Особенности физического и умственного развития городских и сельских школьников.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 07:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель предлагаемой работы – охарактеризовать функциональное состояние городских и сельских школьников в возрасте 14-15 лет.
Практическая цель – обосновать основные функциональные состояния городских и сельских школьников с учетом влияния на их организм биологических изменений, физических упражнений и социальных факторов

Содержание

Введение
Глава 1.Физическое и умственное развитие современных школьников
1.1.Физическое развитие и особенности телосложения современных школьников
1.2.Физическая подготовленность современных школьников
1.3.Особенности физического развития детей и подростков, живущих с учетом социально-экономических условиях
1.4.Умственная работоспособность современных школьников
Глава 2.Материалы и методы исследования
2.1.Организация исследования
2.2.Методика исследования
2.3.Методы статистической обработки
Глава 3.Результаты исследования и их обсуждения
3.1.Анализы индексов телосложения
3.2.Физическая подготовленность
3.3.Анализ умственной работоспособности у городских и сельских школьников
Выводы
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

soderzhanie_0.docx

— 112.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Глава 1.Физическое и умственное развитие современных школьников

1.1.Физическое развитие и особенности  телосложения современных школьников

1.2.Физическая подготовленность  современных школьников

1.3.Особенности физического развития  детей и подростков, живущих с учетом социально-экономических условиях

1.4.Умственная работоспособность современных школьников

Глава 2.Материалы и методы исследования

2.1.Организация исследования

2.2.Методика исследования

2.3.Методы статистической обработки

Глава 3.Результаты исследования и их обсуждения

3.1.Анализы индексов телосложения

3.2.Физическая подготовленность

3.3.Анализ умственной работоспособности  у городских и сельских школьников

Выводы

Заключение

Список литературы

 

Введение

Постановка проблемы.

- В последнее  время у многих школьников  наблюдается дисгармоничное развитие (дефицит или избыток массы  тела, снижение показателей мышечной  силы, жизненной ёмкости лёгких  и др.), что создаёт проблемы  с общей работоспособностью подрастающего  поколения.

- Большое  количество пропусков уроков  по болезни, в основном по причине  простудных заболеваний.

Актуальность проблемы.

Проблема снижения уровня здоровья населения страны стоит сегодня чрезвычайно остро. Человек, безусловно – абсолютная ценность общества. А его здоровье – гарантия гармоничного развития общества, залог политической стабильности и экономического прогресса государства. Вряд ли кто может это оспорить. Однако одного лишь признания актуальности этого – недостаточно. Если за ним не следует практические шаги к решению самой проблемы здоровья.

   Что такое здоровье? По определению  Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это «состояние  полного физического, духовного  и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней  и физических дефектов».

    Вопросы сохранения здоровья, оптимизация  факторов, которые его формируют, поднимаются не только медиками, но и экологами в связи с  тем, что в настоящее время  влияние отрицательных факторов  окружающей среды неуклонно возрастает, а адаптационные возможности  человека  как биологического  вида не безгранично. Врачи, физиологи, экологи, психологи изучают причины, оказывающие воздействие на организм  человека, исследует механизмы  влияние  отдельных факторов на протекание  физиологических процессов, рассматривает  особенности динамики состояния  здоровья и возможности его  регулирования. Особую тревогу вызывает  ухудшение здоровья подрастающего  поколения.

    Как известно, здоровье человека определяется комплексом факторов: наследственностью, качеством окружающей среды, качеством жизни (степенью удовлетворения потребностей), образом жизни человека. При этом, по мнению ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50%.

Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при квалифицированном врачебном контроле. Однако существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения.

К объективным показателям функционального состояния здоровья относят морфологические (длина, масса тела) и функциональные ЖЕЛ (жизненная емкость легких),  мышечная сила.

К субъективным характеристикам жизнедеятельности организма относят самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, настроение (психоэмоциональное состояние).

Важно уметь контролировать и оценивать функциональное состояние организма или отдельных систем органов, с тем чтобы своевременно выявлять отклонения и проводить коррекцию (имеются в виду наиболее простые оздоровительные действия: закаливание, тренировка, регуляция массы тела путем изменения рациона питания, снятие напряжения с помощью изменения режима дня, выполнения расслабляющих упражнений).

Цель предлагаемой работы – охарактеризовать функциональное состояние городских и сельских школьников в возрасте 14-15 лет.

Практическая цель – обосновать основные функциональные состояния городских и сельских школьников с учетом влияния на их организм биологических изменений, физических упражнений и социальных факторов.

