенок прекращает плач, слыша голос взрослого, прислушивается к нему. От трех до шести месяцев многократно повторяет одни и те же звуки, визжит, смеется. С шести до девяти месяцев произносит звуки «ммм», «ссс», слоги, похожие на «ма», «ба», «ла». После 10 мес. ребенок начинает произносить слова, сочетаемые с соответствующими движениями и мимикой.
Информация о работе Особенности речевой деятельности детей дошкольного возраста