Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:01, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ различных подходов к проблеме речевой деятельности дошкольников.
Задачами исследования являются:
1) анализ теоретических основ проблем речевой деятельности в современных психолого-педагогических исследованиях: определение понятия речи, языка, речевой деятельности различных авторов, соотношения понятий речи и языка, речевой деятельности и речевой культуры, современных методик развития речи различных авторов;
2) анализ особенностей речевой деятельности дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблем речевой деятельности в современных психолого-педагогических исследованиях……………………..5
1.1. Определение понятий «речи», «языка», «речевой деятельности» в современных психолого - педагогических исследованиях……………........….5
1.2. Проблема развития речи дошкольников в современных психолого-педагогических исследованиях………………………………………………... 11
Глава 2. Особенности речевой деятельности детей дошкольного возраста…17
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………………......26
После года ребенок начинает повторять за взрослым слова, звуки. Ребенок начинает употреблять осмысленные слова, имеющие для него конкретное значение, тарелка – та, из которой он ест.
Осмысленная речь появляется у ребенка в конце первого года. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. В этот период развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. Примерно с полутора лет начинается поступательное развитие речи малыша, активный словарь ребенка увеличивается до 25, у некоторых до 90 слов. При этом, конкретное количество произносимых ребенком слов – индивидуальный показатель развития речи, который зависит от разных причин – «речевой» активности родителей и окружающий, здоровья, познавательного развития ребенка (15, С. 60) В это период то, что ребенок прежде только понимал, переходит в его активную речь. Кроме того, почти любое новое слово теперь сразу переходит в его активный словарь. Появляется умение соединять два слова в предложение. На третьем году жизни (у кого то раньше, у кого - то позже) постепенно лепетные слова заменяются взрослыми, нормативными словами (ребенок произносит собака вместо "ав-ав", машина вместо "би-би"). Одновременно слова "телеграфного типа" заменяются предложениями с заменяемыми словами (вместо "ляля бах"- "кукла упала") (16, С. 9).
К третьему году происходит развитие словаря за счет освоения способов словообразования. В последующие словарь активный словарь ребенка также активно увеличивается, однако не такими темпами, как на тертьем году жизни. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000-2500, а в 6-7 лет - до 3500-4000 слов. При этом, быстрее увеличивается количество глаголов и существительных в речи, в отличие от прилагательных. Родителям и педагогам необходимо обращать внимание ребенка на свойства предметов (19).
Пятый год жизни - период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга. При этом, речь детей 4-5 лет характеризуется рядом достижений. Дети этого возраста:
- проявляют
интерес к тому, как предметы
расположены относительно друг
друга; в речи появляются
- выполняют интеллектуальные операции, связанные со сравнение предметов, их группировкой, классификацией и сериацией;
- активно используют
в речи существительные,
- используя
аналогии, дети легко усваивают
способы образования
- пытаются отразить
в речи взаимоотношения людей
и их эмоции После 4-5 лет
дети, владеющие речью, относят
новое слово уже не к одному,
а ко многим предметам. Усваива
В старшей группе быстрые темпы овладения родным языком, характерные для пятого года жизни, заметно замедляются. По данным Г.М. Ляминой, после пяти лет речевые умения детей совершенствуются незначительно, а развитие некоторых из них замедляется. Количество случаев объяснительной речи уменьшается почти в два раза. Дети реже сопровождают свои действия речью. Однако, если им предлагается задача, при решении которой они испытывают затруднения, у детей возникает внешняя речь, прямо не обращенная к собеседнику (7, С.177). В то же время, достаточно высок уровень развития лексики ребенка. В речи появляются синонимы, сравнения и антонимы. Дети начинают без ошибок употреблять существительные с разными суффиксами. В рассказах встречаются неправильные, однако очень образные описания объектов и явлений (притолстился, сосульчатый). Дети начинают употреблять прилагательные в разных степенях сравнения, а также обозначающие оттенки цветов. В высказываниях дошкольников появляется много слов разных частей речи, относящихся к деятельности людей, их взаимоотношениям и поступкам.
Важным достижение ребенка 6-7 лет является появление в его речи форм контекстной и объяснительной. Речь перестает быть ситуативной, появляется все больше элементов контекстности. Связь речи и интеллекта усложняются, речь становится более логичной, взаимосвязанной и последовательной. Дошкольник учится анализировать, делать выводы, отмечать свойства. Словесное рассуждение к указанному возрасту становится способом решения задачи. Развивается понимание литературных произведений, ребенок учится понимать сюжет, вычленять основных и второстепенных героев, способен пересказать, дать собственную оценку, определить форму литературного произведения. Речь ребенка 6-7 лет характеризуется активным процессом словотворечества, активность которого находятся в прямой зависимости от количества запретов и органичной, сопровождающих ребенка в жизненной деятельности.
