Особенности формирования коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время важная роль в формировании коммуникативных умений отводится в психолого-педагогической литературе младшему школьному возрасту, поэтому актуальность выбранной нами темы очевидна и не вызывает сомнений. Основная цель обучения учащихся культуре общения - формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека - это совокупность норм и традиций общения. [17, с.56]
Адекватное коммуникативное поведение - это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определенной ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?) и правила и приемы эффективного общения (как лучше? как эффективней?).

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Глава. Особенности формирования коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте…………………………………………………6
Психолого-педагогические особенности младшего школьника……………………………………………………………….……….6
Особенности общения младших школьников …………………..7
Коммуникативные навыки младших школьников и важность их формирования …………………………………………………………………18
Приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников…………………………………………………………………….21
Глава. Характеристика внеурочной деятельности в младшем школьном возрасте ………………………………………………………26
Определение внеурочной деятельности. Виды ………………..26
Внеурочная деятельность и ее влияние на формирование коммуникативных навыков младших школьников………………………….28
Заключение………………………………………………………………36
Список литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 77.12 Кб (Скачать файл)

Ориентация современной Педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении младших школьников, так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста в последнее время затруднен.

Ученые считают, что самая распространенная трудность общения детей – это застенчивость.

Кон И.С. утверждает, что те, кто считает себя застенчивым, отличаются пониженным уровнем экстраверсии, они менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму и переживают больше коммуникативных трудностей. Чтобы общение протекало в нормальном русле, по мнению Кон И.С. школьнику надо избавляться от его застенчивости.

 Зимняя И.С. называет  еще одну область коммуникативных  затруднений – это межличностные  отношения. В их основе лежат  симпатия (антипатия), принятие (непринятие), совпадение ценностных ориентаций  и их расхождение, совмещенность  или различие когнитивных и  в целом индивидуальных стилей  деятельности общения.

Все это и многое другое может облегчить или затруднить взаимодействие людей, вплоть до его прекращения.

 

Также это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений, возрастной идентификации, проблемами семейного воспитания. Ситуация современного школьного обучения требует от ребенка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала.

Поэтому очень важно развивать у ребенка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составит предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками.

          Формирование  коммуникативных  умений  младших  школьников  —  чрезвычайно  актуальная  проблема,  так  как  степень  сформированности  данных  умений  влияет  не  только  на  результативность  обучения  детей,  но  и  на  процесс  их  социализации  и  развития  личности  в целом.  Умения  формируются  в  деятельности,  а  коммуникативные  умения  формируются  и  совершенствуются  в  процессе  общения  учащихся,  как  на  уроках,  так  и  во  внеурочной  деятельности. 

Общеобразовательная  школа  должна  формировать  целостную  систему  универсальных  знаний,  умений,  навыков,  а  также  опыт  самостоятельной  деятельности  и  личной  ответственности  обучающихся,  то  есть  ключевые  компетенции,  определяющие  своевременное  качество  образования,  не  маловажная  роль  в  этом  отводится  начальной  школе.

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования  (ФГОС  НОО)  предлагает  формировать  коммуникативные  универсальные  учебные  действия  для  адаптации  ребенка  в  социуме.

Коммуникативные  умения  обеспечивают  социальную  компетентность  и  учет  позиции  других  людей,  партнёров  по  общению  или  деятельности;  умение  слушать  и  вступать  в  диалог;  участвовать  в  коллективном  обсуждении  проблем;  интегрироваться  в  группу  сверстников  и  строить  продуктивное  взаимодействие  и  сотрудничество  со  сверстниками  и  взрослыми. 

К  коммуникативным  умениям,  формируемым  в  младшем  школьном  возрасте  относятся:

·планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  сверстниками  —  определение  целей,  функций  участников,  способов  взаимодействия;

·постановка  вопросов  —  инициативное  сотрудничество  в  поиске  и  сборе  информации;

·разрешение  конфликтов  —  выявление,  идентификация  проблемы,  поиск  и  оценка  альтернативных  способов  разрешения  конфликтов,  принятие  решения  и  его  реализации;

·управление  поведением  партнера  —  контроль,  коррекция,  оценка  его  действий;

·умение  с  достаточной  полнотой  и  точностью  выражать  свои  мысли  в  соответствии  с  задачами  и  условиями  коммуникации; 

·владение  монологической  и  диалогической  формами  речи  в  соответствии  с  грамматическими  и  синтаксическими  нормами  родного  языка .

 

 

1.4 Приемы формирования коммуникативной компетенции  младших школьников

Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или составляющих:        

- коммуникативная способность;        

- коммуникативное знание;        

- коммуникативные умения.

Коммуникативная способность  - природная одарённость человека к общению, с одной стороны, и коммуникативная производительность  - с другой.

Коммуникативное знание - это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений, и о том, какие методы, способы, средства общения эффективны именно в нашем исполнении.

             Коммуникативные умения формируются  у младшего школьника в  его  общении с окружающими и в  процессе жизнедеятельности. Успешность  и интенсивность их формирования  зависят от того, насколько осознаются  коммуникативные умения, насколько  школьник сознательно способствует  их развитию, присутствует ли  в процессе формирования этих  умений момент целенаправленного  их развития со стороны педагогов.

      Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение - неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно -  воспитательного процесса.

Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной к вам речи). Однако основным критерием интенсивности и успешности формирования коммуникативной личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Введение комплекса специально организованных упражнений, ситуаций в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Наилучшим источником пополнения словаря школьников, несомненно, служит литература, классические образцы, речь интеллигентных людей, учителей в первую очередь. Не менее важно очищение речи школьников от ненормативной лексики, диалектизмов, жаргонизмов .

Ситуации, создаваемые на уроках литературного чтения, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить, анализировать различные жизненные ситуации. Такой подход обеспечивает развитие речи ученика, учит вступать в диалогические споры о перевоплощении литературных героев, дает прекрасную возможность развития монологической речи.

Например, при работе над сказкой С. Аксакова "Аленький цветочек" детям можно предложить  представить себя этим волшебным цветком и рассказать «о себе». Монологи заслушиваются, и каждый следующий «аленький цветочек» старается богаче и ярче описать свою красоту (развитие воображения) и направить ее на служение людям  ("Пусть каждый, увидев мои алые лепестки, станет добрым, жалостливым, любящим, смелым..."). Ребенок сам проводит параллели между внешней и внутренней красотой, и духовные ценности занимают первое место. Также дети учатся определять основную идею сказки «Аленький цветочек», стараются сформулировать авторский замысел: нужно добиваться своей цели добротой, щедростью души - все это заслуживает вознаграждения, только добрые могут быть счастливы по-настоящему, подлые и завистливые люди никогда счастья не найдут... Можно обратить внимание на эпиграф к сказке - «О любви громко не говорят».

Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будешь счастлив. Это сказка о любви. И в самом деле, уже в заголовке есть установка на любовь: цветочек аленький. Автор очень просто и задушевно поведал нам историю любви, которая может прийти к  каждому.

Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов: развитие определённых особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь, в которой  объединяются тесно связанные друг с другом функции: выразительная (с помощью которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта), аппеляционная (посредством которой «другой» побуждается к действию) и изобразительная (посредством её «другому» изображается, сообщается положение вещей).

Реализация названных функций прямо связана с тем, насколько свободно человек владеет речью. Это является своеобразным шагом на пути к общению.

Для создания эмоционально - благоприятной коммуникативной  ситуации на уроке необходимо использовать:  

- игровые приёмы, например, если мы говорим о сказке С. Аксакова «Аленький цветочек», то возможно проведение литературно - познавательной игры «Красавица и чудовище», где детям предоставляется возможность показать свои знания по данной сказке и получить подарки; 

- задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

1. «Рассказ от первого лица»: 

- рассказать от лица младшей дочери о том, как ей было жалко отца, и она, не побоявшись чудовища, отправилась в его дворец; 

- повествование от имени предмета: например, от имени «Аленького цветочка».

2. «Комплимент»:  

- сказать комплимент сказочному литературному герою (младшей дочери купца или чудовищу - несмотря на его страшную внешность, он оказался очень благородным и щедрым, благодаря чему смог расколдовать чары злой колдуньи и стать прекрасным королевичем).

3. «Сказка в заданном ключе»: 

- введение в название сказки нового объекта, например «Аленький цветочек и злой колдун » и сочинить новую сказку.

4. «Изменение сказочной развязки»: 

- придумать другое окончание сказки, рассказа.

Целесообразно начинать знакомство детей со сказкой с подробного комментированного чтения текста, далее выводить их на решение проблемных вопросов, т.к. именно проблемные вопросы способствуют активному включению детей в процесс общения, они хотят высказать свое мнение по отношению к данному вопросу, и это очень ценится. Учителю важно научить ребенка правильно выражать свои мысли, а также научить уважать своих товарищей и уметь слушать их. Также возможна организация работы в парах и группах (по обсуждению поступков героев, например, почему отец сорвал аленький цветочек; почему старшие дочери не согласились помочь отцу в беде и т.д.), которая помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Глава. Характеристика внеурочной деятельности в младшем школьном возрасте

2.1Определение  внеурочной деятельности. Виды

 

 

 Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.        

 Главное во внеурочной работе – характер взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанные отношения. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности педагога, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Цель внеурочной деятельности была направлена на создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

По  стандарту  второго  поколения  на  внеурочную  деятельность  в  начальной  школе  отводится  10  часов  недельной  нагрузки.

Направления,  осуществляемые  во  внеурочной  деятельности  младших  школьников:  спортивно-оздоровительное,  художественно-эстетическое,  научно-познавательное,  военно-патриотическое,  общественно  полезная  и  проектная  деятельность. 

Для  реализации  в  начальном  образовании  доступны  следующие  виды  внеурочной  деятельности:

1.  игровая  деятельность;

2.  познавательная  деятельность;

3.  проблемно-ценностное  общение;

4.  досугово-развлекательная  деятельность  (досуговое  общение);

5.  художественно-эстетическое  творчество;

6.  социальное  творчество  (социально  преобразующая  добровольческая  деятельность); 

7.  трудовая  (производственная)  деятельность;

8.  спортивно-оздоровительная  деятельность;

Информация о работе Особенности формирования коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте