Особенности речевой деятельности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ различных подходов к проблеме речевой деятельности дошкольников.
Задачами исследования являются:
1) анализ теоретических основ проблем речевой деятельности в современных психолого-педагогических исследованиях: определение понятия речи, языка, речевой деятельности различных авторов, соотношения понятий речи и языка, речевой деятельности и речевой культуры, современных методик развития речи различных авторов;
2) анализ особенностей речевой деятельности дошкольников.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблем речевой деятельности в современных психолого-педагогических исследованиях……………………..5
1.1. Определение понятий «речи», «языка», «речевой деятельности» в современных психолого - педагогических исследованиях……………........….5
1.2. Проблема развития речи дошкольников в современных психолого-педагогических исследованиях………………………………………………... 11
Глава 2. Особенности речевой деятельности детей дошкольного возраста…17
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………………......26

Вложенные файлы: 1 файл

Курс дошкольная психология.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Проблема развития речи дошкольников в современных психолого-педагогических исследованиях

 

 

 

     Поскольку развитие речи является стержнем формирования личности в целом, недостатки в речевом развитии ребенка являются первопричиной многих проблем в личностном развитии человека. В связи с этим, в последние годы в широких кругах педагогической общественности выражается обеспокоенность состоянием речевой культуры в целом, неудовлетворенность уровнем речевого развития детей как дошкольного, так и школьного возраста. В связи с чем, потребность в разработке новых методик по развитию речи ребенка приобретает особую актуальность.

     В психологической  литературе развитие речи определяется как овладение средствами устной и письменной речи, являющегося важным этапом в развитии навыков коммуникации и вербального мышления ребенка. В методической литературе развитие речи понимается как самостоятельный предмет обучения, включающий в себя деятельность учителя по применению методов и приемов, направленных на освоение учениками языка (7, С.170)

Перед учеными  прошлого столетия до 90-х годов в  сфере развития речи ребенка основной задачей стояла обучение «культуре речи»: правильному, грамотному произношению, построению фраз и предложений в соответствие в правилами русского литературного языка.

Что касается современных  методик речевой деятельности, собственно речевые задачи сегодня отделяются от ознакомления с окружающим, вычленяются знания и представления детей об элементах языковой действительности, языкового общения (1, С. 47).

Большое внимание в современной  психолого-педагогической науке уделяется  вопросам диагностики речевого поведения  детей, с целью последующей разработки соответствующих методик развития речи ребенка.

     Так, в работе Громовой О.Е. «Речевое поведение детей раннего возраста» рассматривается проблема разработки такого инстументария, дающего возможность адекватно оценивать речевое поведение детей. Предлагается воспользоваться опытом зарубежным стран, активно использующих тест речевого и коммуникативного развития ребенка (ТРКР), позволяющий дать комплексную оценку словаря ребенка по его отдельным базовым разделам, разработав и внедрив подобную комплексную систему и в нашей стране (13, С. 42).

     Кроме того, особое внимание начинает уделяться т.н. интегративным занятиям, целью которых является использование потенциала различных развивающих занятий (музыкальных, педагогических, логопедических) для решения зада развития речи. В рамках дополнительного образования активно развиваются различные формы обучения и коррекции родной речи в детских садах и образовательных центрах.

    Современные методики развития речи содержатся также в работах таких авторов как Алексеева М.М., Яшина Б.И., Стародубова Н.А.

По мнению Стародубой Н.А., речь представляет собой конкретные высказывания, производимые с помощью  мыслительного и речевого аппарата человека, язык – это те правила, по которым речь осуществляется. Язык представляет собой потенциальную  систему знаков, некий образец, в то время как речь – это продукт языка, вызванный ситуацией, обстоятельствами, всегда имеющий определенную цель и направленную на решение конкретной задачи. Под речевой деятельность вышеназванным автором понимается активный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Что касается методических основ, то, по мнению Стародубой Н.А., в вопросе развития речи основополагающей должна быть так называемая «концепция развивающего обучения», под которой следует понимать идею о том, что обучение, опираясь на достигнутый уровень детского развития, должно опережать его, вести за собой. При этом, обучение речи в дошкольных учреждениях должно вестись в двух основных направлениях:

  • совершенствование собственно речевой деятельности;
  • формирование отдельных речевых умений, создающих базу для обогащения речевой деятельности, в частности, умение по заголовку определить тему и дальнейший ход событий, выделять элементы высказывания, микротемы, умение ориентироваться в ситуации общения, т.е. осознавать, о чем будет высказывание, кому оно адресуется, умение планировать содержание высказывания и реализовывать намеченный план, умение контролировать соотнесение высказывания конкретной речевой ситуации.

     Большое внимание в  современных исследованиях по вопросу речевой деятельности уделяется проблеме обогащения мотивов такой деятельности. Так, В.И. Яшина впервые предложила учитывать иерархию мотивов в процессе становления речевой деятельности дошкольников. Кроме того, автором в качестве стимулирующих развитие речевой деятельности выделялись такие мотивы как:  новизна содержания и наглядного материала, использование игровых приемов обучения, демократический стиль общения педагога с детьми, применение нетрадиционных форм занятий: игр-соревнований, кроссвордов, путешествий, занятий, объединенных единым игровым содержанием. В.И. Яшиной был сделан вывод о необходимости комплексного взаимодействия личностных, познавательных и игровых мотивов, взаимосвязи обучения с творческим общением в различных видах деятельности (1, С.156).

      М.В. Климентьевой исследовалась проблема развития вербальной креативности в дошкольном возрасте. По мнению автора, креативность, под которой понимается преобразовательная активность дошкольника, возникает в процессе социального и культурного становления ребенка, являясь результатом усвоения различных семантических конструкций. Основную роль в развитии креативности играет вербальное развитие ребенка, предложена методика развития креативности дошкольника посредством сказки (17, С12).

     Исследуя проблему современных психолого-педагогических исследований по речевой деятельности, нельзя не остановиться на состоявшейся 11-12 октября 2007 года Международной научно-практической конференции  в рамках проекта «развитие речи и обучение родному языку детей дошкольного возраста: теория, методика, региональная практика», при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина). Целью вышеназванного мероприятия являлось обсуждение актуальных проблем речевого развития и обучения родному языку детей дошкольного возраста на современном этапе. Оно было призвано решать задачи рассмотрения научно-практических и методических аспектов проблем речевого развития дошкольников и обсуждения возможных путей внедрения новых технологий речевого развития детей дошкольного возраста.

Для участия  в данной конференции были приглашены ведущие ученые Российской академии образования и вузов страны, а  также преподаватели педагогических колледжей, муниципальные и региональные органы управления образованием, практические работники дошкольного образования, с новейшими разработками и предложениями по данной проблеме.

    На конференции в качестве основных проблем обсуждались такие глобальные проблемы речевого развития, как:

  • речевое развитие дошкольников в современных исследованиях: теория, практика, перспективы;
  • освоение детьми русского языка как первого и второго, общее и различное;
  • развитие речи как приоритетное направление в деятельности органов управления дошкольным образованием;
  • речевые проявления начал нравственного осознания в раннем онтогенезе;
  • теория и методика развития речи детей в системе педагогического образования;
  • роль психологических тренингов в развитии вербальной креативности старших дошкольников;

Особого внимания в рамках настоящего исследования заслуживают  доклады следующих ученых.

     В докладе доктора педагогических наук Ушаковой О.С. был проведен анализ современных исследований  по речевому развитию и обучению родному языку дошкольников, в которых была представлена идея многоаспектности и полифункциональности речевого развития и речевого воспитания, органичной взаимосвязи и взаимозависимости речи с умственным воспитанием, а речевого воспитания с формированием художественно-речевой деятельности. При этом проблема развития речи дошкольников, по мнению автора, в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста, а еще шире – в формирование общих художественно-творческих способностей дошкольников. Автором отмечалась также особая роль эмоционального фактора в развитии речи дошкольников.

