Особенности физического и умственного развития городских и сельских школьников.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 07:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель предлагаемой работы – охарактеризовать функциональное состояние городских и сельских школьников в возрасте 14-15 лет.
Практическая цель – обосновать основные функциональные состояния городских и сельских школьников с учетом влияния на их организм биологических изменений, физических упражнений и социальных факторов

Содержание

Введение
Глава 1.Физическое и умственное развитие современных школьников
1.1.Физическое развитие и особенности телосложения современных школьников
1.2.Физическая подготовленность современных школьников
1.3.Особенности физического развития детей и подростков, живущих с учетом социально-экономических условиях
1.4.Умственная работоспособность современных школьников
Глава 2.Материалы и методы исследования
2.1.Организация исследования
2.2.Методика исследования
2.3.Методы статистической обработки
Глава 3.Результаты исследования и их обсуждения
3.1.Анализы индексов телосложения
3.2.Физическая подготовленность
3.3.Анализ умственной работоспособности у городских и сельских школьников
Выводы
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

soderzhanie_0.docx

— 112.39 Кб (Скачать файл)

ЖИ = ЖЕЛ: масса тела (кг).

Норма для юношей - 60-65 мл/кг; для девушек – 55-60 мл/кг.

в) Силовой индекс для кисти (СИ) - получают от деления показателя силы на вес и выражают в процентах.

СИ = динамометрия кисти (кг): масса тела (кг) * 100%.

Норма для юношей – 55 – 65 %; для девушек – 50 – 60 %.

4. Метод исследования  умственной работоспособности по  корректирующей пробе В.Я. Анфимова.

Уровень умственной работоспособности, сопротивляемости утомлению изучались методикой дозирования работы во времени по буквенным таблицам В.Я. Анфимова.

Были рассчитаны:

а) коэффициент точности (КТ),

б) коэффициент работоспособности (Кр),

в) показатель темпа работы (Т),

г) показатель продуктивности (Q),

д) показатель концентрации внимания (ПКВ).

а) Коэффициент точности, характеризующий качество переработки информации, рассчитывается по формуле:

КТ = А-(В+С)  , где                                                                     

            А+В 

КТ – коэффициент точности,

А – количество правильно отмеченных знаков,

В – количество пропущенных знаков (не отмеченных),

С – количество ошибочно маркированных знаков и пропущенных строк.

б) Коэффициент работоспособности рассчитывается по формуле:

Кр = КТ * д , где

КТ – коэффициент точности,

Д – число всех букв в тексте.

в) Показатель темпа работы рассчитывается по формуле:

Т =   N   , где

      180 сек.

N – число просмотренных знаков за 3 минуты.

г) Показатель продуктивности:

Q = (N : 10)  , где

       (N :10) + п

N – общее число просмотренных знаков,

п – общее число ошибок без пересчета.

д) Показатель концентрации внимания вычисляется по формуле:

ПКВ = КТ * Т, где

КТ – коэффициент точности,

Т – показатель темпа работы.

5. Метод исследования  непосредственной памяти.

Установлено, что объем непосредственной памяти существенно влияет на успеваемость школьников и студентов: чем больше объем непосредственной памяти, тем, как правило, выше успеваемость учащихся. Непосредственная память характеризуется количеством элементов комплекса (слов, чисел, фигур), которые может воспроизвести обследуемый – сразу после предъявления комплекса к запоминанию. Непосредственная память не зависит от характера запоминаемых элементов и варьирует у различных людей от 6 до 9 элементов.

а) Зрительная память.

Изучение зрительной памяти имеет существенное значение для оптимизации педагогической деятельности. Использование наглядных пособий дает большой эффект, если преподаватель знает особенности зрительной памяти учащихся, может учитывать время, необходимое для демонстрации и обеспечивающее запоминание объекта.

6. Оценка физической  подготовленности.

Физические нормативы определяют необходимые затраты времени на выполнение определенного физического упражнения одним или группой учащихся соответствующего возраста.