Исходя из целей исследования, бели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить физическое развитие городских и сельских школьников.
  2. Изучить оценку физической подготовленности городских и сельских    школьников.
  3. Исследовать умственную работоспособность городских и сельских    школьников.

4. Изучить зрительную память  городских и сельских школьников.

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

    1. Физическое развитие и особенности телосложения современных школьников.

(обзор литературы)

Проблема "школа и здоровье" учащихся возникла с особой силой во второй половине прошлого столетия.  Р.Вирхов выступил со своим учением "О школьных болезнях". Русский врач Н.П.Гундобин отмечал фундаментальное значение знаний о нормальном физическом и умственном развитии ребенка,[14].

Под термином "физическое развитие" понимают состояние 
морфологических и функциональных свойств и качеств, лежащих 
в основе определения возрастных особенностей, физической 
силы и выносливости организма,[17]. Однако применительно к растущему 
организму в это понятие необходимо включать и уровень 
биологического развития.  

Исследованиями ученых: А.А.Сыркина, Д.А.Аропа, М.Д.Большаковой, А.Г.Цейтлин, Г.К.Тороповой, Э.К.Андрюлиса, Г.П.Сальниковой, Г.И.Яковенко, и другие, было установлено влияние на состояние здоровья сложного комплекса факторов внешней среды, а также социальных условий жизни.


Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза, когда происходит, если так можно сказать, преобразование генотипа в фенотип.

Генотип характеризует индивидуальные морфо-функциональные особенности организма, унаследованные от родителей. Под влиянием факторов внешней среды генотип преобразуется в фенотип. Фенотип изменяется в течение всей жизни, отражая возрастную динамику физического развития. Известно, что влияние генетической программы и факторов внешней среды на физическое развитие неодинаково в различные возрастные периоды. Влияние социально-экономических условий жизни и других факторов внешней среды наиболее выражено в сенситивные возрастные периоды, когда интенсивно протекают процессы роста и развития (грудной, подростковый возраст) или процессы инволюции (пожилой и старческий возраст),[15]. При изучении физического развития школьников более часто используют только основные антропометрические  показатели - длину и вес тела, физиометрические показатели – жизненную емкость легких, силу сжатия кисти рук.

Физическое развитие оценивают с помощью методов антропометрических стандартов и индексов. Однако, каждый из тотальных размеров тела, взятый в отдельности не может характеризовать физическое состояние человека. Все эти показатели тесно связаны друг с другом и изменение величины одного из них приводит к изменению величины других. Индексы или показатели физического развития представляют собой соотношения отдельных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах. Разные индексы включают разное число признаков. Наиболее простые включают два признака, другие могут включать большее количество признаков. Поэтому индексы являются более информативными по сравнению с отдельными антропометрическими значениями. Благодаря несложности и наглядности, индексами пользуются для оценки отдельных показателей физического развития,[13]. По С.И.Гальперину  строгой пропорциональной зависимости между ростом и массой тела не существует, но, как правило, в одинаковом возрасте большую массу тела имеют более высокие дети. Разработке методов оценки массо-ростового соотношения детей и подростков придается немаловажное значение учеными педиатрии, гигиенистами, физиологами, антропологами,[6]. Для этого В.Н.Кардашенко, Т.А.Максимова, предлагают использовать вневозрастные стандарты с учетом только длины тела, считая, что масса тела при определенной длине не зависит от возраста. В это же время, данное представление вступает в противоречие с основными положениями возрастной морфологии и физиологии, подтверждающие неравномерность роста и развития детского организма на различных этапах онтогенеза,[19].

Поэтому изучение массо-ростового соотношения в возрастном аспекте является актуальным и представляет как научный, так и практический интерес.

Массо-ростовой индекс (Кетле), т.е. отношение массы в граммах к длине тела в сантиметрах. В младшем школьном возрасте у мальчиков и девочек этот показатель примерно одинаковый и колеблется от 180 до 260 г/см.

Значительное превышение верхней границы свидетельствует об избыточной массе тела, величина нижней границы указывает на недостаток массы. В среднем школьном возрасте массо-ростовой индекс колеблется от 220 до 360 г/см и у девочек несколько выше, чем у мальчиков. У старших школьников этот индекс колеблется от 325 до 400 г/см, и наоборот, у мальчиков выше, чем у девочек,[25].