По мнению большинства ученых, в дошкольный период завершается становление произносительной стороны языка. В подготовительный к школе период учебная деятельность ребенка становится более целенаправленной, дошкольник начинает осознавать ошибки, несовершенства собственной речи, появляется мотивация к осознанному обучению. В этот период дошкольник в норме должен овладеть способностью развернуто и грамотно формулировать собственные мысли. При это, в речи ребенка еще сохраняются ошибки, корректирующиеся при помощи педагогов.
Учеными-психологами, психолингвистами отмечается, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить» (3, С. 85).
Тем самым, речь детей дошкольного возраста развивается по следующим основным направлениям:
- овладение первыми словами. При этом, сначала возникает само слово, после чего ребенком усваивается его значение. Слово еще не выступает в качестве обобщенного образа, под чашкой ребенком понимается именно та чашка, из которой он пьет;
- овладение способами словообразования. Словообразование дошкольников осуществляется в основном с помощью морфем. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. В психологической и психолингвистической литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством, которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.
- овладение грамматическим строем речи. Под освоением грамматики понимается овладение правилами формирования морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксиса, способов словообразования. Освоение грамматики предполагает определенную сложность, связанную как с абстрактным характером грамматических категорий, так и сложностью правил русского литературного языка.
По мнению ученого - лингвиста А.Н. Гвоздева, базовым правила грамматики осваиваются ребенком примерно к трем годам. При этом, затруднение вызывает усвоение тех форм, значение которых не связано логикой детской мысли, т. е. не ясно ребенку (8, С. 64).
Тем самым, в дошкольном возрасте речь обосабливается от практического опыта ребенка. Особенностью является появление планирующей функции речи. Развитие речи дошкольника является важнейшим фактором развития интеллекта в целом. Нельзя не отметить, что исследовании современных автором по указанной проблеме изучают по большей части не хронологию появления конкретных явлений грамматики, лексики, а на выявление общих механизмов в речи дошкольников. Тем самым, основным направлением развития речи ребенка является обобщение языковых явлений на основе практической деятельности детей.
Современными исследователями уделяется большое внимание оценке степени речевого развития конкретного ребенка с целью определения индивидуальных социально-психологических особенностей, степени овладения им речевой коммуникацией, разработки в последующем соответствующих методических и практических рекомендаций. С учетом изложенного, полагаем необходимым развитие научным мысли в заданном ключе с целью комплексного внедрения индивидуального подхода к проблеме речевой деятельности в дошкольных образовательных учреждений.
Проблема речевой деятельности является предметом пристального изучения специалистов различных областей научного знания – психологов, лингвистов, педагогов. Подходы ученых к определению понятий «речи», «языка», «речевой деятельности» несколько отличаются. Так, большинством ученых речевая деятельность понимается двояко: как собственно деятельность, порождаемую в форме некоего акта, и как речевые действия, опосредующие неречевую деятельности. По нашему мнению, речевая деятельность обладает единой природой вне зависимости от того, на решение каких – собственно речевых или иных задач направлена, в связи с чем наиболее предпочтительным представ
В рамках настоящей работы, необходимо выделить проблемы, затрагиваемых учеными по вопросам развития речевой деятельности, на современном этапе. К ним можно отнести:
- проблему
социально - нравственного воспитания
дошкольников посредством
- проблему диагностики речевого поведения детей, с целью последующей разработки соответствующих методик развития речи ребенка;
- проблему интегративного подхода, в рамках которого потенциал различных областей знания аккумулируется для целей развития речи ребенка;
- проблему обогащения мотивов речевой деятельности (качестве стимулирующих развитие речевой деятельности выделялись такие мотивы как: использование игровых приемов, наглядного материала, внедрение элементов новизны в занятия и др.)
- проблема развития художественно - творческих способностей детей посредством речевой деятельности, а также проблема развития вербальной креативности в дошкольном возрасте.
С
учетом изложенного, нельзя не
отметить высокий уровень
Книги
Статьи
Интернет-ресурсы
Информация о работе Особенности речевой деятельности детей дошкольного возраста