В узком смысле слова под физическими нормативами понимают цифровую оценку по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств, а именно прыжки в длину с места, подтягивание на высокой перекладине (для мальчиков) и низкой перекладине из виса лежа (для девочек), бег 1000 метров.

а) Прыжки в длину с места.

Прыжки находят широкое применение в двигательной деятельности человека. Упражнения в прыжках укрепляют костно-мышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координацию движений.

 

6.2. Бег на 1000 м.

В подготовленности к бегу на 1000 м важную роль играет общая и специальная выносливость. Специальная выносливость позволяет не только сохранять высокую среднюю скорость на протяжении всей дистанции, но и осуществлять ускорения на дистанции в соответствии с тактическим планом. Высокий уровень развития общей выносливости является базой для совершенствования специальной и позволяет успешно выступить. Длинный шаг бегуна, его легкий бег требуют силы мышц ног и хорошей подвижности в суставах, так как в беге движения происходят с большой амплитудой.

6.3. Подтягивание

Техника выполнения подтягиваний очень проста и доступна абсолютно всем. Теория проста: чем шире хват, тем большая нагрузка ложится на широчайшие мышцы спины; чем уже  – тем больше нагрузка ложится на грудные мышцы.

- Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (девушки).

- Подтягивание в висе на перекладине (юноши)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Методы статистической обработки

 

Статистическая обработка экспериментальных данных проводилась с использованием традиционных методов математической статистики, с применением пакета анализа «Microsoft Exel».

 Проводилось определение средних  значений всех полученных в  ходе исследования показателей (М), ошибки репрезентативности (m), вариационного разброса значений каждого показателя (G).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ.

 

3.1 Анализ индексов телосложения.

Индексы физического развития – это показатели физического развития, представляющие соотношение различных антропометрических  признаков, выраженных в априорных математических формулах.

Метод индексов позволяет делать ориентировочные  оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс – величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков. Индексы построены на связи антропометрических признаков (веса с ростом, жизненной емкостью легких, силой и т.п.) Разные индексы включают разное число признаков: простые (два признака), сложные – больше.

А) В ходе изучения особенностей телосложения с помощью индекса Кетле, были получены следующие результаты (рис.1):

Рис. 1 Индекс Кетле у сельских и городских мальчиков.

 

Таблица №1

Индекс Кетле у сельских и городских мальчиков.

Пол

Индекс Кетле

M+m

Городские мальчики

354,39+48,84

Сельские мальчики

328,48+23,48


 

У сельских школьников величина массо - ростового индекса только у 10 мальчиков (66,6%) соответствуют нормативам, а у 5 мальчиков (33,3%) – ниже нормы. У городских  же школьников 6 мальчиков (40%) входят в норму, 3 мальчика (20%) – выше нормы, 6 мальчиков (40%)- ниже нормы.

У сельских девушек (рис. 2)

Рис. 2 Индекс Кетле у сельских и городских девочек.

 

 

 

 

Таблица 2

Индекс Кетле у сельских и городских девочек.

Пол

Индекс Кетле

M+m

Городские девочки

342,21+60,33

Сельские девочки

300,33+18,44


 

Индекс Кетле соответствует стандартным значениям у 5 девочек(33,3%), а у 11 девочек (66,6%)- ниже нормы. У городских девушек соответствует стандартным значениям только 4 девочки (26,6%), 8 девочек (53,3%) – ниже нормы, выше нормы у 3 девочек (20%).

Приведенные цифры свидетельствуют о том, что у большинства городских юношей и девушек отмечается дисгармоничное физическое развитие, чем у сельских юношей и девушек, за счет избыточной массы тела (у 3 мальчиков и девочек - 20%)  или ее дефицита (у 6 мальчиков – 40% и 8 девочек -53,3%).

Абсолютные значения жизненной емкости легких не дают представления об уровне физического развития, потому что жизненная емкость легких зависит от роста и других морфологических показателей. Это учитывает жизненный индекс, который показывает количество миллиметров жизненной емкости, приходящееся на 1 кг массы тела. В наших измерениях он составил (рис. 3):

Рис. 3 Жизненный индекс у сельских и городских мальчиков.

