Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 07:16, курсовая работа
Цель предлагаемой работы – охарактеризовать функциональное состояние городских и сельских школьников в возрасте 14-15 лет.
Практическая цель – обосновать основные функциональные состояния городских и сельских школьников с учетом влияния на их организм биологических изменений, физических упражнений и социальных факторов
Введение
Глава 1.Физическое и умственное развитие современных школьников
1.1.Физическое развитие и особенности телосложения современных школьников
1.2.Физическая подготовленность современных школьников
1.3.Особенности физического развития детей и подростков, живущих с учетом социально-экономических условиях
1.4.Умственная работоспособность современных школьников
Глава 2.Материалы и методы исследования
2.1.Организация исследования
2.2.Методика исследования
2.3.Методы статистической обработки
Глава 3.Результаты исследования и их обсуждения
3.1.Анализы индексов телосложения
3.2.Физическая подготовленность
3.3.Анализ умственной работоспособности у городских и сельских школьников
Выводы
Заключение
Содержание
Введение
Глава 1.Физическое и умственное развитие современных школьников
1.1.Физическое развитие и
1.2.Физическая
1.3.Особенности физического
1.4.Умственная
Глава 2.Материалы и методы исследования
2.1.Организация исследования
2.2.Методика исследования
2.3.Методы статистической обработки
Глава 3.Результаты исследования и их обсуждения
3.1.Анализы индексов телосложения
3.2.Физическая
3.3.Анализ умственной
Выводы
Заключение
Список литературы
Введение
Постановка проблемы.
- В последнее
время у многих школьников
наблюдается дисгармоничное
- Большое количество пропусков уроков по болезни, в основном по причине простудных заболеваний.
Актуальность проблемы.
Проблема снижения уровня здоровья населения страны стоит сегодня чрезвычайно остро. Человек, безусловно – абсолютная ценность общества. А его здоровье – гарантия гармоничного развития общества, залог политической стабильности и экономического прогресса государства. Вряд ли кто может это оспорить. Однако одного лишь признания актуальности этого – недостаточно. Если за ним не следует практические шаги к решению самой проблемы здоровья.
Что такое здоровье? По определению
Всемирной организации
Вопросы сохранения здоровья, оптимизация
факторов, которые его формируют,
поднимаются не только
Как известно, здоровье человека определяется комплексом факторов: наследственностью, качеством окружающей среды, качеством жизни (степенью удовлетворения потребностей), образом жизни человека. При этом, по мнению ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50%.
Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при квалифицированном врачебном контроле. Однако существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения.
К объективным показателям функционального состояния здоровья относят морфологические (длина, масса тела) и функциональные ЖЕЛ (жизненная емкость легких), мышечная сила.
К субъективным характеристикам жизнедеятельности организма относят самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, настроение (психоэмоциональное состояние).
Важно уметь контролировать и оценивать функциональное состояние организма или отдельных систем органов, с тем чтобы своевременно выявлять отклонения и проводить коррекцию (имеются в виду наиболее простые оздоровительные действия: закаливание, тренировка, регуляция массы тела путем изменения рациона питания, снятие напряжения с помощью изменения режима дня, выполнения расслабляющих упражнений).
Цель предлагаемой работы – охарактеризовать функциональное состояние городских и сельских школьников в возрасте 14-15 лет.
Практическая цель – обосновать основные функциональные состояния городских и сельских школьников с учетом влияния на их организм биологических изменений, физических упражнений и социальных факторов.
Исходя из целей исследования, бели поставлены следующие задачи:
4. Изучить зрительную память
городских и сельских
ГЛАВА 1.
(обзор литературы)
Проблема "школа и здоровье" учащихся возникла с особой силой во второй половине прошлого столетия. Р.Вирхов выступил со своим учением "О школьных болезнях". Русский врач Н.П.Гундобин отмечал фундаментальное значение знаний о нормальном физическом и умственном развитии ребенка,[14].
Под термином "физическое развитие"
понимают состояние
морфологических и функциональных свойств
и качеств, лежащих
в основе определения возрастных особенностей,
физической
силы и выносливости организма,[17]. Однако
применительно к растущему
организму в это понятие необходимо включать
и уровень
биологического развития.
Исследованиями ученых: А.А.Сыркина, Д.А.Аропа, М.Д.Большаковой, А.Г.Цейтлин, Г.К.Тороповой, Э.К.Андрюлиса, Г.П.Сальниковой, Г.И.Яковенко, и другие, было установлено влияние на состояние здоровья сложного комплекса факторов внешней среды, а также социальных условий жизни.
Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза, когда происходит, если так можно сказать, преобразование генотипа в фенотип.
Генотип характеризует индивидуальные морфо-функциональные особенности организма, унаследованные от родителей. Под влиянием факторов внешней среды генотип преобразуется в фенотип. Фенотип изменяется в течение всей жизни, отражая возрастную динамику физического развития. Известно, что влияние генетической программы и факторов внешней среды на физическое развитие неодинаково в различные возрастные периоды. Влияние социально-экономических условий жизни и других факторов внешней среды наиболее выражено в сенситивные возрастные периоды, когда интенсивно протекают процессы роста и развития (грудной, подростковый возраст) или процессы инволюции (пожилой и старческий возраст),[15]. При изучении физического развития школьников более часто используют только основные антропометрические показатели - длину и вес тела, физиометрические показатели – жизненную емкость легких, силу сжатия кисти рук.
Физическое развитие оценивают с помощью методов антропометрических стандартов и индексов. Однако, каждый из тотальных размеров тела, взятый в отдельности не может характеризовать физическое состояние человека. Все эти показатели тесно связаны друг с другом и изменение величины одного из них приводит к изменению величины других. Индексы или показатели физического развития представляют собой соотношения отдельных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах. Разные индексы включают разное число признаков. Наиболее простые включают два признака, другие могут включать большее количество признаков. Поэтому индексы являются более информативными по сравнению с отдельными антропометрическими значениями. Благодаря несложности и наглядности, индексами пользуются для оценки отдельных показателей физического развития,[13]. По С.И.Гальперину строгой пропорциональной зависимости между ростом и массой тела не существует, но, как правило, в одинаковом возрасте большую массу тела имеют более высокие дети. Разработке методов оценки массо-ростового соотношения детей и подростков придается немаловажное значение учеными педиатрии, гигиенистами, физиологами, антропологами,[6]. Для этого В.Н.Кардашенко, Т.А.Максимова, предлагают использовать вневозрастные стандарты с учетом только длины тела, считая, что масса тела при определенной длине не зависит от возраста. В это же время, данное представление вступает в противоречие с основными положениями возрастной морфологии и физиологии, подтверждающие неравномерность роста и развития детского организма на различных этапах онтогенеза,[19].
Поэтому изучение массо-ростового соотношения в возрастном аспекте является актуальным и представляет как научный, так и практический интерес.
Массо-ростовой индекс (Кетле), т.е. отношение массы в граммах к длине тела в сантиметрах. В младшем школьном возрасте у мальчиков и девочек этот показатель примерно одинаковый и колеблется от 180 до 260 г/см.
Значительное превышение верхней границы свидетельствует об избыточной массе тела, величина нижней границы указывает на недостаток массы. В среднем школьном возрасте массо-ростовой индекс колеблется от 220 до 360 г/см и у девочек несколько выше, чем у мальчиков. У старших школьников этот индекс колеблется от 325 до 400 г/см, и наоборот, у мальчиков выше, чем у девочек,[25].
Скорость роста длины тела, веса, окружности грудной клетки не одинаковы в разных возрастно-половых группах. Так, до 14 лет у девочек и до 15 лет у мальчиков наблюдается большая скорость роста в длину. До 11 лет у девочек и до 12 лет у мальчиков приросты длины тела больше, чем прибавки в весе. С 11 лет у девочек и с 12 лет у мальчиков соотношения меняются,[26]. Изучение соотношения показателей длины тела с уровнем полового созревания показало, что большей длине тела соответствует более высокая степень развития вторичных половых признаков,[22]. К моменту завершения роста резко падает информативность длины тела как показателя возрастного развития.
Таким образом, индекс Кетле дает представление об избыточной массе тела или ее дефиците у обследуемых в зависимости от возраста и позволяет охарактеризовать гармоничность физического развития.
Современные представления о развитии дыхательной системы в онтогенезе базируются на многочисленных исследованиях, выполненных в нашей стране Г.Д.Кузнецовой, И.С.Ширяевой и другими. Ими представлены возрастные нормативы большинства функциональных тестов, изучена их зависимость от антропометрических показателей,[12]/
О функциональных возможностях системы дыхания дает представление жизненный индекс (ЖИ). Это отношение жизненной емкости легких (мл) к массе тела (кг). Жизненный индекс показывает, какой объем воздуха из жизненной емкости легких приходится на каждый килограмм массы тела. Его величина для юношей - 60-65 мл/кг, а для девушек 55-60 мл/кг.
Известно, что величина жизненной емкости
легких колеблется в зависимости от роста,
типа дыхания (наибольшее при грудо - брюшном
типе), от
пола,[6].
Жизненная емкость легких увеличивается
с возрастом, так у 11-летних мальчиков
-2.100 мл, у 14-летних 2.700 мл и у 16-летних 4.200
мл. У девочек
она на 100-300 мл меньше. Отмечено, что
жизненная емкость легких на каждые 5 см
роста увеличивается в среднем на 400 мл
и зависит от типа
дыхания и степени тренированности
организма,[21].
Более точно учитывают влияние роста на жизненную емкость легких уравнение регрессии должной величина ЖЕЛ .
Мальчики: Рост 1,00- 1,65/м/
ЖЕЛ/л/ = 4,53 х рост/м/ - 3,9 Рост свыше 1,65/м/
ЖЕЛ/л/ = 10,0 х рост/м/ - 12,85
Девочки:
ЖЕЛ/л/ - 3,75 х рост/м/ - 3,15 [24]
По вопросу об изучении изменений с возрастом силы мышц имеется довольно большая литература. Наибольшее количество работ касается определения ручной силы. Возраст, в котором наблюдается максимальная ручная сила, неодинаков. Так, согласно исследованиям Е.М.Дементьева, максимальная ручная сила отмечается в возрасте 22-40 лет, когда она находится в пределах 60-57 кг. У Р.Рейса границы возраста испытуемых с наибольшей ручной силой (от 39 кг до 46 кг справа и 35-44 кг слева) несколько шире: от 18 до 49 лет. По Ю.М.Уфлянду и В.Г.Куневич ручная сила достигает максимума (41,6 кг справа и 32,2 кг слева) к 20 годам.
Оценить степень развития мышечной системы помогают силовые индексы. Силовой индекс для мышц кисти рассчитывается как отношение динамометрии кисти (кг) к массе тела (кг), выраженных в процентах. Норма для юношей 55-65% для девушек 50-60%.
Значительное увеличение силы мышц отмечено к 15-18 годам. При утомлениях, заболеваниях сила кисти уменьшается в среднем на 5-10 кг,[4].
Таким образом, с помощью силового индекса можно охарактеризовать не только состояние мышечной системы, степень развития разных мышечных групп, но и уровень функционирования всего организма в целом.
Большинство современных школьников имеет дисгармоничное физическое развития, преимущественно за счет дефицита массы тела, сниженные показатели мышечной силы, жизненной емкости легких, что в совокупности определяется как синдром астенизации физического развития детей и подростков,[26].
Акселерация последних лет коснулась, главным образом, длиннотных размеров тела. Как показало исследование, функциональные возможности организма учащихся по-прежнему зависят от их двигательной активности и интенсивности нагрузок.
В формировании здоровья детей и подростков решающее значение имеют факторы среды их воспитания и обучения. По данным центров санэпиднадзора в целом по России в приспособленных зданиях располагается 43% образовательных учреждений. В 39% школ нет спортивных залов, а нагрузка на имеющиеся спортивные залы превышает нормы в 1,5-2 раза.
В большинстве школ России сформировались новые учебные программы в связи с компьютеризацией обучения и воспитания с использованием других технических средств обучения. Все это привело к снижению двигательной активности детей, что не может не влиять на уровень физического развития,[7].
Информация о работе Особенности физического и умственного развития городских и сельских школьников.