Скорость роста длины тела, веса, окружности грудной клетки не одинаковы в разных возрастно-половых группах. Так, до 14 лет у девочек и до 15 лет у мальчиков наблюдается большая скорость роста в длину. До 11 лет у девочек и до 12 лет у мальчиков приросты длины тела больше, чем прибавки в весе. С 11 лет у девочек и с 12 лет у мальчиков соотношения меняются,[26]. Изучение соотношения показателей длины тела с уровнем полового созревания показало, что большей длине тела соответствует более высокая степень развития вторичных половых признаков,[22]. К моменту завершения роста резко падает информативность длины тела как показателя возрастного развития.


Таким образом, индекс Кетле дает представление об избыточной массе тела или ее дефиците у обследуемых в зависимости от возраста и позволяет охарактеризовать гармоничность физического развития.

Современные представления о развитии дыхательной системы в онтогенезе базируются на многочисленных исследованиях, выполненных в нашей стране Г.Д.Кузнецовой, И.С.Ширяевой и другими. Ими представлены возрастные нормативы большинства функциональных тестов, изучена их зависимость от антропометрических показателей,[12]/

О функциональных возможностях системы дыхания дает представление жизненный индекс (ЖИ). Это отношение жизненной емкости легких (мл) к массе тела (кг). Жизненный индекс показывает, какой объем воздуха из жизненной емкости легких приходится на каждый килограмм массы тела. Его величина для юношей - 60-65 мл/кг, а для девушек 55-60 мл/кг.

Известно, что величина жизненной емкости легких колеблется в зависимости от роста, типа дыхания (наибольшее при грудо - брюшном типе), от 
пола,[6]. 
Жизненная емкость легких увеличивается с возрастом, так у 11-летних мальчиков -2.100 мл, у 14-летних 2.700 мл и у 16-летних 4.200 мл. У девочек 
она на 100-300 мл меньше. Отмечено, что жизненная емкость легких на каждые 5 см роста увеличивается в среднем на 400 мл и зависит от типа 
дыхания и степени тренированности организма,[21].

Более точно учитывают влияние роста на жизненную емкость легких уравнение регрессии должной величина ЖЕЛ .

Мальчики: Рост 1,00- 1,65/м/

ЖЕЛ/л/ = 4,53 х рост/м/ - 3,9 Рост свыше 1,65/м/

ЖЕЛ/л/ = 10,0 х рост/м/ - 12,85

Девочки:

ЖЕЛ/л/ - 3,75 х рост/м/ - 3,15 [24]

По вопросу об изучении изменений с возрастом силы мышц имеется довольно большая литература. Наибольшее количество работ касается определения ручной силы. Возраст, в котором наблюдается максимальная ручная сила, неодинаков. Так, согласно исследованиям Е.М.Дементьева, максимальная ручная сила отмечается в возрасте 22-40 лет, когда она находится в пределах 60-57 кг. У Р.Рейса границы возраста испытуемых с наибольшей ручной силой (от 39 кг до 46 кг справа и 35-44 кг слева) несколько шире: от 18 до 49 лет. По Ю.М.Уфлянду и В.Г.Куневич ручная сила достигает максимума (41,6 кг справа и 32,2 кг слева) к 20 годам.

Оценить степень развития мышечной системы помогают силовые индексы. Силовой индекс для мышц кисти рассчитывается как отношение динамометрии кисти (кг) к массе тела (кг), выраженных в процентах. Норма для юношей 55-65% для девушек   50-60%. 

Значительное увеличение силы мышц отмечено к 15-18 годам. При утомлениях, заболеваниях сила кисти уменьшается в среднем на 5-10 кг,[4].

Таким образом, с помощью силового индекса можно охарактеризовать не только состояние мышечной системы, степень развития разных мышечных групп, но и уровень функционирования всего организма в целом.

Большинство современных школьников имеет дисгармоничное физическое развития, преимущественно за счет дефицита массы тела, сниженные показатели мышечной силы, жизненной емкости легких, что в совокупности определяется как синдром астенизации физического развития детей и подростков,[26].

Акселерация последних лет коснулась, главным образом, длиннотных размеров тела. Как показало исследование, функциональные возможности организма учащихся по-прежнему зависят от их двигательной активности и интенсивности нагрузок.

В формировании здоровья детей и подростков решающее значение имеют факторы среды их воспитания и обучения. По данным центров санэпиднадзора в целом по России в приспособленных зданиях располагается 43% образовательных учреждений. В 39% школ нет спортивных залов, а нагрузка на имеющиеся спортивные залы превышает нормы в 1,5-2 раза.

 В большинстве школ России сформировались новые учебные программы в связи с компьютеризацией обучения и воспитания с использованием других технических средств обучения. Все это привело к снижению двигательной активности детей, что не может не влиять на уровень физического развития,[7].

Информация о работе Особенности физического и умственного развития городских и сельских школьников.