Таблица 3.

Жизненный индекс у сельских и городских мальчиков.

Пол

Жизненный индекс

M+m

Городские мальчики

51,78+6,48

Сельские мальчики

59,20+4,82


 

У большинства городских мальчиков, а именно, у 86,6% (13 человек) – ниже нормы, и всего 13,3% (2 человека) – соответствует норме. У сельских мальчиков соответствует стандартным значениям 40% (6 человек), а вот ниже нормы - 46,6%(7 человек) и выше нормы – 13,3% (2человека).

Похожая тенденция наблюдается и у городских девушек (рис.4):

Рис. 4 Жизненный индекс у сельских и городских девочек.

 

Таблица 4.

Жизненный индекс у сельских и городских девочек.

Пол

Жизненный индекс

M+m

Городские девочки

41,11+4,23

Сельские девочки

53,03+5,81


 

Ниже нормы - 100% (15 человек), а вот соответствующим стандартам не наблюдается не одна из девушек. Значительно лучше ситуация прослеживается у сельских девушек, соответствуют стандартным значениям - 40% (6 человек), а ниже нормы составило – 53,3% (8 человек) и всего 6,6% (1 человек) – выше нормы.

У городских учащихся показатель жизненного индекса намного ниже, чем у сельских школьников, что указывает на их  недостаточное физическое развитие, отсутствие необходимых физических упражнений, что и приводит к низким функциональным показателям дыхательной системы.

Похожую тенденцию мы наблюдаем при расчетах силовых индексов (рис.5). 

Рис.5 Силовой индекс у сельских и городских мальчиков.

 

 

 

 

 

 

Таблица 5.

Силовой индекс у сельских и городских мальчиков.

Пол

Силовой индекс

M+m

Городские мальчики

44,66+7,24

Сельские мальчики

53,53+4,69


 

Силовой индекс для кисти у городских мальчиков 14-15-ти лет только у 13,3% (2 человека) соответствуют нормативным значениям; у 86,6% (13 человек)- ниже нормы. У сельских же мальчиков нормативным значениям соответствует – 53,3% (8 человек), и 46,6% (7 человек) – ниже нормы.

У городских девушек схожие значения с городскими мальчиками,

Рис. 6 Силовой индекс у сельских и городских девочек.

 

 

Таблица 6.

Силовой индекс у сельских и городских девочек.

Пол

Силовой индекс

M+m

Городские девочки

44,06+4,97

Сельские девочки

48,80+3,12


 

А именно, 20% (3 человека)- соответствует норме, 80% (12 человек) - ниже нормы. А вот у сельских девочек  соответствует нормативным значениям – 33,3% (5 человек), и 66,6% (10 человек) – ниже нормы.

На основании представленных данных можно говорить о том, что силовой индекс, как  и выше перечисленные индексы, у городских мальчиков и девочек намного ниже, чем у сельских мальчиков и девочек. Это свидетельствует о довольно низкой степени физического развития, недостаточной мышечной силе и соответственно слабом мышечном корсете спины, на фоне которого и  развиваются все возможные нарушения осанки, в том числе сколиозы и др. в большинстве случаев у городских школьников, как у мальчиков, так и у девочек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Физическая подготовленность.

Уровень развития физических качеств во многом определяет успешность двигательной активности школьников, их способность к овладению новыми формами движения, умение целесообразно пользоваться ими в жизни.

Результаты физического развития у сельских и городских школьников (таблица 1).

Таблица 1.

Физические нормативы

Физические

нормативы

Подтягивание

Прыжки с места

Бег 1000 м.

М+m

М+m

М+m

Сельские мальчики

25,46+7,63

229,40+11,17

3,91+0,35

Городские мальчики

16,20+7,38

213,86+9,64

4,07+0,43

Сельские девочки

25,20+3,38

170,46+4,89

4,68+0,23

Городские девочки

19,33+5,37

159,73+3,52

5,19+0,45

Информация о работе Особенности физического и умственного развития городских и сельских школьников.