     Доктором педагогических наук Сушковой И.В. на основе рассмотрения таких понятий, как «основные начала нравственного сознания дошкольников», «педагогическое регулирование», «моральный язык ребенка-дошкольника», «нравственные суждения дошкольников» были раскрыты разнообразные речевые проявления начал нравственного сознания детей в раннем онтогенезе, приведен фактический материал, дана характеристика уровней развития начал нравственного сознания детей, содержащая информацию о возможностях оценки соответствующих уровней развития речи детей, раскрыты мотивы нравственного выбора дошкольников (12. С. 6).

Таким образом, нельзя не отметить высокую степень  научной разработанности проблемы развития речи в современных психолого-педагогических исследования. Указанный интерес обусловлен той уникальной ролью речи, которую она играет в процессе формирования личности ребенка в целом. Наряду с «классическими» вопросами развития речи, в современных исследованиях большое внимание уделяется методикам развития речевой деятельности у дошкольников, роли эмоционального фактора в ее становлении, отмечается необходимость обогащения мотивов такой деятельности, обсуждается и обосновывается концепция «развивающего обучения». Исследуется проблема необходимости развития вербальной креативности у детей дошкольного возраста, отмечается необходимость индивидуального подхода к каждому дошкольнику в вопросе развития речевой деятельности, повышения качества и обеспечение непрерывности подготовки специалистов по развитию речи дошкольников.

 

 

 

Глава 2. Особенности речевой деятельности детей дошкольного возраста

 

 

 

     Овладение речью, то есть способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а также точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, играет особую роль в вопросе развития личности в целом. При этом, наиболее активно речь ребенка развивается именно в дошкольный период, происходит как количественный рост словарного запаса, так и качественное развитие, заключающееся в освоении всех сторон речи (фонетики, лексики, грамматики, синтаксиса). Степень овладения речевой деятельностью дошкольником является необходимым условием успешного обучения в школе. 

   Дети  разных народностей осваивают  язык в одной и той же  последовательности.

     Мышление  ребенка и уровень его речевого развития находятся в тесной взаимосвязи. Так, уровень развития интеллекта дошкольника опосредует развитие речевой деятельности, в то же время, развитие речи как таковое оказывает огромное влияние на развитие уровня мышления ребенка.

    Речевое развитие в рамках настоящего исследования рассматривается нами как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.

      Особенности развития речевой деятельности дошкольника являлись предметом пристального изучения специалистов в области физиологии, психологии, психолингвистике, смежных областей научного знания.

     В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов (19).

      Дошкольный возраст - период наиболее быстрого словаря. При этом, уровень развития речи конкретного ребенка опосредуется условиями жизни, воспитания и обучения, поэтому данные о количестве слов дошкольников одной и той же возрастной группы существенно отличаются между собой. Остановимся более подробно на особенностях речи детей в зависимости от возраста.

     Процесс формирования речевой деятельность А.А. Леонтьевым подразделяется на ряд последовательных «стадий».

     1-й - подготовительный (с момента рождения до года);

      2-й - преддошкольный (от года до 3 лет);

      3- й - дошкольный (от 3 до 7 лет);

      4–й - школьный (от 7 до 17 лет) (5, С. 214).

    Развитие детской речи до трёх лет может быть подразделено на три основных этапа:

   1. доречевой этап, основные элементы – гуление и лепет;

   2. этап первичного освоения языка (дограмматический)- второй год жизни и

    3. этап усвоения грамматики (третий год жизни).

    С  рождения ребенок распознает  и отличает речь от других  звуков, почти сразу же начинает  узнавать голос матери. На 2-м месяце ребенок прекращает плач, слыша голос взрослого, прислушивается к нему. От трех до шести месяцев многократно повторяет одни и те же звуки, визжит, смеется. С шести до девяти месяцев произносит звуки «ммм», «ссс», слоги, похожие на  «ма», «ба», «ла». После 10 мес. ребенок начинает произносить слова, сочетаемые с соответствующими движениями и мимикой.

Информация о работе Особенности речевой деятельности детей дошкольного возраста